Центр Воинской Славы Псковской обл.

Путешествия и общие мероприятия форумчан в 2012 году.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

ess78

Раньше там был памятный знак, на котором была надпись о том, что на этом месте во время войны находился фашистский концлагерь, в котором были убиты и замучены более 75000 советских солдат и гражданских лиц. Теперь там новый микрорайон.
ess78
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 19:33
Имя: 89026813940
Откуда: г.Ветлуга Нижегородской обл

Сообщение ess78 »

Aviator писал(а):Aviator
Вот из за такого равнодушия и забывают тот великий подвиг наших солдат победивших в той страшной войне .
agr56
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 22 фев 2009, 14:00
Откуда: Владимирская обл.- Московская обл.

Сообщение agr56 »

Aviator мне кажется стоит показывать фотки искарёженного металла и личных вещей погибших, нет тут слабонервных, и ещё сегодня услышал по нтв в 17.30 цитирую: *совершил развратно насилственные действия в отношени жертвы, связав и подвесив на крюке люстры на этом страдания жертвы не закончились..." что было дальше незнаю телевизор выключил. Так что ваши фотографии по сравнению с тем что льётся на нас из зомбо ящиков... ну сами всё понимаете.
Луноходостроение это болезнь, один раз заразился и всю жизнь что нибудь да сделать хочется.
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Вот интересная история подъема редкого самолета:

ТАЙНА ОЗЕРА «ГОЛОМИНО»
История этого поиска началась в 1995г. после очередной поездки в Подольск в Архив МОРФ.
Изучив новые данные, поисковики выехали в районы предполагаемых падений самолетов. Необходимо было на местах попытаться найти живых свидетелей тех трагических событий и быть может найти с их помощью сами места падений самолетов.
В одном из донесений говорилось о потере в 1941г в июле месяце в один день сразу трех истребителей
новейшей модификации МИГ-3. С боевого задания они не вернулись – экипажи числятся в пропавших без вести.
Мы начали проводить опрос местных жителей в зоне ориентировочного района исчезновения самолетов.
В одной из деревень (д. Голомино) нам встретилась пожилая женщина - Соловьева Ольга Андреевна. Она рассказала нам, что ребенком, летом в 1941 г видела, как в озеро около их деревни упал советский военный самолет. Спустя несколько дней, по приказу местного старосты, жители деревни сумели достать из воды всплывшего мертвого летчика. Староста его обобрал. Забирая документы, он прочитал их вслух. Девочка запомнила имя летчика, его звали Яков Волков. Ночью, мужики перевезли в лодке тело летчика на другой берег озера и похоронили где - то на «Сорочьем» острове в болоте.
По ее словам, самолет после войны местные жители достали из озера и сдали в металлолом. Для поисковиков это был тупик. Если самолет сдан в металлолом, то нам не узнать его номера и соответственно не установить
принадлежность и имя летчика. Начинать поиск в архиве по одному имени нам показалось невозможным,
тем более женщина сомневалась в точности своей памяти. Поэтому мы посчитали этот самолет утраченным
для поиска. Но при любой возможности мы продолжали опрашивать стариков в близлежащих населенных пунктах. В 2002 году, спустя 7 лет после разговора с женщиной, мы нашли еще одного свидетеля тех далеких событий. Его звали Виктор Алексеевич Андреев.
Сейчас он живет в соседней деревне, а в 1941г проживал в д. Голомино. Он нам рассказал, что видел высоко в небе воздушный бой трех советских истребителей с немецкими ассами. Воздушный бой был скоротечен, вскоре загорелся первый наш истребитель. Круто снижаясь, он врезался в склон невысокого холма и взорвался. Летчик видимо погиб вместе с самолетом. Второй наш истребитель задымил, и полого снижаясь, улетел к горизонту далеко в болото. Что с ним произошло дальше, он не знает. А вот третий наш самолет начал снижаться по огромному кругу, качаясь с крыла на крыло, как раненная птица, но двигатель работал исправно. Самолет летел так низко, что люди видели даже летчика в кабине.
Полого снижаясь, самолет долетел до озера, и вдруг резко изменив траекторию полета, перевернулся через
крыло и врезался в воду. Озеро Голомино имеет глубину до10-15метров. Самолет полностью исчез под водой. Спустя неделю местный староста приказал мужикам достать летчика из озера, так как всплыл его парашют. Им удалось с лодок зацепить парашют и вытащить на берег тело советского летчика.
Одна нога летчика была перебита выше колена. Староста забрал личное оружие, ремни, парашют, документы.
С большим трудом снял с летчика сапоги. Забирая документы, он прочитал вслух удостоверение личности летчика. Нашему рассказчику тогда было 13 лет, и он хорошо запомнил, что летчик был старшим лейтенантом, и звали его Яков Волков. Тело летчика жители прикопали на берегу озера и лишь спустя неделю,
ночью, перевезли в лодке на другой - заболоченный берег и там похоронили на Сорочьем острове.
В пятидесятых годах наш свидетель бывал на сенокосе на Сорочьем острове и взрослые косари показывали ему могилку летчика. С тех пор он ни разу там не был и не может показать точного места захоронения.
По его словам, после войны мужики пытались вытащить из озера самолет, но лишь оторвали от него хвост и крылья. То есть в озере еще что - то осталось! Вопрос только ЧТО ? и ГДЕ ?
Озеро Голомино имеет длину около 1км, а ширину примерно 600-700м. Берег со стороны одноименной деревни крутой и высокий, противоположный – пологий и заболоченный. Мы с нетерпением ждали зиму, чтобы выйти на лед с приборами и попытаться обнаружить место падения самолета. Наконец после нового
2003 года поисковики смогли проехать к озеру на первую разведку. Зимняя дорога была заметена снегом и машину пришлось оставить в 5км от деревни, на лед выходили уже пешком. Со слов старика, нам был известен только приблизительный сектор падения. Озеро имеет довольно большую площадь, поэтому пришлось довольно долго «прочесывать» приборами озеро . Лишь через 4 часа изнурительных поисков прибор начал показывать места присутствия на дне озера металла. На каждой такой точке необходимо было пропилить толстый лед, опустить в прорубь шестиметровый щуп , попытаться зацепить им на дне найденный объект, а потом и поднять его на поверхность к краю проруби. Эта тяжелая работа вскоре увенчалась успехом. Щуп наконец наткнулся на какую то конструкцию, лежащую на илистом дне. После нескольких попыток удалось зацепить крюком этот предмет и подтянуть его наверх, к краю проруби. Но вот беда, лед имеет толщину 50см, а прорубь
довольно маленькая. Предмет со дна озера не пролезал в прорубь. Пришлось снять куртку, засучить на десятиградусном морозе рукава и лезть в ледяную воду голой по плечо рукой. Костя Буевич ухватил какую то конструкцию под водой, ощупал ее и уже не отпускал до тех пор, не распилили прорубь пошире. Когда наконец Костя достал из ледяной воды свою драгоценную находку, то оказалось, что это сдвижной фонарь кабины самолета. Он был в хорошем состоянии, основная часть остекления сохранилась. Уцелела даже запорная ручка замка фонаря. Это была удача! Теперь необходимо было по фонарю определить модель самолета. Сразу на месте можно было лишь сказать, что это был одноместный истребитель. Но какой ?
Короткий зимний день заканчивался, небо над озером стало темнеть, и промерзшие на ледяном ветре поисковики , заторопились в обратный путь. На следующий день, после изучения чертежей разных самолетов
времен войны стало ясно, что это фонарь от советского истребителя МИГ-3. Не было сомнения, что это один из трех истребителей пропавших в июле 1941г. Теперь нужно было установить № самолета, а для этого необходимо найти сам самолет. Напомню, что самолет нам в тот день обнаружить так и не удалось.
В конце января 2003г к Косте Буевичу заехал Романов Михаил – опытный поисковик из Пустошки . Он с интересом осмотрел нашу находку, а на следующий день они умчались на озеро Голомино. Только на третьи сутки поиска им удалось обнаружить прибором магнитную аномалию.
Чтобы убедиться, что на дне действительно лежит самолет, необходимо снова вырубить прорубь, опустить туда длинный крюк и нащупать в иле находку. Только на восьмиметровой глубине, удалось нащупать какой то предмет. Судя по звуку – металлический. На поверхность льда удалось вытащить части обшивки самолета и капот двигателя. Наконец стало ясно, что внизу на дне лежит самолет или его большая часть. Торе суток изнурительного поиска на морозе увенчались успехом! Довольные своей работой поисковики выехали в город. Теперь осталось организовать экспедицию для завершения первой части этого поиска и поднять сам самолет. Все организационные вопросы удалось решить только к концу февраля. Поднимать самолет решили двумя отрядами: один - из Пскова и другой - из Пустошки. Поисковая группа выехала из г. Пскова 28 февраля 2003г и вскоре прибыла на берег озера Голомино. Ребята разбили лагерь, заготовили дрова для обогрева. На следующий день – 1 марта 2003г. погода улыбалась ясным солнечным утром. Нужно было торопиться. Необходимо успеть построить на месте падения самолета треногу из стволов берез, закрепить на ее вершине лебедку, вморозить в лед опоры и выпилить прорубь. Объем работ очень большой, а рабочих рук маловато. Температура воздуха днем – десять градусов мороза. Закипела работа. Расстояние от лагеря до места падения самолета – 500-600 метров по заснеженной поверхности озера. Поэтому каждый из поисковиков сделал не одну ходку туда и обратно с разными грузами. Спасибо местным жителям, которые, наблюдая за нашими муками, предложили помочь перевезти на лошади самое тяжелое оборудование: водяные насосы, лебедку, шланги. Лошадь по кличке Вьюга выбилась из сил, пока перевезла все это оборудование. Благодаря этой помощи, мы смогли сэкономить много времени и сил, и уже к полудню запустили помпу и насосы и начали размывать ил на дне озера. За 62 года самолет глубоко погрузился в ил. До самолета было пять метров воды и три-четыре метра ила. Весь остаток дня надрывно ревели моторы насосов, подавая под давлением сотни кубометров воды вниз к самолету. А поисковики, при помощи длинных десятиметровых шестов, направляли шланги и размывали грунт на дне озера. К вечеру на поверхности воды в проруби стали появляться густые пятна масла и авиационного бензина. К восьми часам вечера удалось размыть большую воронку на дне озера, в центре которой находился авиадвигатель. На этом рабочий день закончился. На следующий день из Пскова прибыла вторая группа, прибыли три водолаза, съемочная группа псковского телевидения и корреспондент газеты «Новости Пскова» - Константинов О.В. Казалось бы, что все подготовительные операции проведены и грунт над двигателем размыт. Остается дело за малым: нырнуть, закрепить трос и поднять. Все с надеждой смотрят на Евгения Лобанова – опытнейшего водолаза. Он уже не первый раз принимает участие в подъеме техники времен войны со дна болот и озер, найденной поисковиками. Последняя проверка дыхательного аппарата и он опускается в ледяную воду. Медленно под воду уходит страховочный фал. Минута проходит за минутой, наконец, над водой появляется голова водолаза. Жестом он просит вынуть его из воды. Все с нетерпением ждут результата разведки. Однако заключение водолаза неутешительно, за ночь воронка в иле, на дне озера, снова заплыла и требуется опять размывать осевший ил. Запускаем насосы и снова размываем грунт на дне озера. Обидно, но ничего не поделаешь, нужно еще поработать два – три часа. Через три часа Евгений Лобанов совершает второе погружение, на этот раз более удачное. Ему удается опуститься на поверхность двигателя. После всплытия и доклада становится ясно, что на дне озера вертикально стоит передняя часть самолета. Сверху на нем торчат какие-то конструкции от кабины пилота. Евгений предлагает закрепить трос за эти торчащие части. Получив «добро», уходит в третий раз на восьмиметровую глубину с двойным тросом в руках. Медленно течет время, кажется, что стрелки часов остановились. Наконец из глубины происходит рывок троса, это сигнал- трос завязан. Теперь нужно вынуть из воды водолаза и начинать подъем. Начинаем вытаскивать страховочный фал, и с большим трудом поднимаем на поверхность нашего разведчика. Евгения не узнать, он весь облеплен огромными кусками сапропеля – спрессованного ила. Оказывается, пока он цеплял трос, произошел обвал в размытом на дне колодце и нашего водолаза, почти целиком завалило илом. Спасибо страховке – не подвела. Теперь приступаем к подъему двигателя. Медленно из воды выходит цепь, за которую привязан трос от двигателя. Звонко трещит стопор на лебедке. Через час на поверхности воды показываются первые детали самолета. Две тонкие нитки троса натянуты, как струны. Кажется, еще немного и они лопнут. Дело в том, что в сложившихся условиях, под водой невозможно было закрепить толстый трос, поэтому приняли решение использовать два тонких, а когда двигатель покажется на поверхности – перецепить их на мощный, толстый трос и только после этого вынимать из воды. Наши расчеты оказались почти верными. Пока двигатель находился в воде, он был значительно легче. Но когда из воды появились первые конструкции фюзеляжа и мы увидели, за что же водолаз прицепил трос, то поняли, что времени на перецепку троса у нас почти не осталось. Дело в том, что Евгений вслепую завязал трос за торчащий пулемет «Шкас», и этот пулемет от адской нагрузки начал выходить, выскальзывать из своих креплений на двигателе. Еще немного и наша находка снова уйдет под воду. Корпус пулемета на глазах выползал из своих гнезд. Видя это, мы начали вязать двигатель любыми подручными средствами. Едва мы успели его подстраховать несколькими толстыми веревками, как раздался громкий щелчок, тонкий трос лопнул и двигатель нырнул в воду. К нашей великой радости мы его не упустили, а только немного «макнули» в воду. Веревки натянулись и удержали нашу бесценную находку. Теперь мы смогли закрепить толстый трос и продолжить подъем. С момента начала подъема прошло уже десять часов. И вот к шести часам вечера нам удалось полностью поднять над водой переднюю часть истребителя МИГ- 3, упавшего в озеро Голомино 62 года назад. Двигатель оказался в отличном состоянии. С него обильно стекало масло. На белом фоне льда ярко выделялась зеленая камуфляжная окраска двигателя. Лопасти винта были загнуты на двигатель и напоминали огромный тюльпан. Под капотами стояли два пулемета «Шкас» с обрывками пулеметной ленты в каждом. Третья огневая точка отсутствовала. На боку двигателя выделялся большой шильдик размером с открытку. На нем была надпись: « Народный комиссариат авиапромышленности СССР г. Куйбышев АМ-35 №9 ЕА 04552 май 1941г.» Двигатель в таком хорошем состоянии мы еще не поднимали. Все механизмы были в исправном состоянии. Вывернув свечи, нам удалось даже провернуть коленвал. Казалось, что стоит подать команду «От винта» и двигатель заведется! В сгущавшихся сумерках мы отмыли двигатель от оставшегося ила, сфотографировались рядом с ним на память и начали опускать его снова под воду, до следующего утра. Иначе, замерзающая в нем вода может его разорвать на части. Поэтому эту последнюю ночь двигатель провел под водой на лебедке. На следующей день в лагерь прибыл представитель московской федерации Авиа-реставраторов России. Они были заранее извещены о нашей находке по телефону. Дело в том, что они восстанавливали истребитель МИГ-3 для авиационного музея в г. Монино а вот «родного» двигателя «АМ-35» у них не было, т.к. этот двигатель выпускался только в начальный период войны, а затем был снят с производства и спустя 60 лет стал большой редкостью. А «наш» был в идеальном состоянии. Поэтому после осмотра было решено использовать его на реставрируемом самолете. День прошел в подготовительных работах к транспортировке двигателя. На следующий день при помощи лебедки автомобиля ГАЗ -66 двигатель втащили на крутой берег озера Голомино. Вскоре пришла машина из Москвы за двигателем. С большим трудом удалось загрузить его в грузовой фургон и закрепить там. Отправив двигатель, поисковики свернули лагерь, собрали тяжелое оборудование и попрощавшись разъехались по домам. Закончилась еще одна поисковая экспедиция. Теперь необходимо ехать в архив Министерства обороны Р.Ф. в город Подольск и попытаться узнать судьбу летчика со сбитого у деревни Голомино самолета. Номер двигателя, предположительное имя, фамилия и звание летчика у нас были. В середине марта поисковики Буевич К.Э. и Романов М.Н. выехали в архив. Они попытались найти данные на списание авиадвигателя АМ-35 № 9 ЕА 04552 . Но т.к. самолет пропал в начальный период войны (июль 1941г) учетной документации по нему не нашли. Поэтому решили найти всех летчиков с именем Яков Волков за 1941г. И вот снова удача! Им выдали всего 5 учетных карточек на эти данные. Среди них только один летчик - истребитель ст. л-т Яков Георгиевич Волков 1907г.р.
Родился в дер. Зиняки Балахнинского (ныне Городецкого) района, служил на Украине, перед самой войной его перевели в Литву в г. Каунас. Там 22июня1941г его и застала война. Из боевого донесения за 5 июля по 31истребительному авиаполку 8й смешанной авиадивизии выяснили, что ст. л - т Яков Волков и еще 2 его товарища в составе трех истребителей на МИГ-3 вылетели на боевое задание в р - он ж - д. перегона Остров-Псков. С боевого задания никто из них не вернулся, что с ними произошло неизвестно, все трое числятся в пропавших без вести! Поисковики внесли изменения в личную карточку ст. л-та Якова Волкова. Больше он не пропавший без вести, он и его товарищи до конца выполнили свой воинский долг и погибли в небе под Псковом. С фотографии в личном деле летчика смотрит на нас крепкий молодой человек. Вот он - герой,
отдавший свою жизнь за нашу Родину и 62года считавшийся пропавшим без вести. Со слов старика стало ясно, что 2 товарища Я.Волкова тоже погибли в своих самолетах в том бою 5го июля 1941г. Теперь начинается новый поиск – необходимо найти места падения еще двух самолетов из этой тройки, попытаться найти родственников Я.Волкова и место его захоронения на острове Сорочий. С такими мыслями и
вернулись в Псков поисковики. После запроса в Балахнинский райвоенкомат удалось найти родственников
ст. л-та Якова Волкова, проживающих в Нижнем Новгороде. Его жена Лидия Васильевна давно ушла из жизни. В 1982г умер единственный сын Геннадий. Но у Я.Волкова остались двое внуков Алексей и Сергей,
жена его сына и его племянница Римма Михайловна. По нашей информации в Нижегородских Известиях
вышла статья об их земляке, найденном под Псковом. На страницах газеты родственники поделились своими воспоминаниями о герое летчике, опубликовали его фотографии.
Вот и закрыта еще одна страница в героическом прошлом нашей Родины, еще одно имя героя летчика вернулось из небытия, из пропавших без вести!!!, а родственники узнали, как героически погиб их дед.
Наш поиск продолжается.


Спиридонов С.В.
2003г
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Вот еще один очерк из наших поисковых будней:

Убиты и оставлены на поле боя…
Нам часто приходится выезжать в разные поисковые экспедиции. От некоторых ожидаешь очень интересных результатов, другие проходят незаметно. От экспедиции, о которой я хочу рассказать, изначально не ожидали ничего особо интересного. Но провести ее мы были обязаны. Началась эта история с того, что директору «Центра Воинской славы» Псковской области Сарченкову С.К. позвонил военком. Локнянского р-на с просьбой оказать помощь в перезахоронении наших воинов из двух захоронений, которые находятся в отдаленных местах, недоступных для посещения родственниками. Сарченков С.К. согласился помочь и возглавив поисковую группу «Центра Воинской славы» , провел экспедицию по перезахоронению этих воинов. Оперативно начали прорабатывать план экспедиции. Утвердили списки состава поисковой группы. В нее вошли 10человек: Сарченков С.К. Романов М.Н. Буевич К.Э. Клос А. Мажарин П.И. Алексеев В.Б. Спиридонов С.В. Крылов С.Г.и др. Одновременно Сарченков С.К. увязывал организационные вопросы с администрациями г. Локни и пос. Подберезье. Они обязались предоставить поисковой группе необходимые продукты питания, топливо, два трактора ( «Беларусь» и гусеничный бульдозер) и полное свое содействие. Только благодаря доскональной подготовительной проработке экспедиции , удалось так удачно ее провести. Обязательным условием успеха была предварительная разведка на местности.
08.09.09г мы, в составе трех человек (Сарченков С.К. Крылов С.Г. Спиридонов С. В.), выехали на разведку мест захоронений. Военком Локнянского р-на сообщал, что в этих двух захоронениях находится до 900 погибших. Нам необходимо было это проверить и уточнить. На личном транспорте мы добрались до г.Локни, там глава администрации предоставил нам свой транспорт и на нем мы добрались до пос. Подберезье, где нас уже ожидал трактор «Беларусь» с одноосным прицепом. На нем мы и выехали к первому захоронению, которое находилось в 17 км от поселка на территории бывшей дер. Серки. Уже 25 лет в ней никто не живет. Дороги нет совсем. Сплошные кусты и дикие заросли, ручьи и речушки. Поэтому наверно мы преодолевали эти 17км целых 3 часа. С такой экстремальной ездой мы столкнулись впервые, честно говоря, думали, что не доедем, застрянем. Трактор с прицепом иногда проваливался по оси в грязь. Вода несколько раз заливала сено на полу прицепа, ну и нас соответственно. Около трех км мы двигались просто по руслу мелкой речки прямо по воде, потом трактор полез на очень крутой берег и смог выбраться только с третьей попытки. Несколько раз мы выпрыгивали из прицепа, т.к. он грозил перевернуться. Только через 3часа мы добрались до бывшей дер. Серки. Кроме нескольких телеграфных столбов и ограды с обвалившимся памятником от деревни ничего не осталось. Кругом росла высоченная крапива. С трудом удалось слегка выкосить эти заросли вокруг и внутри ограды захоронения. Размеры ограды никак не соответствовали тому, что здесь похоронены 900 человек. Мы попытались щупами определить место захоронения, но из этого ничего не вышло. Везде внутри ограды очень твердый грунт- глина не тронутая лопатой. Пришлось расширять круг поиска, и мы вышли за ограду. В 20 метрах от ограды нам удалось найти небольшой провал в грунте. Но найти останки воинов так и не удалось. На эти поиски у нас ушло 2 часа, а когда мы предложили трактористу ехать на второе захоронение, он категорически отказался, объясняя это тем, что до него еще 15км и он без второго трактора туда не доберется. Нет дороги и без бульдозера он не поедет. Пришлось возвращаться.
На дорогу от поселка, разведку и дорогу обратно, у нас ушло 9 часов. Все что можно было отбить и промочить, мы отбили и промочили. Тело болело так, как будто нас долго били. Но разведку мы провели, и теперь нам было ясно, с какой работой мы столкнемся. Когда мы вернулись в Локню, глава познакомил нас с местным охотником Николаем, который сообщил нам, что знает от своего отца место, где лежат наши солдаты, погибшие при неудачной атаке в феврале 1942г дер. Опоки. Эта информация нас заинтересовала, и мы договорились с Николаем о встрече. Он согласился принять участие в нашей предстоящей экспедиции, которая была запланирована на 18.09.09. За десять дней мы едва успели подготовиться. К 10 часам утра 18.09.09. мы были уже в пос. Подберезье. Глава местной администрации, как гостеприимный хозяин, пригласил нас сначала позавтракать, а потом помог загрузить наше оборудование, продукты питания и вещи в прицеп одного из двух тракторов. В 11часов утра мы выехали. Через полтора часа дикой тряски, наш проводник-охотник Николай попросил остановиться. Пешком мы добрались до берега речки, отойдя от наших тракторов примерно на 2км. Здесь Николай начал искать одному ему известные приметы и спустя 10 минут вывел нас к едва заметной канавке. Это и было то самое место. Мы развернули наши металлоискатели, и, растянувшись цепочкой, стали проверять эту засыпанную траншею. В трех местах, для контроля, вырыли пробные шурфы. Во всех трех обнаружили останки солдат. Траншея была заполнена до краев останками солдат. Убедившись в точности информации нашего проводника Николая, мы поспешили обратно к тракторам, решив вернуться сюда на обратном пути, после выполнения главной задачи. К 14 часам мы добрались до деревни Серки. Это первая цель нашей экспедиции. Теперь в дело пустили бульдозер. Он снял дерн на площади 25х25метров для определения места захоронения. Через 40 минут перед нами лежал квадрат глиняного цвета 25х25метров. В дальнем углу угадывался небольшой прямоугольник другого цвета. Это и было место захоронения. Дальше мы работали лопатами, и к 17 часам нам удалось найти и поднять останки 29 воинов, захороненных в 20 метрах в стороне от ограды. Для контроля, бульдозер перекопал всю площадку, но других останков в этом захоронении обнаружить не удалось. В 17 часов выезжаем ко второму захоронению. Пускаем вперед бульдозер, он прокладывает просеку в березовом лесу, по ней мы и пытаемся проехать. В 19 часов добрались ко второму захоронению. Оно находилось рядом со старым заброшенным деревенским кладбищем. Быстро сгущались сумерки, и мы поторопились разбить лагерь, ставить палатки и ужинать и готовиться на ночлег. За ужином наш проводник Николай предупредил нас, чтобы мы были внимательны, т.к. в этих диких местах живут медведи. Они облюбовали заброшенные яблоневые сады и часто наведываются в умершие деревни. Мы восприняли его слова как шутку, но впоследствии убедились в его правоте. Утром 19.09.09 подъем в 6-00. быстро умылись, позавтракали и за работу. Снова пустили в дело бульдозер. Он вскрыл верхний слой грунта, и мы быстро определили место захоронения. Дальнейшие раскопки провели лопатами и к 11часам утра подняли 61 воина из этого захоронения. Нашли один смертный медальон, вкладыш отсутствовал. Таким образом, из двух переносимых захоронений, мы подняли 90 человек. Никак не 900, о которых говорил нам военком. Видимо в его документы закралась ошибка. К 12часам мы успели свернуть наш лагерь и выехали обратно. В 15 часов начали работать в траншее около д. Опоки. Мы предполагали, что до сумерек соберем все останки и уедем домой, но нашим планам не суждено было сбыться. Как только мы начали вскрывать траншею, стало ясно, что в ней очень много останков наших бойцов, и все они лежат с нетронутыми личными вещами. Нет только оружия, обуви, и у многих обрублены ноги ниже колен. ( Как потом нам удалось выяснить у местных старожилов, немцы заставляли местных жителей снимать с убитых валенки, а если это не удавалось т.к. трупы были замерзшие, то сделать это можно было, только отрубив и затем отогрев ноги, а трупы закопать в этой траншее.)
Торопиться мы не имели права, могли пропустить медальон или подписанную вещь. Поэтому, когда к18часам подняли более 30 человек, поняли, что нужно разбивать лагерь и оставаться еще на одни сутки. Палатки ставили на небольшой поляне среди леса в ста метрах от траншеи. Мешки с найденными останками оставили пока на месте раскопок. Наш проводник Николай не смог остаться, т.к. ему нужно было выходить на работу. Мы поблагодарили его за помощь и тепло попрощались. Уходя, он еще раз напомнил нам о медведях. В сумерках поужинали, посидели у костра и начали укладываться спать. Около часа ночи со стороны траншеи начали раздаваться странные звуки, треск толстенных веток. Кто-то из засыпающих поисковиков сказал, что это кабан. Но вскоре этот «кабан» начал подавать голос, и те, кто не спал, в срочном порядке начали рубить ближайшие сухие деревца и раскладывать дополнительные костры вокруг лагеря. Косолапый «кабан» угомонился только к трем часам утра, и нам удалось поспать до 8 без сюрпризов. 20.09.09 подъем в 8утра. Ребята с хохотом подтрунивают друг над другом. Те, кто лег спать пораньше, высказывали претензии ночным дровосекам, не дававшим им спать. Быстро позавтракали и пошли к траншее. Каково же было наше удивление, когда мы увидели разбросанные мешки с останками, которые вчера стояли ровными рядами. Медведя никто не видел, но следы его присутствовали. Мы были не прошенными гостями на его территории. Быстро навели порядок и продолжили раскопки, стараясь ничего не пропустить.
К полудню из этой траншеи нам удалось поднять 163человека, 5смертных медальонов(4с записками) 2 компаса, двое наручных часов, истлевший портсигар с обгоревшими документами, большое количество перочинных ножей, бритв, расчесок, и других мелких предметов. К нашему сожалению ни один из найденных предметов не был подписан. Вся надежда на медальоны. Свернули лагерь в 15 часов и через 2 часа добрались до Подберезья, где нас уже ожидал глава. Мы сообщили ему о завершении нашей экспедиции, передали мешки с останками 253 погибших воинов для захоронения. Он сообщил нам дату и пригласил на перезахоронение как почетных гостей. Мы попрощались и к ночи уже были дома. На следующий день К.Э. Буевич сообщил, что ему удалось прочитать 2 из 4 медальонов и «пробить» данные через интернет и базу данных. Сухие строки архива:
1. Снигирев Кирилл Семенович 1909г.р. Удмуртская АССР Касский р-он, д. Сенята убит, оставлен на поле боя у д. Опоки февраль 1942г 257 стр.див.
2. Карелин Григорий Маркович 1907г.р. Иркутская обл. 257стр. див.
убит, оставлен на поле боя у д. Опоки февраль 1942г
По данным архива, в феврале 1942г 969 полк 257стрелковой дивизии неудачно атаковал д. Опоки, 88 человек были убиты и оставлены на поле боя. Мы подняли из траншеи 59 полных и около 30 фрагментарно сохранившихся человек. Получается, что это и есть те самые оставленные замерзать на поле боя 88 убитых и раненых воинов, которых позже по приказу немцев похоронили местные жители в этой траншее. Благодаря найденным и прочитанным медальонам нам удалось установить имена 88 найденных солдат. Это редчайший случай, когда за одну поисковую экспедицию удается установить имена такого большого количества погибших безымянных воинов. Вот так, на первый взгляд рядовая поисковая экспедиция, принесла такие неожиданные результаты. Еще 88 имен пропавших без вести удастся вернуть из небытия. Все найденные 253 воина с воинскими почестями спустя неделю были перезахоронены на воинском кладбище в пос. Подберезье. Вечная им Слава!

20.10.2009г Спиридонов С.В.
Аватара пользователя
Саня
ЗАБАНЕН
Сообщения: 5086
Зарегистрирован: 09 июл 2008, 11:02
Откуда: Солнечный Пскобаристан

Сообщение Саня »

Однажды по работе ходил из Подберезья в Серку.
Дороги там действительно почти нет и уже давно.
Просто на будущее Подберезье официально село.
[:}) [:}) [:}) [:})
Всё в этом мире относительно.....
Я тут так,... зашёл разговор поддержать......
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

А вот отчет об одной из наиболее "продуктивной" поисковой экспедиции:

ЭКСПЕДИЦИЯ В ТВЕРСКУЮ ОБЛАСТЬ.
Эта экспедиция началась еще в 2004 году. Когда у Михаила Николаевича Романова- поисковика из Пустошки, после очередной поездки в архив, появился новый материал на сбитые советские самолеты 'в 1942-1943г. По данным архива можно было проверить сразу около десяти мест падений самолетов, находящихся очень близко друг от друга. Очень удачно рядом проходит новое шоссе МОСКВА-РИГА. Единственный недостаток- все эти самолеты лежат в Зубцовском районе Тверской области. По просьбе командира местного поискового отряда - Владимира Викторовича Стрельникова, оказать помощь в поиске и подъеме сбитых во время войны самолетов и их экипажей , Михаил начал работать с местными поисковиками, которые уточнили по его просьбе места падений самолетов. Затем Михаил лично провел разведку с приборами. Все эти подготовительные работы были завершены к концу 2005 года. Михаил был готов к выезду. Он пригласил поисковиков из разных отрядов Псковской области и организовал сводную поисковую группу.
8 ноября 2005года поисковики выехали в Тверскую область. Поздняя осень была очень сухой и затяжной, ребята надеялись успеть завершить намеченную работу до снега. Нужно было торопиться. На следующий день 9 ноября поисковики разбили свой лагерь у деревни Дубровка. Здесь находилось первое место падения самолета. По архиву он был сбит 05.08 1942 года. С утра уточнили приборами место магнитной аномалии и начали копать лопатами. Грунты в Зубцовском районе - сплошная глина, взять лопатами — практически невозможно. За два дня работы удалось выкопать четыре кубометра глины. Глина как камень. Рубили лопатами и долбили ломами. К исходу второго дня поняли, что с таким грунтом можно работать только с помощью техники - нужен экскаватор. На следующий день 12 ноября познакомились с председателем близлежащего колхоза. Объяснив сложившуюся ситуацию, с его помощью удалось получить на один день, для проведения раскопок самолета, экскаватор с экскаваторщиком. Обратно в лагерь ребята приехали в сопровождении экскаватора на шасси трактора «Беларусь». И работа закипела. Экскаваторщик Виктор оказался мастером своего дела. За оставшиеся три часа светлого времени он смог раскопать в глине огромную яму, и добрался на пятиметровой глубине до обломков самолета. В темноте запустили переносную электростанцию и продолжали работать при свете электроламп. Утром, когда удалось вытащить обломки самолета и двигателя ЯК-1, Михаил Романов собрал всех участников экспедиции на срочное «совещание». Поисковики поняли , что на таких грунтах без экскаватора делать нечего, с лопатами самолеты не поднять. Поэтому, узнав у экскаваторщика о его месячной заработной плате, единогласно решили оплатить работу экскаваторщика, а он в свою очередь согласился помочь в дальнейших раскопках самолетов. У Михаила для таких целей были небольшие финансовые средства, выделенные ему Федерацией Авиареставраторов России (президент - Осетинский Борис Леонидович). Как показал дальнейший ход раскопок, принятое решение было верным. С этого момента изнурительная работа с лопатами закончилась, и вся экспедиция пошла по новым правилам. Забегая вперед, хочу сказать, что только благодаря принятому решению по экскаватору, в эту двухнедельную экспедицию удалось выполнить работу, на которую в обычных условиях у поисковиков ушло бы не менее двух месяцев! Это результат грамотного финансирования проводимых работ. Почаще - бы удавалось так продуктивно проводить поисковые экспедиции.
На следующий день 14ноября поисковики переехали к деревне Новоалександровка. Вся работа по раскопкам очередного самолета заняла два дня. Экскаватор аккуратно вскрыл верхние слои глины, а когда добрался до обломков самолета, в дело вступили поисковики с лопатами. Строить опалубку в глине не нужно, это единственное преимущество, стенки ямы не оплывают. Воды в глине тоже нет и привычная в таких работах помпа, без которой поисковики в Псковской области не могли обойтись, ни разу не была запущена, не было необходимости. Вскоре удалось зацепить и вытащить авиадвигатель, это был одноместный штурмовик ИЛ-2. Летчик в обломках кабины самолета отсутствовал. Местные жители рассказали, что несколько лет назад, какие-то поисковики вытащили останки летчика. Документы обнаружить не удалось. Куда дели останки - никто не знает. Удалось поднять трехлопастный винт самолета, лопасти которого были прострелены во многих местах. Двигатель так же имел пулевые пробоины. Бронеспинка пилота была пробита снарядами и расколота. На следующий день две машины и экскаватор двинулись по шоссе Москва-Рига на следующую точку - место падения самолета (судя по архивным данным) Харрикейна. Прибыв на место у деревни Старое - обнаружили свежую и глубокую яму. Самолет уже кто-то достал. Поэтому поехали дальше к деревне Анино. По данным Михаила Романова около деревни упал ЯК-1. Все что осталось от деревни - 5 домов, в них живут три старушки и один дед, у них удалось уточнить место падения самолета. Опять в дело вступила техника. Экскаватор вскрыл грунт, обломки самолета находились на небольшой глубине 2-2,5 метра. Грунт, по- прежнему, сплошная глина. Останков летчика в обломках кабины не обнаружили. Видимо пилот выпрыгнул с парашютом. Вскоре обломки самолета и двигатель были подняты, номера двигателя и самолета установлены. К вечеру 18 ноября встали лагерем у деревни Курьково. По данным архива здесь упал ИЛ-2. Абсолютно ровное поле, кое-где виднеются стожки сена. Машины поставили у опушки леса и легли спать. Утро 19ноября - морозное и солнечное. Температура воздуха упала до -5. 3а ночь деревья покрылись инеем и сверкали в лучах утреннего солнца. Чувствовалось, что скоро выпадет первый снег.
После уточнения приборами места падения самолета , запустили экскаватор. Начали копать траншею, чтобы точно определить место расположения обломков. Вскоре на глубине двух метров ковш экскаватора наткнулся на обломки самолета. К удивлению поисковиков, ковш вынул на поверхность заднее колесо от истребителя МИГ-3. Дальнейшие раскопки начали проводить лопатами. Экскаватор лишь расширил яму. В яме начал ощущаться запах авиационного бензина. После двух часов работы к нему стал примешиваться специфический запах погибшего пилота. По этому запаху можно было судить о том, что летчик погиб вместе со своим самолетом. Поисковики не обманулись в своих предположениях. Сначала из обломков вынули расколотую бронеспинку, затем авиаприборы,. потом потянулись стропы парашюта, сам парашют, и наконец начали попадаться куски разорванного обмундирования и останки летчика. По рассказам местного жителя - свидетеля воздушного боя этого самолета, у истребителя еще в воздухе было оторвано одно крыло, и он беспорядочно кувыркаясь, упал на поле недалеко от деревни. Останки пилота, были буквально впечатаны в фонарь кабины. Вскоре удалось обнаружить личные вещи и документы летчика: финский нож в ножнах, планшет , линейку, удостоверение личности. Из документов следовало, что поисковики нашли истребитель МИГ-3 12истребительного авиаполка и летчика лейтенанта Алексеева Юрия Борисовича, командира авиазвена , 1920 года рождения из Днепропетровской области , числившегося по архиву пропавшим без вести 05.08.!942гНеожиданно в лагерь поисковиков приехал глава Зубцовского района - Виктор Михайлович Суров. Он впервые увидел раскопки самолета времен ВОВ, посмотрел в каких экстремальных условиях работают поисковики , поинтересовался что они едят , где спят. Он поговорил с поисковиками и был удивлен тем, что все работают бесплатно, на чистом энтузиазме. На следующий день он прислал машину с полным обедом на 10 человек, что вызвало неподдельное удивление у всех поисковиков. Они уже привыкли к равнодушному отношению властей к нуждам поисковиков, выполняющих, не побоюсь этого выражения, дело государственной важности. И даже простое проявление человеческой заботы со стороны представителя местной власти вызвало удивление, всем было очень приятно. Ребята были тронуты. Вечером Виктор Михайлович приехал снова и по русской традиции помянул вместе с поисковиками погибшего героя- летчика, останки которого будут захоронены в Зубцовском мемориале, после завершения поисков его родственников. В ночь с 20 на 21 ноября выпал первый снег Поисковики едва успели накрыть брезентом свои находки. Они ожидали приезда местных корреспондентов. Пока было свободное время, провели дополнительную разведку в районе деревень Новоалександровка и Княжьи Горы, там нашли место падения самолетов ИЛ-4 и ЯК-1 (по найденным деталям). Эти самолеты будут поднимать уже в следующем году. А сейчас зима диктует свои законы. 27 ноября экспедиция в Тверской области завершилась .В результате двухнедельного поиска были обнаружены и установлены номера шести самолетов: в районе деревни Дубровка - ЯК-1; в районе деревни Новоалександровка - ИЛ-2 и ИЛ-4; в районе .древни Aнино ЯК-1; в районе деревни Курьково- МИГ-3 с погибшим пилотом; в районе деревни Старое - ХАРРИКЕЙН; в районе деревни Княжьи Горы - ЯК-1. Установлено имя одного летчика, погибшего в 1942г в своем самолете.

Спиридонов СВ.
10.12.2005
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Двигатель самолета л-та Алексеева и личные вещи летчика:

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

А вот результат работы нашей поисковой группы по подъему второго трактора Сталинец. Этот трактор реставраторам удалось восстановить до рабочего состояния:

[video][/video]

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18236
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Aviator
а что за колесо на тракторе подняли?
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
bylik
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 11 янв 2012, 21:11
Имя: 89671542707
Откуда: москва-м.о г.можайск

Сообщение bylik »

Большой труд проделан для подьема и востановления... [:})
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

новичок
На кормовом крюке этого трактора висел прицеп, точнее тележка для перевозки передней части ствола орудия крупного калибра. Пушку видимо успели отцепить и не утопить. А вот трактору не повезло. Он утонул.

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Вот еще один отчет о проведенной экспедиции:

Р-5-Погибшая разведгруппа
История этой поисковой экспедиции началась осенью 2010г. Времена нынче не легкие, в деревнях это ощущается особо остро. Работы нет, поэтому народ выживает, как может, любыми доступными способами. Многие пытаются поправить хоть как-то свой бюджет, сдавая найденный металлолом. Вот от такого собирателя металлолома, в один августовский день, мы поисковики Центра Воинской Славы Псковской области, и получили сигнал о том, что наш искатель металлолома наткнулся в болоте на обломки металла. При более внимательном рассмотрении он понял, что эти обломки были когда-то самолетом. Мы сразу отреагировали на его звонок и в тот же день выехали из Пскова в Пустошку, а оттуда к дер. Сергейцево. Когда наш проводник привел нас на болото, мы действительно нашли место с обломками какого-то деревянного самолета времен войны. Сначала решили, что это был У-2, но позже поняли, что для маленького У-2 обломков многовато. Скорее всего, это был его старший и более крупный брат, биплан Р-5. Начали с зачистки места падения от металлических фрагментов. После этого обследовали это место металлоискателями. Приборы указывали на наличие в торфе под ногами металла, похоже там был двигатель. Мы приступили к раскопкам места падения. После прохождения двухметровой отметки в болотной жиже стали попадаться различные части самолета, а на трехметровой глубине мы наткнулись на зеленую нижнюю часть днища фюзеляжа самолета . Это была часть фюзеляжа, где находился грузопассажирский отсек. Естественно, что все это было сплющено от удара. Мы взломали еще крепкую фанерную обшивку корпуса и наткнулись на груз, который вез этот грузовой самолет, судя по всему, в один из многих партизанских отрядов. Отсек был плотно забит теплыми вещами, ватниками, свитерами, шинелями, рукавицами и несколькими коробками с американской тушенкой. Вынув все это из отсека мы наткнулись на останки (как потом выяснилось) трех человек- видимо пассажиров этого самолета. Судя по их одежде, среди них была девушка-радистка. В ее вещмешке мы нашли радиостанцию и батареи питания к ней. На девушке был ремень с оригинальной пряжкой украинских националистов. У второго найденного пассажира , одетого в тельняшку, кроме ножа разведчика ничего не нашли. У обоих отсутствовали документы. А вот третий пассажир был в военной форме с погонами капитана на плечах и что главное, с документами в кармане гимнастерки на имя капитана Литвиненко Аврама Яковлевича, начальника разведотдела штаба стр. див. Судя по всему, он сопровождал к партизанам радистку и разведчика. Докопавшись до разбитой кабины пилота, летчика мы не обнаружили и сделали предположение, что ему удалось выпрыгнуть с парашютом. У пассажиров парашютов не было, поэтому они и погибли вместе с упавшим самолетом и пролежали в болоте более 60 лет. Мы продолжаем раскопки и на глубине 7 метров находим двигатель этого самолета. Такого мотора нам еще не приходилось извлекать из болотных объятий. Да и с самолетом Р-5 мы столкнулись впервые. Отзвонились в Москву в Федерацию Авиареставраторов России. Они с огромным интересом восприняли нашу новость о найденном очень редком самолете и его двигателе. Дело в том, что самолет Р-5 сохранился в России в одном экземпляре и то не летает. Поэтому наша находка вызвала огромный интерес у Авиареставраторов. 300 метров из болота до нашего лагеря на твердом грунте мы тащили 600кг двигатель буквально на руках. Весь день шел проливной дождь, и мы вымокли до костей, но двигатель и останки разведчиков вынесли из болота. На этом подъеме, как и на многих других, присутствовали телекорреспонденты ЦТ, TV Звезда, Псков-TV. Благодаря их съемкам и выходу на экраны страны видеоролика о нашей находке. Уже через два дня нам откликнулись из Украины родственники кап-на Литвиненко - его родной сын и внуки, а спустя еще несколько дней , после работы в архиве, удалось установить имена его спутников.- разведчик, латыш из Риги, Эверсонс Эрманис Оттович и радистка Комлякова Валентина Андреевна.из г. Рыбное Рязанской обл. Удалось найти родную сестру радистки Комляковой Валентины Андреевны- ее полную тезку. Родственников Эверсонса к сожалению найти не удалось, хотя наши латышские друзья поисковики установили, что у Эрманиса Эверсонса было несколько братьев и сестер . Но никто из них не откликнулся. Судя по точной формулировке в архивных записях, спасшийся летчик смог сообщить о гибели разведгруппы в сгоревшем самолете. Мы заказали в Пскове памятник и пригласили найденных родственников на торжественное захоронение в Пустошку. Вскоре к нам в гости приехал сын Литвиненко А.Я. и родственники Комляковой В.А. На торжественном захоронении поисковик Романов М.Н. вручил сыну кап-на Литвиненко часы отца и его зажигалку с дарственной гравировкой, найденные у его отца. Похоронили разведгруппу на центральном братском захоронении в центре г. Пустошка с отданием всех воинских почестей. А из списков пропавших без вести мы вычеркнули еще три имени героев.

10.09.2010 СпиридоновС.В.

[video][/video]


Изображение

[video][/video]

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Stac
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 19:45
Откуда: С. Петербург

Сообщение Stac »

Aviator
[:}) Слежу, читаю...
Мой вездеход: viewtopic.php?t=5807
Самый длинный путь, начинается со слов "я знаю короткую дорогу..."
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Stac

Очень рад, что мне удалось заинтересовать Уважаемых Луноходостроителей этой темой. [:}) [:})

Вернуться в «Мероприятия 2012»