Композитные материалы: от дисков до крыши.

Открытое проектное бюро по созданию и проектированию вездеходов на шинах низкого давления.
(Футуристические проджекты - приветсвуются)

Модераторы: andyfix, новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

фара
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 21:58
Имя: сергей
Откуда: Гжель

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение фара »

Vadim Sharapov писал(а): 09 май 2020, 14:56 Всем привет, по основной работе занимаюсь композитами уже лет 25, технолог. Про вездеходы пока только читаю. Построил множество лодок, катеров, яхт, бамперов, детских горок и бассейнов. И очень удивился когда увидел что в вездеходостроении композиты используют очень мало. Как я со стороны, читая этот форум, увидел самодельщика вездеходчика. Сварил раму, повесил двигатель, коробку, другие агрегаты, подвеску, колёса, рулевое. Приварил старое автомобильное сиденье или ваще деревянную лавочку и поехал на ходовые испытания. Довёл аппарат до нужных кондиций пришпандорил сверху фанерную будку или сварил железный ящик, типа это будет кабина и поехал. Внутри может быть верх технического совершенства, а снаружи "Шанхайский луноход". Конечно утрирую, но недалеко от истины, вернее от фото с этого форум. Из композитов можно делать хоть Хаммер, хоть Феррари, хоть Шерп. Красивую, функциональную кабину, кузов, салон, внутреннюю лодку.... вобщем очень много. В Боинге 70% композитов. Себе планирую делать шерпоподобный вездеход с максимальным применением композитов. Шерп не потому что распиаренный до небес, а реально АГ создал очень правильную машину, вернее очень подходит под мои цели. Если кому интересно про композиты, готов ответить на любые вопросы. Не только по дискам, а и про всё.
Вадим
Здравствуй Человек! Мысли мои читаешь!! Эстетика стОит денег. При худом станковом парке, худые возможности. Соответственно возможностям изготовляется техника. Да и с эстетическим творчеством у основной массы самоделкиных совсем туго. И перфекционистов среди нас тоже раз,два и обсчёлся. И ещё один из главных факторов, это чистое, ТЁПЛОЕ, сухое помещение крайне необходимое при работе с пластиком. Я свой Сундук вообще два года под небом строил. ПэСэ. Когда первый вездеход и жопа горит и рвётся в поля, в грязь, да на пересечёнку- тоже не до эстетики. Водрузился на "скелет без мяса" и в поля...
всему своё время
Дмитрий Р
Сообщения: 1209
Зарегистрирован: 01 мар 2013, 21:52
Имя: Дмитрий
Откуда: Заячий остров,Сургут

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Дмитрий Р »

Vadim Sharapov писал(а): 10 май 2020, 11:14 На облицовке можно и 100 кг. сэкономить
Скажите,сколько весит кв метр пластика,для облицовки кузова.вездехода,чтобы он не "булькал",не прогибался от веса,пусть снега,воды на крыше и можно было к нему прислониться ,на борту машины.И его толщину.
Далеко не всем доступна и понятна эта технология,вам она доступна и понятна,для меня дремучий лес.
Изготовление траков и гусениц для гусеничных вездеходов телефон для связи +79048791529

https://www.surgutargontrak.com/
Аватара пользователя
Vadim Sharapov
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 07 дек 2018, 14:18
Имя: Вадим
Откуда: Томская обл. Северск
Возраст: 64

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Vadim Sharapov »

Дмитрий Р писал(а): 10 май 2020, 18:14
Vadim Sharapov писал(а): 10 май 2020, 11:14 На облицовке можно и 100 кг. сэкономить
Скажите,сколько весит кв метр пластика,для облицовки кузова.вездехода,чтобы он не "булькал",не прогибался от веса,пусть снега,воды на крыше и можно было к нему прислониться ,на борту машины.И его толщину.
Далеко не всем доступна и понятна эта технология,вам она доступна и понятна,для меня дремучий лес.
Квадратный метр пластика толщиной 1 мм. весит 2.1 кг. Если это нормально сделанный пластик, то острой отвёрткой со всего маху его не пробьёшь. Но жёсткости не хватит. Но тут важно как конструктивно это сделано. На автомобиле кузов может быть несущим, может быть рамным, может быть гибрид, несущий кузов с усилением в виде подрамника, каких то силовых каркасов, как в раллийных машинах. С пластиком всё так же. Можно сделать полностью несущий кузов, а можно сделать стальной каркас, на который навесить облицовку. Если каркас частый, то он несущий и облицовка может быть тонкой. Если каркас редкий, то и облицовка должна быть толще и воспринимать часть нагрузки. На пятиметровом катере с двигателем 100 л.с толщина корпуса от 5 мм. на днище, до 3 мм. на бортах. Это полностью несущий корпус. Нагрузки гораздо сильнее, чем на кузов вездехода. Так что думаю 2-3 мм. Опять же форма, плоская или двояковыпуклая. Чтобы пробить 2 мм. пластик молотком нужно полчасика попотеть. Ни с первого удара, ни с десятого не пробьёшь. У меня заказчики били :-)
Дмитрий Р
Сообщения: 1209
Зарегистрирован: 01 мар 2013, 21:52
Имя: Дмитрий
Откуда: Заячий остров,Сургут

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Дмитрий Р »

Vadim Sharapov писал(а): 10 май 2020, 18:31 Но жёсткости не хватит. Но тут важно как конструктивно это сделано. На автомобиле кузов может быть несущим, может быть рамным, может быть гибрид, несущий кузов с усилением в виде подрамника, каких то силовых каркасов, как в раллийных машинах. С пластиком всё так же. Можно сделать полностью несущий кузов, а можно сделать стальной каркас, на который навесить облицовку. Если каркас частый, то он несущий и облицовка может быть тонкой. Если каркас редкий, то и облицовка должна быть толще и воспринимать часть нагрузки.
Про каркас я догадываюсь.То есть для приемлемой жесткости на уровне алюминиевого 2 мм листа ,лист пластика должен быть не менее 2 мм и его масса будет около 4 кг?
Алюминиевый лист при тех же параметрах весит на 1 кг больше.Если брать " площадь" поверхности обычного ,среднестатистического вездехода вряд ли будет 100 м2,Поэтому ни о какой экономии в 100 кг речи идти не может.Площадь "надстройки" обычно в пределах 30 м2.То есть около 30 кг.Если брать алюминий 1,5 мм то масса 1 м2 будет 4 кг.Экономия отсутствует.Опять же,если сравнивать со стальным листом,то масса стального листа будет выше,это понятно.вопрос в трудоемкости изготовления и стоимости материала,удобстве и скорости работы с ним.Алюминий/сталь поверхность листа уже ровная,никакой подготовки ,для придания эстетики,типа шпаклевки,не требует.акак будет выглядеть самодельный пластик из сарая/гаража я догадываюсь.Понятно.что вездеход не выставочная машина,но и не забор из горбыля.высказал свое мнение,как я вижу пластик и вездеход.
Другое дело когда машины однотипные со стандартными деталями,типа арго.здесь тоже вроде все понятно,серия,так быстрее и надежнее.да и дешевле наверняка.
Изготовление траков и гусениц для гусеничных вездеходов телефон для связи +79048791529

https://www.surgutargontrak.com/
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1319
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Aлексей »

Дмитрий Р писал(а): 10 май 2020, 20:36 Алюминий/сталь поверхность листа уже ровная,никакой подготовки ,для придания эстетики,типа шпаклевки,не требует.акак будет выглядеть самодельный пластик из сарая/гаража я догадываюсь.Понятно.что вездеход не выставочная машина,но и не забор из горбыля.высказал свое мнение,как я вижу пластик и вездеход.
Достаточно почитать тему Буквоеда - "Пластковая вездебагга" чтоб сделать вывод, работа со стеклопластиком может дать преимущество лишь при серийном и мелко серийном производстве при наличии высококвалифицированного персонала.
Что "Литвина" и демонстрирует.

Изображение
Алексей http://kolamap.ru/
Аватара пользователя
Vadim Sharapov
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 07 дек 2018, 14:18
Имя: Вадим
Откуда: Томская обл. Северск
Возраст: 64

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Vadim Sharapov »

В стеклопластиковом производстве формовщик, то есть тот, кто непосредственно руками делает пластик, это низшая производственная ступень. Обучение занимает 3-4 дня. После этого он производит пластика килограмм 20-30 в день. По качеству поверхности зависит от технологии. Если на болване, то это шкурить и шпаклевать, если в матрице, то сразу полированное зеркало. С точки зрения бизнеса, конечно, надо говорить что это архисложный процесс и надо двадцать лет учиться, выгоднее заказать у меня. Но я не собираюсь делать вездеходы, у меня другой бизнес. Я планирую сделать один вездеход для себя. Он будет похож на Шерп. Вот делать корпуса, похожие на Шерп или любые другие я могу, только не вижу такой потребности, заказчиков будут единицы. Поэтому и не надуваю щёки что это всё очень сложно. Делайте себе сами, я расскажу если что непонятно.
Ёщё по матрицам. Есть матрицы с которых можно сделать до 1000 съёмов, стоят дорого, а есть матрицы на 3-5-10 съёмов, стоят соответственно не дорого. Есть временные матрицы на один съём. Например я строил 15 метровый моторный катамаран. Там корпус 9 тон пластика. Матрица была временная, фанерная.
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18613
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение новичок »

Vadim Sharapov писал(а): 11 май 2020, 04:46 . Я планирую сделать один вездеход для себя. Он будет похож на Шерп
Какая цена и вес корпуса такого вездехода будет? (примерно)
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Vadim Sharapov
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 07 дек 2018, 14:18
Имя: Вадим
Откуда: Томская обл. Северск
Возраст: 64

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Vadim Sharapov »

новичок писал(а): 11 май 2020, 08:31 Какая цена и вес корпуса такого вездехода будет? (примерно)

Кто занимается 3D моделированием знают что такое моделирование сверху вниз. Например нужно спроектировать прибор, сначала проектируют все потроха, а потом сверху одевают корпус. Это по классике. Сверху вниз это когда дизайнер нарисовал стиральную машинку с размерами, а теперь конструктору надо внутрь впихнуть всё, чтобы она работала. Вот так я и буду моделировать свой вездеход. Вернее нифига он не мой. Рисовать я не умею, скопирую Шерп в 3D или АГ20, меня это как раз и устраивает. Сварю каркас и сделаю на него пластиковый корпус. Он не будет одним куском, как лодка перевёрнутая, а будет модульный. На автомобиле капот, багажник, двери, крылья снимаются. Вот из таких модулей и будет мой корпус. Так очень технологично делать, так же очень легко ремонтировать вплоть до замены одного модуля. Отправлять в другой регион легко, вобщем ИКЕА в пластике. Если площадь 30 квадратов и толщина 2 мм, то вес чистого пластика будет 130 кг. Стоимость материалов 50-60 тыр.
Можно сделать сендвич, тогда он сразу будет утеплённый, можно сделать двойной. Внутрянка тонкая, летом по болотам ездить, а на зиму одевать сендвич панели, как раньше в деревнях на зиму вторые рамы ставили. Тогда летом он будет легче, зачем с собой весь год тулуп возить.
Аватара пользователя
Bookvoed
Администратор
Сообщения: 1674
Зарегистрирован: 02 июл 2008, 14:40
Имя: Сергей
Откуда: Санкт-Петербург

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Bookvoed »

Композиты в отличии от металла требуют высокой культуры производства, и на коленке, по быстрому красиво не сделать, тем более несущую конструкцию. И тем более единичный экземпляр.
Для себя после этих опытов решил что буду использовать стеклопластик только для небольшой части наружных или внутренних элементов, для красоты.
Ещё вопрос - вездеходы часто получают серьезные повреждения от препятствий и ремонтопригодность важна. Сварку в лесу освоили, а вот ремонт пластика пока нет 😀
Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственность действительности (В.И.Ленин, Полн. собр. соч. 29, 195)
Аватара пользователя
Vadim Sharapov
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 07 дек 2018, 14:18
Имя: Вадим
Откуда: Томская обл. Северск
Возраст: 64

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Vadim Sharapov »

Bookvoed писал(а): 11 май 2020, 11:01 Композиты в отличии от металла требуют высокой культуры производства, и на коленке, по быстрому красиво не сделать, тем более несущую конструкцию. И тем более единичный экземпляр.
Для себя после этих опытов решил что буду использовать стеклопластик только для небольшой части наружных или внутренних элементов, для красоты.
Ещё вопрос - вездеходы часто получают серьезные повреждения от препятствий и ремонтопригодность важна. Сварку в лесу освоили, а вот ремонт пластика пока нет 😀
Я тут уже пару раз упоминал разницу между формовщиком и технологом. Формовщик делает то, что ему сказали и как его научили. А вот технолог обучает, а потом пишет технологическую карту по которой формовщик и делает. Любой подсобник через неделю обучения сможет это делать. А вот обучить сварщика за неделю чтобы он варил под просветку не получится. Насчёт ремонта. Катера на воде не раз ремонтировал. Зимой да, при морозе сложнее, но можно. Можно сделать временный ремонт, на тыщу км. хватит, дома сделать как надо.
Hitek
Сообщения: 2566
Зарегистрирован: 30 июн 2015, 13:57
Имя: Иван
Откуда: Пугачев

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Hitek »

Vadim Sharapov, как изготавливаете болваны, матрицы? МДФ, ЧПУ?
Аватара пользователя
Vadim Sharapov
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 07 дек 2018, 14:18
Имя: Вадим
Откуда: Томская обл. Северск
Возраст: 64

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Vadim Sharapov »

Hitek писал(а): 11 май 2020, 12:05 Vadim Sharapov, как изготавливаете болваны, матрицы? МДФ, ЧПУ?
Когда серьёзный проект и инвестор платит, то ЧПУ. Например катер 5 метров , погугли arctic 510 жёлтый такой, красивый. Корпус и палуба делались на чпу в полный размер в подмосковье. В Новсибирске такого станка нет. Стоило лимон восемьсот. Два болвана из МДФ. Руками переделано болванов немеряно, качество отличное. Обычно режем сечения из фанеры или ДВП, потом собираем каркас, запениваем и вручную доводим. Где есть плоскости , естественно сразу укладываем плоскость. Последнее время используем листы ПЭТ, это материал из которого бутылки полторашки делают. Для вездехода вылизывать как Мерседес поверхность класса А не вижу смысла. Шерп состоит из плоских панелей, выглядит брутально. Добавить кривизны панелям для жёсткости, думаю будет отлично.
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18613
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение новичок »

Vadim Sharapov писал(а): 11 май 2020, 12:18 Шерп состоит из плоских панелей, выглядит брутально.
но эти плоские панели уже готовые, а композитные нужно делать самому.
Vadim Sharapov писал(а): 11 май 2020, 08:45 Сварю каркас и сделаю на него пластиковый корпус.
а в чем тогда разница будет? было бы значительно интересней если этот самый пластиковый корпус выполнял бы несущую роль и этим добиться снижения веса.
Vadim Sharapov писал(а): 11 май 2020, 11:08 Насчёт ремонта.
с мет. обшивкой проще, купил нужный лист магазине . А в случае с композитом как быть? делать новую форму или сразу рем комплект выклеивать вместе с постройкой вездехода.
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Vadim Sharapov
Сообщения: 231
Зарегистрирован: 07 дек 2018, 14:18
Имя: Вадим
Откуда: Томская обл. Северск
Возраст: 64

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение Vadim Sharapov »

А плоские готовые панели где берут? Отдельно как то купить можно или как. Наверное покупают металл, режут, гнут, варят, красят и получают корпус. Я тоже покупаю материалы и делаю корпус. Он будет легче и дешевле стального. Самолёты строили из дюраля, а сейчас массово используют композит и даже по сравнению с дюралем выигрывают очень сильно. Там, конечно карбон, у него плотность 1.6. У пластика 2.1 но всё равно легче алюминия, не говоря уж про сталь. Можно сделать зализанный Ягуар, а можно плоско-брутальный ХАММЕР. Плоский не значит угловатый ящик. Для прочности предпочтительнее двояковыпуклые поверхности. Для технолога изгиб в одной плоскости. Для автомобиля внешний вид на первом месте, функциональность, читай аэродинамическое сопротивление, на втором. Для вездехода внешний вид это одно из качеств, есть ещё прочность, цена, технологичность ремонта. Для каждого конкретного строителя свои плюсы и минусы. Вот сейчас читаю тему про обдирку колёс. Вроде все с руками, но кто то сам делает, кому то проще купить. Думаю и с корпусом так же будет. Хотя, я уже написал, бизнеса тут не вижу. Делать бамперы проще и заказов больше, но я это бросил, выгоднее взять в год несколько больших и дорогих заказов и не заниматься мелочёвкой.
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18613
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Композитные материалы: от дисков до крыши.

Сообщение новичок »

Vadim Sharapov, Согласен что гнут варят. но есть отличие, если нет серии то все делают на коленке при помощи болгарки и сварки. в случае с композитом полюбому нужно делать матрицу.
Vadim Sharapov писал(а): 11 май 2020, 13:20 Он будет легче и дешевле стального
интересно конечно и заманчиво. :roll:
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________

Вернуться в «Проектное бюро»