Необходимый предел прочности трансмиссии

Азбука для изобретателя пневмохода. Изобретение без ошибок.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Аватара пользователя
Юрич
Сообщения: 3673
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 20:37
Имя: Геннадий
Откуда: Тольятти

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Юрич »

sDkit писал(а): 18 дек 2020, 02:26 (весь вес на одном колесе)
Никак не получится в случае 4-х колесного транспортного средства.
Кратковременно вся вертикальная нагрузка может приходиться на два колеса:
- одной оси, например, подъем с максимальным по опрокидыванию уклоном (для 6х6 - переезд гребня), но в этом случае передаваемый момент ограничен этим самым опрокидыванием.
- диагональное вывешивание, более частый случай, особенно с короткоходной подвеской или с лифтом до исчерпывания хода отбоя подвески. Вот тут блокировки, межосевая и межколесные, необходимые для движения, перегружают полуоси в два раза.
- динамическое нагружение: после приземления, раскачка в засаде, галлопирование, переезд неровности и т.п.
Поэтому для вездеходов коэффициент динамичности и принимают 2,5. Т.е. считают с вертикальной нагрузкой на колесо в 2,5 раза большей, чем штатная в статике.

Максимальный расчетный момент для Нивы на 29" колесах, отсюда, будет:

12000 Н (полная масса, грубо) /4 = 3000 Н

коэффициент сцепления (трения колеса об асфальт) максимальный для колесной техники - 0,8
(замечу, что разогретые слики у болидов Ф1 прилипают к асфальто-бетону с коэффициентом 1,2...1,4, да еще и аэродинамическими устройствами прижимают их посильнее..., но это не наш случай)

Радиус качения колеса 29" * 25,4 мм * 0,5 / 1000 мм/м= 0,36 м

Штатный крутящий момент, передаваемый колесом в этих условиях без буксования,
3000 Н * 0,8 * 0,36 м = 864 Нм

Расчетный кр. момент для полуоси ( Кд для АПП - 2,5) = 2160 Нм

По чертежу привод Нивы должен выдерживать 1900 Нм без поломок и деформаций. Реально держит (мы много ими занимались в спорте) 2100 Нм до поломки "палки" или хвостовика внутр. "гранаты". Усиленный особой термообработкой по методу рано умершего технолога Калиновича привод Нивы держит 2400 Нм.
Полуось уверенно держит 1700 Нм, но она "торсионит" в отличии от хвостовика ШРУСа.
Вот как узок диапазон допустимых нагрузок для Нивы. Поэтому и написали в паспорте ТС - предназначен для эксплуатации на дорогах с неусовершенствованным покрытием. Для этих условий удовлетворительно подходит коэффициент динамичности до 2,0. И все паркетники - продолжатели Нивы, обладают таким же запасом прочности в узлах трансмиссии и подвески.
А вот военные, настоящие внедорожники, рассчитаны как раз для Кд=2,5 или больше, у них и масса поболе и "палки" потолще, да и материалы покруче. Самые легированные стали я встречал на полуосях и валах лаптежника ЗИЛ-131. Кстати, для Нивы научились делать "крепкие" привода и разгруженные полуоси из крутых сталей. По рассказам, держат до 6000 Нм.

Но я, все таки, для больших колес и бездорожья порекомендовал бы применять колесные редукторы, и для клиренса и для снижения нагрузок на полуоси. Ведь применение блокировок в мостах необходимо, а это двукратное увеличение момента на полуоси сразу, а еще динамика...
http://жюторг.рф - лучшие решения для твоего пневмохода
Аватара пользователя
Юрич
Сообщения: 3673
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 20:37
Имя: Геннадий
Откуда: Тольятти

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Юрич »

sDkit писал(а): 18 дек 2020, 02:18 Нажимая на газ при приземлении, водитель пытается преодолеть возросшую силу трения.
Не стоит делать этого, если хочешь продолжить движение. Опытные баггисты и мотокроссмены на вершине трамплина притормаживают и вместо "красивого" полета с затухающей скоростью, разгоняются по склону без отрыва от трассы.
http://жюторг.рф - лучшие решения для твоего пневмохода
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение новичок »

sDkit писал(а): 18 дек 2020, 03:07 Недогружен, вы хотели сказать
Перегружен. (Долбаный т9)
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
sDkit
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 17 дек 2020, 19:26
Имя: Феликс
Откуда: Ухта
Возраст: 31

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение sDkit »

Юрич писал(а): 18 дек 2020, 05:32 Никак не получится в случае 4-х колесного транспортного средства.
Кратковременно вся вертикальная нагрузка может приходиться на два колеса:
- одной оси, например, подъем с максимальным по опрокидыванию уклоном (для 6х6 - переезд гребня), но в этом случае передаваемый момент ограничен этим самым опрокидыванием.
- диагональное вывешивание, более частый случай, особенно с короткоходной подвеской или с лифтом до исчерпывания хода отбоя подвески. Вот тут блокировки, межосевая и межколесные, необходимые для движения, перегружают полуоси в два раза.
- динамическое нагружение: после приземления, раскачка в засаде, галлопирование, переезд неровности и т.п.
Поэтому для вездеходов коэффициент динамичности и принимают 2,5. Т.е. считают с вертикальной нагрузкой на колесо в 2,5 раза большей, чем штатная в статике.
Согласен, я и говорю что запас в случае расчета полного веса на одно колесо аж четырехкратный
Юрич писал(а): 18 дек 2020, 05:32 коэффициент сцепления (трения колеса об асфальт) максимальный для колесной техники - 0,8
опять же если применить в расчете кф 1, это расчет с запасом
Юрич писал(а): 18 дек 2020, 05:32 замечу, что разогретые слики у болидов Ф1 прилипают к асфальто-бетону с коэффициентом 1,2...1,4
это невозможно по тому же закону Кулона-Амонтона. Слики максимально приближают коэффициент к единице
Юрич писал(а): 18 дек 2020, 05:32 да еще и аэродинамическими устройствами прижимают их посильнее..
Этим увеличивается сила, с которой болит давит на асфальт, в нашем же случае давит только вес
Юрич писал(а): 18 дек 2020, 05:32 Вот тут блокировки, межосевая и межколесные, необходимые для движения, перегружают полуоси в два раза
Я вот не понимаю честно говоря, почему все говорят, что момент пришел в два раза больше на полуось в случае с блокировкой. В два раза больше чего? Приходящий момент все равно ограничен моментом двигателя и передаточными трансмиссии.
Юрич писал(а): 18 дек 2020, 05:32 Максимальный расчетный момент для Нивы на 29" колесах, отсюда, будет:

12000 Н (полная масса, грубо) /4 = 3000 Н

коэффициент сцепления (трения колеса об асфальт) максимальный для колесной техники - 0,8
(замечу, что разогретые слики у болидов Ф1 прилипают к асфальто-бетону с коэффициентом 1,2...1,4, да еще и аэродинамическими устройствами прижимают их посильнее..., но это не наш случай)

Радиус качения колеса 29" * 25,4 мм * 0,5 / 1000 мм/м= 0,36 м

Штатный крутящий момент, передаваемый колесом в этих условиях без буксования,
3000 Н * 0,8 * 0,36 м = 864 Нм

Расчетный кр. момент для полуоси ( Кд для АПП - 2,5) = 2160 Нм
Выше вы приводите расчет момента силы трения для Нивы, с запасом в 2.5 раза, где момент получился 2160 Нм, и тут же приводите факты, что полуось держит по факту 1700, и по чертежу должна держать 1900.

Трансмиссия нивы же без всяких повышающих коэффициентов передает момент от двигателя на полуоси 2000 с хвостом Нм (картинка с сайта val_001)
s23709167.jpg
Так значит расчет все-таки велся не от двигателя, а со стороны колеса, по методике, которую вы вкратце описали выше? Потому что если расчет вести от двигателя, мы момент 2059 Нм на полуоси должны умножить на кф 2.5 и получить 5147,5 Нм. Это что за полуоси должны быть?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось sDkit 18 дек 2020, 13:47, всего редактировалось 2 раза.
ЧПУ плазменная резка
https://vk.com/plasmaukhta
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Aлексей »

новичок,
новичок писал(а): 18 дек 2020, 10:16(Долбаный т9)
Дмитрий, теперь это новый мем ? :)))
Алексей http://kolamap.ru/
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Aлексей »

sDkit писал(а): 18 дек 2020, 13:44 Я вот не понимаю честно говоря, почему все говорят, что момент пришел в два раза больше на полуось в случае с блокировкой. В два раза больше чего?
В два раза больше чем в случае не заблокированного дифференциала.
Алексей http://kolamap.ru/
Аватара пользователя
sDkit
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 17 дек 2020, 19:26
Имя: Феликс
Откуда: Ухта
Возраст: 31

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение sDkit »

Дмитрий Р писал(а): 18 дек 2020, 05:17 если с двух, то просто
двигатель заглохнет
То есть сломать трансмиссию газухи невозможно?
ЧПУ плазменная резка
https://vk.com/plasmaukhta
Аватара пользователя
sDkit
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 17 дек 2020, 19:26
Имя: Феликс
Откуда: Ухта
Возраст: 31

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение sDkit »

Aлексей писал(а): 18 дек 2020, 13:50 В два раза больше чем в случае не заблокированного дифференциала.
Представим, что машина едет по ровному и одинаковому асфальту, дифф свободен. Известен момент двигателя, передаточные числа трансмиссии. Какой момент передается на каждую полуось?

Мдвиг * передат. число

Теперь представим машину, едущую колесом в грязи, вторым на асфальте. Какой момент передается на полуоси?

Мдвиг * передат. число, но теперь он распределился - буксующее колесо получило, например, 70% этого момента, в едущее - 30%.

Теперь машина также едет по грязи и асфальту, но у нее заблокирован дифф. Какой момент передается на каждую полуось?

Мдвиг * передат. число

И чем эта ситуация отличается от первого случая?

А отличается она моментом силы трения. Со стороны двигателя ничего не поменялось. Откуда увеличение момента в два раза?
Последний раз редактировалось sDkit 18 дек 2020, 14:06, всего редактировалось 1 раз.
ЧПУ плазменная резка
https://vk.com/plasmaukhta
Аватара пользователя
sDkit
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 17 дек 2020, 19:26
Имя: Феликс
Откуда: Ухта
Возраст: 31

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение sDkit »

Дмитрий Р писал(а): 18 дек 2020, 05:17 переубедить вас не получится вероятно
Я не против того, чтобы меня переубедили, но пока все разговоры сводятся к тому, что "трансмиссия должна переварить весь момент", и "при включенной блокировке момент в два раза выше" (утрирую, конечно, не пытаясь никого обидеть)

С обратной стороны, от колеса, а не от двигателя, пока согласился посмотреть только Юрич с расчетом моментов для нивы
Последний раз редактировалось sDkit 18 дек 2020, 14:13, всего редактировалось 1 раз.
ЧПУ плазменная резка
https://vk.com/plasmaukhta
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Aлексей »

sDkit писал(а): 18 дек 2020, 14:01 машина едет по ровному и одинаковому асфальту, дифф свободен. Известен момент двигателя, передаточные числа трансмиссии. Какой момент передается на каждую полуось?
50% - в случае если это старая, гнилая, копейка.
Алексей http://kolamap.ru/
Аватара пользователя
Юрич
Сообщения: 3673
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 20:37
Имя: Геннадий
Откуда: Тольятти

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Юрич »

sDkit писал(а): 18 дек 2020, 14:01 И чем эта ситуация отличается от первого случая?
Симметричный дифференциал распределяет момент поровну между полуосями, момент от главной пары подводится к корпусу дифференциала, потом через оси сателлитов передается на центр сателлита, а тот, находясь в равновесии, толкает зубья полуосевых шестерен всегда с равной силой (как коромысло с одинаковыми ведрами). Если момент на одной полуоси падает, то падает и на другой. Попадет одна сторона на лед, момент упадет до момента предельного по сцеплению колеса со льдом. И будет это (забегающее) колесо буксовать пока не растопит лед дот асфальта. А вторая сторона будет стоять как вкопанная, поскольку на неё приходит такой же маленький момент.

В случае блокировки дифференциала, полуось передает крутящий момент на колесо на пределе его сцепления, т.е. до буксования. Это позволяет отстающему колесу создавать тяговую силу, не оглядываясь на второе, которое на льду.

Так же и блокировка межосевого дифференциала: без неё, если задние колеса в воде, на берег передними не выедешь, будешь брызги пускать пока бензин не кончится.
А включив блокировку, на передний мост пойдет столько момента, сколько смогут преобразовать в тяговую силу передние колеса. Т.е. на пределе буксования. Ну уж если и в этом случае колеса буксуют, то лучше не мешкая поискать другое место для выхода из воды или сровнять выезд, или распустить лебедку.

Про циркуляцию и динамические перегрузки с утра писал.
Блокировки МОД и МКД хороши, но пользоваться ими нужно осмотрительно и только по крайней необходимости. Заваренные дифференциалы в любом месте - зло!
Aлексей писал(а): 18 дек 2020, 14:13 50% - в случае если это старая, гнилая, копейка.
Aлексей, поверь, у самого крутого Мерседеса или Тойоты тоже свободный диф передает на каждую полуось ровно половину крутящего момента от коробки дифференциала! См. объяснения выше.
http://жюторг.рф - лучшие решения для твоего пневмохода
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Aлексей »

Юрич писал(а): 18 дек 2020, 14:26 Aлексей, поверь, у самого крутого Мерседеса или Тойоты тоже свободный диф передает на каждую полуось ровно половину крутящего момента от коробки дифференциала!
Юрич, - :)))
Алексей http://kolamap.ru/
Аватара пользователя
sDkit
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 17 дек 2020, 19:26
Имя: Феликс
Откуда: Ухта
Возраст: 31

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение sDkit »

Юрич, Алексей, давайте задам вопрос по-другому.

Прямолинейное движение, абсолютно ровный и одинаковый асфальт.

В первом случае диф свободный, во втором - заваренный.

По вашей логике, в первом случае момент на каждой полуоси будет равен 50% от момента, вышедшего с ГП, а во втором - 100%?
ЧПУ плазменная резка
https://vk.com/plasmaukhta
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение Aлексей »

sDkit писал(а): 18 дек 2020, 14:36 во втором - 100%?

Во втором то же 50х50, пока не станешь каскадером.

Изображение
Алексей http://kolamap.ru/
Аватара пользователя
sDkit
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 17 дек 2020, 19:26
Имя: Феликс
Откуда: Ухта
Возраст: 31

Необходимый предел прочности трансмиссии

Сообщение sDkit »

Aлексей писал(а): 18 дек 2020, 14:42 Во втором то же 50х50
что тоже 50х50? ведь при включенной блокировке (коей по сути является заварка) момент должен в два раза больше стать относительно первого случая, вы сказали)
ЧПУ плазменная резка
https://vk.com/plasmaukhta

Вернуться в «Философия вездеходостроения»