Проект ВТС №-7 /г. Королев/
Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Для кардинального улучшения геометрической проходимости частично меняем концепцию:Алексей Гарагашьян писал(а):Максимально возможная проходимость, в том числе, геометрическая, это одно из основных условий.
Габаритные размеры изменены, и будут: 2480 х 2480 х 5300 . Вход в водительскую , одноместную кабину сзади. При этом спинка сидения и его подушка откидываются в сторону специальным рычажным механизмом. Возможен аварийный ход и выход через откидное лобовое стекло или через люк в кабине. В этом варианте, и в заданный вес, кстати, будет проще уложиться.
Схема переднемоторная. Двигатель и трансмиссия, как и в предидущем варианте. Колёсные редуктора цепные, закрытые, совмещены с поворотными кулаками, одинаковые для всех колёс. Есть возможность без значительных затрат сделать эти редуктора полностью герметичными и цепь будет в масляной ванне.
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
С "Волговской" 5 ст. КПП, результат будет получше: 2,0 и 48,5 км/ч соответственно, и, вполне возможно, что её будет проще состыковать с дизелем...avtohirurg писал(а):Расчёт скорости, показал, что П.Ч. колёсных редукторов, для обеспечения заданных скоростей, потребуется 5/1. Т.е. первая пониженная при 1000 об/мин будет 2,2 км/ч, а на 5 повышенной при 3000 об/мин 48,1, что хуже, чем в Т.З. Выход, в установке раздатки с большим диапазоном ( у обычной «Нивы» 1, 2 и 2,123).
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Про редуктора:
В процессе эксплуатации, даже цепи, работающие в масляной ванне , немного вытягиваются. Поэтому, должен быть присутствовать механизм подтяжки во время ТО. Так как в цепных редукторах нагрузка на цепь в отличие, например, от механизма ГРМ будет переменная, (ускорение, торможение, задний ход), то и натяжитель цепи, потребуется двухстороннего действия. Механизм, как кстати и сам редуктор, очень прост. Может быть изготовлен в любой мастерской, с минимумом токарных работ. Фрезерных работ и штамповки, вообще не потребуется. Такой редуктор я придумывал не для конкурса , а для вот такого , например, колеса:
http://www.pnevmohod.ru/forum/index.php?topic=3132.0
Есть подробная схема в деталях, натяжителя да и самого редуктора (надо немного скорректировать под проект) но для понятия принципа натяжения цепи привожу упрощённый эскиз:
В процессе эксплуатации, даже цепи, работающие в масляной ванне , немного вытягиваются. Поэтому, должен быть присутствовать механизм подтяжки во время ТО. Так как в цепных редукторах нагрузка на цепь в отличие, например, от механизма ГРМ будет переменная, (ускорение, торможение, задний ход), то и натяжитель цепи, потребуется двухстороннего действия. Механизм, как кстати и сам редуктор, очень прост. Может быть изготовлен в любой мастерской, с минимумом токарных работ. Фрезерных работ и штамповки, вообще не потребуется. Такой редуктор я придумывал не для конкурса , а для вот такого , например, колеса:
http://www.pnevmohod.ru/forum/index.php?topic=3132.0
Есть подробная схема в деталях, натяжителя да и самого редуктора (надо немного скорректировать под проект) но для понятия принципа натяжения цепи привожу упрощённый эскиз:
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Основой К.Р., служит отрезок П-образного швеллера, длина которого выбирается максимально возможной, что бы поместится внутри колеса. (при колесе указанном в Т.З., может быть поменьше!). Кроме трансмиссии автомобиля – донора, понадобится поворотный кулак ВАЗ 2108, подшипник, ступица, гайка, стопорные кольца (весь комплект), и одна внешняя граната ВАЗ 2108. Из корпуса поворотного кулака, остаётся только цилиндрическая часть, остальное срезается. От гранаты остаётся только шлицевая часть, и часть корпуса, к которому затем приваривают посадочное место под ведущую звёздочку. С одной стороны швеллера, (внизу), делается отверстие, в которое плотно вставляется обточенная цилиндрическая часть поворотного кулака, и обваривается. Должно получиться как на рисунке. Т.е. , вместо колёсного диска к штатной трансмиссии, прикручена ступица, приводящая во вращение ведущую звёздочку колёсного редуктора. Как видно всё просто!
Продолжение следует.
Продолжение следует.
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Если для ведущей звёздочки подойдёт комплект от ВАЗа, то для установки ведомой звёздочки и колеса, понадобится ступичный узел от «донора», общей массой не менее 3 тонн. Выбор здесь очень большой, коммерческих грузовиков различных, очень много. Важно, что бы ось ступицы имела бы фланцевое крепление, и подшипник, желательно был бы не обслуживаемый. Например, должна подойти задняя ступица с осью от переднеприводного Форд Транзит. Хотя это минимальный вариант, лучше "помощнее"....Ось ступицы дорабатывается, путём сверления в ней отверстия, в которое устанавливается тонкостенная трубка подкачки. Доработанная ось прикручивается к швеллеру. Ввиду наличия натяжителя, идеальной точности при установке оси ступицы не требуется. Достаточно, надев цепь, визуально определить место крепления на первом швеллере, а на остальных, делать как по шаблону. На ступицу, через переходную планшайбу, крепится ведомая звёздочка. Здесь есть один нюанс: для получения компактных размеров, и для уменьшения нагрузок на подшипник, планшайба крепится к ступице «изнутри». (я так делал в этой теме: http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=8474&start=15)
Планшайба имеет центровочную «ступеньку», куда одевается ведомая звёздочка. На месте соединения со ступицей, на планшайбе тоже есть центровочная «ступенька». Крепится звёздочка к планшайбе длинными болтами М12 –М14 с гайками. Болты торчат наружу, и являются шпильками, на которые крепится диск колеса. Эти шпильки, расположены на диаметре 300-500 мм. Крутящий момент от цепи на колесо, будет передаваться этими шпильками, отсюда и требование к увеличенному диаметру, что бы уменьшить нагрузку на шпильки.
]
Продолжение следует
Планшайба имеет центровочную «ступеньку», куда одевается ведомая звёздочка. На месте соединения со ступицей, на планшайбе тоже есть центровочная «ступенька». Крепится звёздочка к планшайбе длинными болтами М12 –М14 с гайками. Болты торчат наружу, и являются шпильками, на которые крепится диск колеса. Эти шпильки, расположены на диаметре 300-500 мм. Крутящий момент от цепи на колесо, будет передаваться этими шпильками, отсюда и требование к увеличенному диаметру, что бы уменьшить нагрузку на шпильки.
]
Продолжение следует
-
- Сообщения: 739
- Зарегистрирован: 12 май 2010, 20:40
- Откуда: Санкт-Петербург
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Если бы не делать тормоза, тогда конечно можно упростить! В данной ситуации, ступичный подшипник наоборот, работает в "тепличных" условиях, т.к. не воспринимает осевых нагрузок, которые бывают на автомобильном колесе, например при резком повороте, а крутящий момент на валу не превышает номинала...Геннадий SPb писал(а):А смысл второго ступичного узла последовательно? Почему не прикрутить ведущую звезду прямо на ступицу?
Хотя, на мой взгляд, восьмой ступичный подшипник в принципе слабоват для передачи усилия цепи.
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
К швеллеру прикручен (приварен точками) корпус (кожух) редуктора, он сварной, изготовлен из 2 мм стали. Крышка редуктора крепится к корпусу через прокладку , винтами. Винты вкручиваются в приваренные к стенке гайки. Прокладка, это в простейшем варианте, разрезанная вдоль, резиновая трубка. Крышка так же изготовлена из 2 мм стали. В принципе, возможно, придумать и сальниковое уплотнение. Тогда редуктор будет герметичен, и в корпус редуктора может быть налито трансмиссионное масло, с таким расчётом, что бы цепь при работе «окуналась» в него. Если понадобится, начерчу. На концах швеллера закреплены шаровые опоры, с таким расчётом, что бы ось поворота проходила через гранату, и точку контакта колеса с грунтом. На швеллер действует огромная реакция от колеса, поэтому, что бы держать нагрузку, шаровые опоры максимально дальше располагают от центра колеса
Продолжение следует.
Продолжение следует.
-
- Сообщения: 3751
- Зарегистрирован: 05 янв 2011, 07:48
- Имя: Олег
- Откуда: Новосибирск
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Про звёздочки, цепь, подвеску и рулевое управление:
Не буду брать не себя расчёт цепной передачи, тем более всё это есть в интернете. Но думаю, что цепи нужны размера 25,4 , а звёздочки 15 и 72зуба (где то встречал такое соотношение). Подвеска всех колёс независимая, пружинная, с телескопическими амортизаторами внутри пружин. Могут быть использованы задние стойки от переднеприводных коммерческих лёгких грузовиков или минивэнов, например. Фольксваген транспортёр. В передней подвеске поворотный кулак поворачивается на двух шаровых опорах. Отличие задней подвески только в том, что вместо шаровых опор, установлены оси с сайлентблоками. Рычаги подвесок, А-образные. Нижние, длиннее верхних, что бы пятно контакта колеса с грунтом не сдвигалось при работе подвески. Нагрузку несут нижние рычаги, хотя это и не принципиально, можно и верхние нагрузить, но с нижними, будет более компактно. Основания рычагов сильно разнесены, что бы легче держать момент от колёс. Вряд ли найдутся готовые рычаги нужных размеров, но возможен вариант использования сдвоенных рычагов от ВАЗовских моделей:
В передней подвеске, возможно, понадобится стабилизатор поперечной устойчивости, который можно будет взять с донора (ВАЗ). Рулевое управление от донора, в нашем случае от «Нивы» с ГУРом. Привод на трапецию, через промежуточные двуплечие рычаги. Изменяя длину этих рычагов, можно оптимизировать работу рулевого управления.
Не буду брать не себя расчёт цепной передачи, тем более всё это есть в интернете. Но думаю, что цепи нужны размера 25,4 , а звёздочки 15 и 72зуба (где то встречал такое соотношение). Подвеска всех колёс независимая, пружинная, с телескопическими амортизаторами внутри пружин. Могут быть использованы задние стойки от переднеприводных коммерческих лёгких грузовиков или минивэнов, например. Фольксваген транспортёр. В передней подвеске поворотный кулак поворачивается на двух шаровых опорах. Отличие задней подвески только в том, что вместо шаровых опор, установлены оси с сайлентблоками. Рычаги подвесок, А-образные. Нижние, длиннее верхних, что бы пятно контакта колеса с грунтом не сдвигалось при работе подвески. Нагрузку несут нижние рычаги, хотя это и не принципиально, можно и верхние нагрузить, но с нижними, будет более компактно. Основания рычагов сильно разнесены, что бы легче держать момент от колёс. Вряд ли найдутся готовые рычаги нужных размеров, но возможен вариант использования сдвоенных рычагов от ВАЗовских моделей:
В передней подвеске, возможно, понадобится стабилизатор поперечной устойчивости, который можно будет взять с донора (ВАЗ). Рулевое управление от донора, в нашем случае от «Нивы» с ГУРом. Привод на трапецию, через промежуточные двуплечие рычаги. Изменяя длину этих рычагов, можно оптимизировать работу рулевого управления.
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Нарисовал в AutoCAD, выглядит довольно громоздко. Можно, пожалуй, базу и общую длину уменьшить на 300-500 мм.
Добавлю ещё про тормоза: эффективности тормозов будет достаточно. Был опыт постройки бортоповоротного 4Х4, с цепной конечной передачей (1:3), где тормозной диск стоял на ведущих звёздочках (один на два колеса). Тормоза были без усилителя, но работали очень хорошо. Вот раздельный привод тормозов, на каждую сторону может оказаться полезным…
Добавлю ещё про тормоза: эффективности тормозов будет достаточно. Был опыт постройки бортоповоротного 4Х4, с цепной конечной передачей (1:3), где тормозной диск стоял на ведущих звёздочках (один на два колеса). Тормоза были без усилителя, но работали очень хорошо. Вот раздельный привод тормозов, на каждую сторону может оказаться полезным…
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
Весовая ведомость:
1) Kubota V1505-T, 115
2) Кпп 30
3) Рк 25
4) Редуктора мостов 2 шт. 46
5) Привода 4шт и кулаки 48
6) Колёсные редуктора 4 шт. 200
7) Колёсные диски 4 шт 160
Шины 366
9) Рулевое управлегние 30
10) Педальный узел 15
11) Сидение водителя 10
12) АКБ 20
13) Карданы 20
14) Рычаги подвески 120
15) Пружины 40
16) Амортизаторы 40
17) Радиатор 10
18) Глушитель 10
19) Стабилизатор попер. Уст. 10
20) Рычаги управления (кулисы) 10
21) Рама 150
22) Подушки агрегатов 20
23) Проводка 5
итого 1500 кг + тормозная система 50...
Остаётся ещё кузов. В Т.З. можно уложиться...
1) Kubota V1505-T, 115
2) Кпп 30
3) Рк 25
4) Редуктора мостов 2 шт. 46
5) Привода 4шт и кулаки 48
6) Колёсные редуктора 4 шт. 200
7) Колёсные диски 4 шт 160
Шины 366
9) Рулевое управлегние 30
10) Педальный узел 15
11) Сидение водителя 10
12) АКБ 20
13) Карданы 20
14) Рычаги подвески 120
15) Пружины 40
16) Амортизаторы 40
17) Радиатор 10
18) Глушитель 10
19) Стабилизатор попер. Уст. 10
20) Рычаги управления (кулисы) 10
21) Рама 150
22) Подушки агрегатов 20
23) Проводка 5
итого 1500 кг + тормозная система 50...
Остаётся ещё кузов. В Т.З. можно уложиться...
-
- Сообщения: 513
- Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
- Откуда: Московская обл. г. Королёв
«Весовая ведомость», это конечно лишь приблизительный прикид! На практике (у меня) обычно на 10-20 % тяжелее получается. Поэтому что бы уложиться в Т.З., даже с «лёгкими» агрегатами, надо габариты делать как можно меньше, и тщательно соблюдать весовую дисциплину. Один из способов, облегчить данное ВТС, это дальше относить точки опоры рычагов. Тогда, например, можно применить более лёгкие кронштейны, шаровые опоры, т.к. нагрузки на них будут меньше:
Про «донора» и габариты:
Было бы наверное, заманчиво, поставить АКПП, возможно есть такие коробки, которые с лихвой перекроют заданный диапазон скоростей, но я , к сожалению не имел опыта установки АКПП на самодельные конструкции, поэтому конкретно рекомендовать не буду.
Колея у «Нивы», 1400. По грубым прикидкам, детали трансмиссии подойдут без переделок при ширине ВТС 2400-2480.
База у «длинной» «Нивы» , 2700. А у ВТС, база будет немного больше, примерно 3050-3150, значит, один из карданов нужно будет удлинить.
Почему 3050-3100???
Потому что между колёсами надо оставить место для боковой двери (1200-1300) . При этом длина по колёсам будет 4900-5000, а база 3050-3150. Раму и кузов, можно сделать покороче, лишь бы не в ущерб удобству экипажа.
Про «донора» и габариты:
Было бы наверное, заманчиво, поставить АКПП, возможно есть такие коробки, которые с лихвой перекроют заданный диапазон скоростей, но я , к сожалению не имел опыта установки АКПП на самодельные конструкции, поэтому конкретно рекомендовать не буду.
Колея у «Нивы», 1400. По грубым прикидкам, детали трансмиссии подойдут без переделок при ширине ВТС 2400-2480.
База у «длинной» «Нивы» , 2700. А у ВТС, база будет немного больше, примерно 3050-3150, значит, один из карданов нужно будет удлинить.
Почему 3050-3100???
Потому что между колёсами надо оставить место для боковой двери (1200-1300) . При этом длина по колёсам будет 4900-5000, а база 3050-3150. Раму и кузов, можно сделать покороче, лишь бы не в ущерб удобству экипажа.