Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Авторские вездеходы на шинах низкого давления.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Oleg_P »

Здравствуйте Voland4x4 ! Придется расшифровывать по слогам. Потому, что кратко ответить не получается.
Voland4x4 писал(а): 08 июн 2022, 06:35
Oleg_P писал(а): 07 июн 2022, 22:55 Заключается она в том, что "центр тяжести" машины ВЫШЕ "центра плавучести". А знаменитая фишка "Шерпа" с перетеканием воздуха с колес одного борта на другой усугубляет.
Заключается она в большом гидродинамическом сопротивлении кузова и колес, а усугубляет это положительная плавучесть кузова.
Вот тут вообще классическое "бла-бла-бла" не относящееся к моему посту.
Придется рассказывать предысторию и то, почему ситуация типичная, почему я подозреваю нарушение ТБ и почему связываю с положением "центра тяжести" и "центра плавучести".
Был такой болотоход шагающий БШ-3а. Вот ролик по его более позднему прототипу:

У этой машины был классический недостаток - "склонность к опрокидыванию" благодаря тому, что положение "центра тяжести" выше "центра плавучести". Эксплуатация этого вездехода запрещена РосТехНадзором ввиду того, что при работе на этом вездеходе ГИБНУТ ЛЮДИ. Я знаю о двух погибших.
Опишу типичную ситуацию.
Болотоход предназначен для того, чтобы "фрезеровать" "нефтяную пленку" на поверхности болота. ПО ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БОЛОТА. Это важно, потому что пересечь болота, как другие вездеходы, для этой машины проблем не было. Проблема возникает, когда "фрезеровать" надо ВДОЛЬ ДОРОГИ, ТО ЕСТЬ НА КОСОГОРЕ. При крене машины рано или поздно возникает ситуация, когда эта самая "склонность к опрокидыванию" проявлялась в опрокидывании машины на бок. Люди гибли из-за конструктивной особенности машины: Дверь кабина открывалась только с одной стороны. С другой стороны были проложены РВД, которые мешали это сделать. Смерть была страшной - мужик тонул полтора часа по мере проникновения болотной жижи в кабину, а по берегу носились и люди и техника, которые так и смогли ничем ему помочь.
Теперь к типичности НАШЕГО случая.
Читаем: "Он заявил, что Владимир Габриелян вместе с Алёной Габриелян и ещё двумя знакомыми ехали на двух вездеходах «Шерп» по берегу Белого моря. Недалеко от села Шойна оба вездехода перевернулись и их потащило в море."
Это примерно в таких условиях, как я понимаю

Наличие ВОДЫ как источника силы Архимеда + ДВИЖЕНИЕ ПО КОСОГОРУ + опрокидывание на бок. Три условия ТИПИЧНЫ для ПЛАВАЮЩИХ ВЕЗДЕХОДОВ.
Любые преимущества любой техники в некоторых ситуациях становятся недостатками, поэтому не стоит притягивать за уши. Очень похоже что причина - переоценка возможностей вездехода и ошибки пилотирования.
Позвольте - РЕЖИМ ПЛАВА ВЕЗДЕХОДА и его условия "притянуты за уши"? Я правильно понял?
К Вашему сведению. Вы знаете почему в Швеции прекращен выпуск замечательного вездехода Bv-206 "Лось"? Так вот потому, что машину признают ПЛАВАЮЩЕЙ и, поэтому требуется оснастить её ВСЕМИ СРЕДСТВАМИ СПАСЕНИЯ. От радиомаяков "sos" с радарами до спасательных кругов и чуть ли не спасательных шлюпок :(
Как там у Вас: "причина - переоценка возможностей вездехода"? То есть ПЛАВАТЬ "Шерп" не может? Или может? Как Вы представляете режим форсирования речки на стремнине? Когда машину разворачивает на 90 градусов в секунду, если она зацепилась за берег одним колесом?
Так что здесь обсуждается не
Это как если бы какой-то олигарх убился по дурости об стену на самой безопасной Вольво, обсуждать это потом на профильном форуме Вольво и искать какие-то косвенные причины в конструкции.
А режим ПЛАВА и КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЗДЕХОДА "ШЕРП" НА ЭТОМ САМОМ РЕЖИМЕ.
При пересечении рек с течением уносит и переворачивает даже внедорожники и грузовики, в некоторых случаях во избежание заранее открывают двери чтобы затопить машину и не допустить всплытия, пересекают под углом к течению, чтобы уменьшить давление воды в борт.
Вот только "внедорожники и грузовики" НЕ ПЛАВАЮТ. Это во-первых.
И тот самый "центр тяжести" у них НИЖЕ "центра плавучести". Это во-вторых.
И вообще, тема по ЧП никак напрямую не связана с вездеходами Шерп, поэтому обсуждать в этой ветке как минимум не правильно
Нт уж! Именно здесь НЕОБХОДИМО ОБСУЖДАТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЗДЕХОДА "ШЕРП", ОТНОСЯЩИЕСЯ К САМЫМ РАЗНООБРАЗНЫМ РЕЖИМАМ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ.

Вопрос задан чисто конструкторский. Для ответа достаточно привести положение "центра тяжести" и "центра плавучести" в мм.
Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Oleg_P »

Алексей Гарагашьян писал(а): 07 июн 2022, 20:46
Паша писал(а): 07 июн 2022, 12:00 https://29.ru/text/incidents/2022/06/07/71390768/
— Два вездехода фирмы «Шерп» передвигались по побережью Белого моря в сторону мыса Канин Нос, <...> переходя реку Бугряница, оба вездехода перевернулись, их потащило в море
Погибло два человека.
Соболезную родным и близким погибших.
Когда будет доступна полная информация о произошедшем, надо будет сделать выводы по снижению вероятности подобных инцидентов, как с технической, так и с организационной стороны.
Здравствуй Алексей!
Вот для того, чтобы "сделать выводы по снижению вероятности подобных инцидентов, как с технической, так и с организационной стороны" я и обсуждаю КОНСТРУКЦИЮ. А Вы меня "минусуете"...
mmcl200
Администратор
Сообщения: 9623
Зарегистрирован: 24 фев 2009, 13:29
Имя: Денис
Откуда: Санкт-Петербург

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение mmcl200 »

Oleg_P, все что ты написал, абсолютно точно имеет место быть. Только фото на котором искореженный шерп, а сверху водопад, мне говорит о том, что туда если смоет, любой вездеход, то исход такого сплава будет печален. Вне зависимости от центра плавучести и центра масс.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Voland4x4 »

[:})
Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 09:54 Это примерно в таких условиях, как я понимаю
Не правильно понимаете, на видео скорее всего Дальний Восток нашей страны, Камчатка или Сахалин. и это прилив.

В остальном.... Если на надувной лодке выйти в море в шторм, то она с очень большой долей вероятности перевернется. Если супертанкер в океане в шторм поставить бортом к волне, то он тоже скорее всего или перевернется или его разломает. И в обеих случая будет иметь место ошибка и переоценка.

И если Шерп имеет положительную плавучесть, это абсолютно не означает что на нем можно преодолевать любые водные препятствия. Он такой как он есть и надо трезво оценивать что он может а что нет.

И про грузовики, пример только для того что у них центр тяжести сильно ниже чем у вездеходов, и плавучести никакой, но при определенных условиях все переворачивает.


Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Oleg_P »

mmcl200 писал(а): 08 июн 2022, 09:59 Oleg_P, все что ты написал, абсолютно точно имеет место быть. Только фото на котором искореженный шерп, а сверху водопад, мне говорит о том, что туда если смоет, любой вездеход, то исход такого сплава будет печален. Вне зависимости от центра плавучести и центра масс.
Здравствуйте mmcl200 !
Вот если говорить о том фото...
Я могу понять как смыло, опрокинуло, вообще перевернуло ОДИН вездеход. А как ДВА? Вот этого я понять не могу. Но могу сделать Вывод, что фото НЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ УСЛОВИЯ ИНЦИДЕНТА.
Скорее уж достаточно большая и "длинная" волна, как раз в море. Так что ... лучше уж видео грузовиков на берегу моря.
Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Oleg_P »

Voland4x4 писал(а): 08 июн 2022, 10:13 [:})
Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 09:54 Это примерно в таких условиях, как я понимаю
Не правильно понимаете, на видео скорее всего Дальний Восток нашей страны, Камчатка или Сахалин. и это прилив.
Прилив ВОЛНЫ НЕ ДАЕТ!!! Уж слишком он медленный. Волны они сами по себе. А так то я вникал - Камчатка это.
И если Шерп имеет положительную плавучесть, это абсолютно не означает что на нем можно преодолевать любые водные препятствия. Он такой как он есть и надо трезво оценивать что он может а что нет.
Кто ж против?
Мало того, не только "Шерп" но ВСЕ ДРУГИЕ ВЕЗДЕХОДЫ НА "ПНЕВМАТИКАХ". По крайней мере "однокорпусные". Все они имеют описанные недостатки. Т.е. ПЛАВАТЬ на них необходимо ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО И В СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ...
И про грузовики, пример только для того что у них центр тяжести сильно ниже чем у вездеходов, и плавучести никакой, но при определенных условиях все переворачивает.
Что грузовики? ТАНКИ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ :shock: НО! В их инструкциях строго прописаны УСЛОВИЯ форсирования водных преград.
А у вездеходов ключевое слово ПЛАВАЕТ :oops:
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Voland4x4 »

Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 10:34ПЛАВАЕТ
Плавает другая субстанция, а вездеход может иметь положительную плавучесть [:})
Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 10:34 Прилив ВОЛНЫ НЕ ДАЕТ!!! Уж слишком он медленный. Волны они сами по себе. А так то я вникал - Камчатка это.
Аватара пользователя
Толстый Чукча
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 21 мар 2018, 22:47
Имя: Валерий
Откуда: Анадырь
Возраст: 64

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Толстый Чукча »

Мне кажется трагедия произошла не из за конструктивных особенностей шерпа. Причин скорее несколько. Как вариант, насмотревшись рекламных видео, водитель не верно оценил ситуацию и возможности вездехода. Много груза в багажнике на крыше. Не верно разместили груз, на один бок. На моем вездеходе, в силу конструкции, зад загружен сильнее переда. В результате при переправе через реку, с сильным течением, вездеход моментально разворачивает передом по течению. Не верно выбрали место переправы, опять водитель не прав. Так можно много причин найти.
Родным соболезную.
Samstan
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 авг 2021, 20:53
Имя: Василий
Откуда: Вологда

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Samstan »

Ну и жилеты и остутствие элементарного набора выживания при себе, спички туристические+нож.
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3469
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение МВП »

Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 10:34 Мало того, не только "Шерп" но ВСЕ ДРУГИЕ ВЕЗДЕХОДЫ НА "ПНЕВМАТИКАХ". По крайней мере "однокорпусные". Все они имеют описанные недостатки.
Вода ж сила божья , ну кто ее остановит ? Скорость потока можно изменить а энергию нет . И разницы нет секционные или корпусные , колесные , гусеничные или даже яхтеннокилевые которые переворачивает подводным парусом зацепившись мачтой за мост


Вот два гусеничных сочлененных в подобной ситуёвине .

Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 10:34ВОЛНЫ
Течение и волны вещь совсем разная . Вездеход Шерп на волне обладает замечательной остойчивостью . Теряет остойчивость только в случае притопления внутренноего пространства корпуса . У него изменяется амплитуда выравнивания , становится более валким . Центр тяжести при том снижается , но резко падает метацентрическая высота (а она у него долвольно высокая по сравнению с иными конструкциями в том числе особенно гусеничными с низким ЦТ) . Обусловлено ет тем что центр величины при крене смещается в сторону крена .
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3469
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение МВП »

Самой вероятной причиной опрокидывания двух в одной речке считаю не безопасную скорость течения .
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3469
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение МВП »

МВП писал(а): 09 июн 2022, 08:29 причиной опрокидывания
Может присутствовать дополнительный фактор , он причиной не является как и открытый проем при поступлении воды . Или удар колеса в подводное препятствие . Просто идет как стечение обстоятельств при желании скорейшего достижения безопасного положения на местности или скорейшего изменения в наступившей ситуации .
Кажись те края . :oops:
2022-6-9 19-43-53.png
2022-6-9 19-44-59.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось МВП 09 июн 2022, 19:08, всего редактировалось 1 раз.
Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Oleg_P »

МВП писал(а): 09 июн 2022, 08:29 Самой вероятной причиной опрокидывания двух в одной речке считаю не безопасную скорость течения .
Здравствуй МВП!
В "букваре" написано - форсирование водных преград запрещено при скорости течения свыше 1,5м/с.
Это для танков.
Для вездеходов я бы понизил скорость до 1м/с.
Далее вопрос - А если НАДО? Если "приспичило"?
Тады следует читать "букварь" так - "форсирование водных преград САМОСТОЯТЕЛЬНО запрещено при скорости течения свыше 1м/с".
Т.е. необходимо продумывать схему форсирования. Я опыта не имею. Всё что могу "посоветовать" сажайте машину на веревку. Веревку на противоположный берег. И туда же лебедку, да помощнее. Да анкер на 4х кратный вес машины чтобы держал.
Короче танцы с бубном а не переправа. Лучше всего цеплять веревку к другому вездеходу. который уже на нужном берегу. Но анкер это не отменяет. И, конечно - а там то откуда этот самый вездеход?
Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение Oleg_P »

МВП писал(а): 09 июн 2022, 07:52
Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 10:34 Мало того, не только "Шерп" но ВСЕ ДРУГИЕ ВЕЗДЕХОДЫ НА "ПНЕВМАТИКАХ". По крайней мере "однокорпусные". Все они имеют описанные недостатки.
Oleg_P писал(а): 08 июн 2022, 10:34ВОЛНЫ
Течение и волны вещь совсем разная . Вездеход Шерп на волне обладает замечательной остойчивостью . Теряет остойчивость только в случае притопления внутренноего пространства корпуса . У него изменяется амплитуда выравнивания , становится более валким . Центр тяжести при том снижается , но резко падает метацентрическая высота (а она у него долвольно высокая по сравнению с иными конструкциями в том числе особенно гусеничными с низким ЦТ) . Обусловлено ет тем что центр величины при крене смещается в сторону крена .
Вот что про ВОЛНЫ не рассказывай, какие видео на течении не выкладывай, а ЦТ ДОЛЖЕН И ОБЯЗАН БЫТЬ НИЖЕ "ЦЕНТРА ПЛАВУЧЕСТИ".
Ибо НА БОЛОТЕ ни ВОЛН, ни ТЕЧЕНИЯ, а перевернуться - "как 2 пальца об асфальт".
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3469
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Вездеход "ШЕРП" Алексея Гарагашьяна

Сообщение МВП »

Oleg_P писал(а): 09 июн 2022, 19:13 "ЦЕНТРА ПЛАВУЧЕСТИ".
Впервые о таком слышу .

Для легко обучающихся должно быть понятно :oops:

25bed518b0f8.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Вездеходы Алексея Гарагашьяна (г. СПБ)»