Центр Воинской Славы Псковской обл.

Путешествия и общие мероприятия форумчан в 2012 году.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Вот еще одна страница из поисковых будней нашей группы:

В списках живых, не значатся…
Самолет л-та Пискулова искали на протяжении 6ти лет. В2003г Михаил Романов привез из архива информацию о сбитых около г. Невеля истребителях. Один из них -Як-7 с летчиком л-том Пискуловым, самолет которого загорелся в воздухе и якобы упал в озеро Шилово. 6 лет подряд поисковики Пустошкинского отряда «Рубеж» и Псковского отряда «Авиатор» с приборами выходили на лед этого озера и пытались найти место падения самолета. Озеро маленькое, и за 6 лет его обследовали вдоль и поперек, но упавший самолет обнаружить не смогли. По архивным данным, в этом месте были сбиты еще два истребителя - Попов и Кулагин. Начали искать места падений этих самолетов. Жительница дер .Ващеничино Воробьева , рассказала нам, что в 1943г рядом с ее огородом упал и взорвался самолет. После войны обгоревшие обломки этого самолета сдали в металлолом. Мы вышли на указанное место, обследовали его с приборами и среди множества мелких обрывков дюраля обнаружили фрагменты останков летчика. К нашему сожалению, мы не смогли найти ни одного номерного кусочка от этого самолета, а без этого установить имя летчика невозможно. Казалось, что и здесь нас ожидает неудача. Как вдруг, недалеко от дома нашей проводницы чуткий прибор показал наличие цветного металла. Слегка копнув землю лопатой, мы неожиданно нашли погнутый взрывом орден Боевого Красного Знамени! Орден номерной! Через архив, по номеру ордена Михаил быстро установил имя его хозяина. Им был награжден летчик 133 Гвардейского ИАП Кулагин Семен Васильевич 1915 г.р. Уроженец Саратовской области. В 1930 г он вместе со старшей сестрой переехал в город Ашхабад, где до войны работал шофером. В 1940 году окончил школу авиамехаников . В начале войны его направили в летную школу, которую он окончил в 1943 году и стал летать. За четыре месяца боев он сбил два самолета противника Ю-88 и FW-190. За это 25. 09.43. был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а спустя две недели 08.10.43 погиб в воздушном бою. Получилось, что искали мы летчика Попова, а нашли Кулагина. Снова выезжаем на поиски Попова. От поисковиков из Невеля мы узнали, что около деревни Горушка они обнаружили место падения неизвестного самолета. Местные жители рассказали, что немцы, после падения этого самолета, попытались поднять его, но докопавшись до хвоста самолета, прекратили раскопки. Почему? Срочно выезжаем на указанное место. Это недалеко от озера Шилово – 5 км. Восточнее. Во время войны здесь проходила передовая линия противника. Среди немецких траншей и блиндажей находим большой провал в грунте, разворачиваем приборы. Они уверенно показывают наличие металла в грунте. Проверяем шестиметровым щупом – есть наличие большого массива металла. По найденным мелким фрагментам определяем, что это – Як. Вот почему немцы прекратили раскопки. Видимо они предполагали, что это был их – немецкий самолет, а когда поняли, что это советский истребитель, то их интерес исчез. За неделю успеваем подготовить экспедицию. Топливо, продукты питания, люди – все готово. Выезжаем 15 ноября – ставим лагерь. Нам удалось договориться со знакомым трактористом из Невеля, и он приехал помогать нам на экскаваторе «Беларусь». Грунт тяжелый – глина. Подходы к месту падения хорошие, поэтому экскаватор окапывает место падения самолета по кругу, оставляя в центре нетронутый конус грунта с обломками самолета. С места раскопок сообщаем по телефону о найденном самолете в администрацию Пскова, Невеля, в средства массовой информации. Все обещают приехать в течение трех дней. Продолжаем работать. На третий день поисковик Костя Буевич находит останки летчика. Самолет падая, сильно горел и поэтому, тело летчика очень пострадало от огня. Среди обуглившихся останков Костя Буевич находит обрывки обгоревшего комсомольского билета, поясной ремень, звездочку от пилотки, парашют. Бортовые часы остановились в 11 часов 45 минут. Все это было впрессовано в приборную доску самолета и накрыто сверху бронеспинкой кресла летчика. Когда удалось извлечь останки пилота, показался разбитый двигатель. Наконец-то у нас появился номер двигателя – 3351665. Михаил звонит в Пустошку – поисковику Калинину Сергею. Он съездил к Михаилу домой и нашел по архивным записям Михаила номер двигателя этого самолета. По номеру двигателя удалось установить, что это был самолет ЯК-7. 05.11.43 летчик лейтенант Пискулов, 265ИАП в составе четырех истребителей Як-7 сопровождал шесть штурмовиков ИЛ-2. На подходе к цели их атаковали восемь истребителей противника FW-190. Самолет лейтенанта Пискулова был сбит, загорелся в воздухе и упал (по архивным данным в озеро Шилово) летчик не вернулся с боевого задания. Считался пропавшим без вести. На обрывках обгоревшего билета ВЛКСМ удалось прочитать номер билета, имя и фамилию. Данные совпадали с личным делом летчика Пискулова.
Это был десятый день пребывания молодого летчика на фронте и первый его боевой вылет. Судя по пробоинам на двигателе самолета, лейтенант Пискулов был атакован сзади и сверху. Похоже, что снаряды, пробившие двигатель пробили фонарь самолета в районе головы летчика. Поэтому он и не выпрыгнул из горящего самолета. Он был убит в воздухе. Пока мы ожидали корреспондентов ТV, удалось оперативно изготовить в Пскове и доставить в Невель гранитный памятник для двух погибших летчиков . 22 ноября мы произвели подъем двигателя и винта самолета. Затем в торжественной обстановке провели захоронение обоих летчиков – в городе Невель – на воинском мемориале и установили им памятник. Все это снимали фото и теле - корреспонденты местного и центрального ТV. Спустя два дня телевизионный репортаж об этом мероприятии был показан центральным телевидением и каналом «Звезда» . Мы очень надеялись, что это поможет найти родственников похороненных летчиков. И не ошиблись! На следующий день после выхода этих репортажей, Михаилу Романову позвонили из Москвы внук и родная сестра лейтенанта Пискулова. Оказалось, что у молодого летчика была жена и сын, а так же и сестра. Михаил выезжает в Москву для встречи с родственниками. Эту встречу освятили на ТV «Звезда». Семья Пискуловых разрослась. У его сына были дети, а у них родились его внуки. Михаил передал сестре и внуку летчика бортовые часы, табличку с номером самолета и звездочку с пилотки летчика. Михаил получил в подарок от сестры, найденного летчика, фотографию, где он снят в военной форме. Спустя 4месяца, родственники л-та Пискулова посетили г.Невель и побывали на его могиле, возложили цветы. Хочется искренне поблагодарить за помощь в поиске родственников найденных летчиков всех корреспондентов ТV и отдельно канала «Звезда». Только благодаря вышедшему на экраны ЦТ телесюжету удалось так оперативно найти родственников погибшего героя. Надеемся и в будущем на тесное сотрудничество с представителями ТV и средств массовой информации. А мы продолжаем поиск, ведь в этом районе мы так и не нашли место падения самолета летчика Попова.
А в списках, пропавших без вести, стало на два имени меньше. Они не пропали без вести, а до конца выполнили свой воинский долг. Вечная им слава.

10.01.2009г. Спиридонов С.В.

[video][/video]


[video][/video]
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Wasilih

Спасибо за НЕ равнодушие[:}) [:})
Аватара пользователя
Саня
ЗАБАНЕН
Сообщения: 5086
Зарегистрирован: 09 июл 2008, 11:02
Откуда: Солнечный Пскобаристан

Сообщение Саня »

Равнодушных нет, часто проезжаю мимо братское захоронение в Монаково. В последнее время оно сильно расширилось.
Вот только не пойму, ни где толком не найти, что за операция проводилась. когда по болотам шли через Чернушку и что за линия обороны шла вдоль железной дороги. идущей от Новосокольников в Дно??
Всё в этом мире относительно.....
Я тут так,... зашёл разговор поддержать......
Аватара пользователя
Stac
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 19:45
Откуда: С. Петербург

Сообщение Stac »

Aviator
:roll: [:})
Мой вездеход: viewtopic.php?t=5807
Самый длинный путь, начинается со слов "я знаю короткую дорогу..."
Аватара пользователя
СашаКУ
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 20:54
Имя: +79212542542
Откуда: Череповец Вологодская обл.

Сообщение СашаКУ »

Aviator
Молодцы!!! Полезное дело делаете. Молодцы с большой буквы.
За деньги можно всё, а своими руками дороже.
Аватара пользователя
Konservator
Сообщения: 1203
Зарегистрирован: 30 май 2010, 00:02
Имя: Александр
Откуда: Спб
Возраст: 56

Сообщение Konservator »

Aviator писал(а): Это целая спецтехнология, которой мы владеем. Было-бы что вытаскивать, а за нами дело не встанет.
Aviator
Да, спасибо, понял :) . Увидел на ролике как разверзается земля и выходит "Сталинец" ... :shock:
Ох, крутые вы парни! :roll:

[:})
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Konservator

Спасибо конечно за Вашу похвалу,но мы самые обычные люди и как все, не без греха. Мы знаем более достойных такой похвалы поисковиков. И вообще говорить о крутизне не стоит,просто мы делаем наше дело по совести , вот и все. [:})
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

А бывает и так, что приходится работать много лет на одном месте, и как же приятно всетаки добиться нужного результата:

Поисковая экспедиция длиной в 14 лет!
Эта экспедиция началась 14 лет назад в 1993 году. Наш поисковик из Пустошки Романов Михаил Николаевич, опрашивая жителей дер. Житниково, нашел свидетелей падения самолета Ил-2. Ему рассказали, что видели, как в начале января 1944г в небе над деревней несколько немецких истребителей атаковали два советских штурмовика. Один из них загорелся в воздухе, а затем упал и взорвался недалеко от деревни. Местные жители нашли на месте падения самолета среди обломков обгоревшие тела двух советских летчиков. Они их похоронили и потом долго ухаживали за их могилой. После войны тела летчиков перезахоронили на братском кладбище дер.Шалахово. Имен летчиков установить тогда так и не удалось. Романов через архив выяснил, что в этом районе 12 января 1944г не вернулись с боевого задания два советских штурмовика Ил-2.
Экипажи самолетов: летчик Чурин Николай и бортстрелок Щелканов Иван, Летчик Федирко Григорий Акимович и бортстрелок Рылов Иван Афанасьевич значились пропавшими без вести. Пока получалось, что это один из пропавших 12 января 1944г самолетов. А где же второй? Михаил продолжал упорно искать. Вскоре ему удалось найти свидетелей падения еще одного советского самолета. Он упал в болото Стиваны, недалеко от дер. Остров Пригородной волости. Совсем рядом с местом падения протекает речка Неведрянка. Место заболоченное и очень сырое. Местные жители в 80х годах при помощи трактора пытались вытащить остатки самолета. Но лишь оборвали торчащие из болота обломки. Бронекапсула с экипажем ушла глубоко в болотистый грунт (как потом оказалось на 9 метров). Поисковики, возглавляемые Романовым М.Н., начали раскопки.
Грунт оказался очень тяжелым, песчаный плывун, он постоянно подпитывался водой из реки Неведрянки.
Откачать воду и опуститься на 9 метровую глубину, было почти невозможно. Несколько раз ставили опалубки из бревен и досок, которые были благополучно раздавлены болотом как спички. Работать в таких условиях было не просто тяжело, но и опасно. Поисковикам снова и снова приходилось начинать все с нуля. На протяжении многих лет было проведено около двадцати экспедиций, которые заканчивались неудачей. За 14 лет раскопок поисковики между собой стали называть место падения этого самолета «дежурной ямой». Снова и снова Михаил Романов приглашает своих друзей-поисковиков из разных поисковых отрядов помочь ему в подьеме этого самолета. Псковские поисковики, как и многие другие, не раз откликались на просьбу Михаила, и приезжали в гости поработать на раскопках этого Ил-2. Сергей Калинин и Костя Буевич поработали с Михаилом и летом и зимой. После очередной неудачной попытки откачать воду, решили работать с водолазом зимой со льда в заполненной водой яме. Водолазу Косте Отчаянному удалось, наконец добраться до бронекапсулы. Она находилась на глубине 9-12метров.
На ощупь он умудрился закрепить трос за бронеперегородку, отделяющую стрелка от пилота. Она почти абсолютно круглая, но ему удалось ее вытащить с девятиметровой глубины.
К удивлению поисковиков, на перегородке обнаружились отпечатки подвесной системы парашюта стрелка. Значит экипаж в самолете, и сейчас находится там, на глубине 9девяти метров. К этому времени поисковики смогли поднять на поверхность некоторые номерные агрегаты самолета и по номеру №7593 через архив установили имена экипажа этого самолета: летчик младший лейтенант Федирко Григорий Акимович и воздушный стрелок сержант Иван Рылов. Значит около дер.Житниково сгорел экипаж Николая Чурина и Ивана Щелканова. Таким образом, удалось установить судьбу двух экипажей, 65 лет числившихся в пропавших без вести. В личном деле Федирко Григория Акимовича записано: мл. лейтенант, командир звена 135 ШАП 308 ШАД, 1920 г рождения, русский,
Член ВКПб с 1943г.В Красной Армии с 1940г. В Отечественной войне с 1943г Брянский и 1 Прибалтийский фронты. Призван Краснодарским ГВК г. Краснодар. 28.08.1943г награжден орденом Красной звезды. Домашний адрес: Краснодарский край Пластуновский район, ст. Васюкинская, колхоз «Соцстрой ». Мать- Федирко Вера Моисеевна 1899г.р.
В очередном наградном листе записано: Федирко Григорий Акимович представляется к ордену Отечественной войны 1 степени.
Награжден 23.01.1944г орденом Красное знамя. Пр. 3ВА 019н (пропал без вести)
В характеристике на него записано: «Командир звена мл. л-т Федирко Г.А. в боях за Родину на Брянском и 1 Прибалтийском фронтах на самолете Ил-2 сделал 30 боевых вылетов. За успешное выполнение шести боевых заданий на Брянском фронте награжден орденом «Красная звезда» 28.08.1943г пр.3ШАК №09н. В последующих 24 боевых вылетах тов. Федирко показал себя мужественным воздушным бойцом. За период участия в боях на его боевом счету уничтожено : до25 автомашин, 3 полевых орудия с прислугой, до 10 повозок, две зенитных пулеметных установки и другое военное имущество и снаряжение. Результат эффективности штурмовки и бомбометания подтвержден экипажами в боевых донесениях штаба полка. Тов. Федирко летает на выполнение боевых заданий ведущим, в полку вырос от рядового летчика до командира звена.

Рылов Иван Афанасьевич 1919г.р.
Сержант, воздушный стрелок, награжден медалью «За отвагу», уроженец Кировской обл.
Фоленский р-он. Дер. Малахи. Призван Фоленским РВК Кировской обл.
Мать-Рылова Анна Сергеевна.

Теперь все встало на свои места. Осталось сделать последний рывок и достать бронекапсулу с экипажем. Но болото словно ополчилось против нас и никак не хотело уступить упорству поисковиков. Наконец в 2007г в конце лета мы в очередной раз откликнулись на приглашение Романова и приехали помогать в подьеме самолета Федирко- Рылова. На этот раз «Дежурную яму» полностью вычистили от остатков старых кольев и досок. Много лет подряд проводилась откачка воды и песка из огромной ямы. Грунт в радиусе пятнадцати метров сильно осел и превратился в огромную воронку, в центре которой был девятиметровый колодец. Все берега тридцатиметровой воронки были уложены мешками с песком, заколоты кольями, но ничто не помогало- грунт сползал и сползал к центру воронки. Нас выручило сухое лето 2007 года и новая методика раскопок. Яму перестали осушать, а наоборот решили до краев заполнить водой из реки Неведрянки. Великолукский водолаз, полностью оправдывающий свою фамилию- Отчаянный, с пожарным рукавом ушел под воду и размывал на глубине десяти метров грунт. Эта методика дала свои положительные результаты и ему удалось наконец добраться до кабины пилота и стрелка. Подьем решили провести в воскресенье 30 сентября . Пригласили телекорреспондентов из Москвы и Пскова, а также Б.П.Осетинского, возглавляющего Федерацию Авиареставраторов России, который профинансировал несколько последних экспедиций, главу района А.Г.Фадеенкова. В подьеме приняли участие поисковики из Пустошки, Пскова, Веиких Лук. Сначала удалось зацепить и вытащить из воды трехлопастный винт самолета. Его лопасти были прострелены во многих местах и когда его выволокли на берег , он был похож на раненную птицу, раскинувшую свои избитые лопасти-крылья. Затем удалось вынуть из воды большой радиатор и парашют стрелка,
приборную доску, педали управления, «штурвал», бронеспинку летчика. К нашему удивлению на бронеспинке пилота, на месте, где у летчика находится голова, четко отпечатались следы пулевых попаданий. Судя по отпечаткам, эти пули убили летчика еще в воздухе. В поднятых обломках кабины поисковики нашли 2 зимних шапки летчиков, рукавицы, перчатки. Водолаз-поисковик Костя Отчаянный после короткого отдыха снова уходит на глубину. На этот раз ему удается в обломках кабины найти тело летчика. Он привязывает веревку к подвесной системе его парашюта и всплывает на поверхность.
Мы начинаем осторожно тянуть веревку и через несколько минут на поверхность воды всплывает тело летчика в зимнем комбинезоне и парашюте. Поисковики осторожно вынимают его из воды. На его ногах одеты унты , на руках рукавицы, отсутствует только голова. Наша догадка о пулевых отметинах на бронеспинке подтвердилась. Видимо в полете летчик был убит в голову. Ощущение было такое, будто летчик погиб совсем недавно. Одежда и тело летчика довольно хорошо сохранились благодаря отсутствию кислорода в болотном грунте. Парашют пилота раскрыли и повесили сушиться на березе рядом парашютом стрелка. Ткань парашютов была в отличном состоянии. Сохранились даже штампы завода изготовителя. Михаил Романов расстегнул комбинезон пилота и все увидели на груди летчика орден красной звезды, а из кармана гимнастерки он вынул и прочитал партбилет летчика Федирко Григория Акимовича. Ему было всего 24года. Фото к сожалению не сохранилось. Из карманов комбинезона удалось извлечь много документов, записные книжки, дневник, пистолет ТТ, письма от матери, деньги. Костя Отчаянный снова уходит под воду. Необходимо найти стрелка. К сожалению тело стрелка сильно пострадало при падении самолета и водолазу удается поднимать его отдельными фрагментами. Когда просушили документы летчика, нам удалось прочитать его дневник и письмо от матери – Веры Моисеевны Федирко. В нем она пишет: « Гриша, я очень счастлива, что получила от тебя письма, деньги и карточки, ты у меня настоящий герой. Отец за тебя очень рад, что ты заслужил орден Красной звезды…». В своем дневнике Григорий Акимович пишет, что сердце его переполняется ненавистью к фашистским захватчикам, что он видел много городов превращенных фашистами в руины, и что он рвется в бой ,чтобы отомстить врагу…
НЕ суждено было матерям увидеть своих сыновей-героев. Не суждено было им узнать их судьбу. 65 лет они числились пропавшими без вести. И вот теперь судьба их стала известна. А высоко над лесом в голубом небе чертил белую дорожку современный самолет, словно принимал эстафету от погибшего 65лет назад экипажа.
Казалось- бы эта история закончена, но Михаил Романов продолжает поиск, только теперь он ищет родственников найденного экипажа. Он написал запрос в Кировскую область по месту жительства стрелка Рылова и в станицу Васюкинскую Краснодарского края, где проживала семья Федирко. И спустя несколько дней родственники обоих членов экипажа откликнулись! Теперь необходимо передать им останки героев летчиков для захоронения на родине. Вот он, результат долгих четырнадцати лет поисковой работы по одному экипажу самолета Ил-2. Хочется поблагодарить всех, кто на протяжении 14лет принимал участие и помогал поисковикам в работе по установлению судьбы этого экипажа.

Спиридонов С.В.
01.10.2007г

P.S.
Передать останки героев летчиков их родственникам не пришлось. Родственники решили похоронить наших летчиков там, где они воевали и погибли. Поэтому похоронили мы их на братском воинском кладбище в г. Пустошка Псковской обл.Их родственники приезжали на торжественное захоронение. Мы были им очень рады.

Изображение

Изображение

Бортстрелок Рылов Иван Афанасьевич

Изображение

Летчик-Федирко Григорий Акимович


Изображение




[video][/video]

А вот куда идут наши находки. Много потребовалось найти погибших самолетов Ил-2, чтоб помочь реставраторам восстановить два самолета до летного состояния

[video][/video]
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Aviator
Сергей в п. Лиинахамари Мурм. обл. у штаба лежит (лежал) трех лопастной винт. от какого самолета не знаю. может вам такая инф. пригодится [:})
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

новичок

Спасибо за информацию. Обязательно проверим и узнаем, что это за винт. [:})
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Aviator
могу узнать номера тел. этой части. может это ускорить получение инф.
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Stac
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 19:45
Откуда: С. Петербург

Сообщение Stac »

Aviator
Это, я так понял, единственный ИЛ-2 который полностью восстановлен и летает?
Лётчики, пацаны совсем... :( Герои... Наконец обрели покой...
Мой вездеход: viewtopic.php?t=5807
Самый длинный путь, начинается со слов "я знаю короткую дорогу..."
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Stac

Нет Стас, их уже два, и оба летают!Молодцы реставраторы. :roll: И очень приятно, что в этих самолетах есть частица и нашего труда. Эти самолеты будут в небе на следующем Авиасалоне МАКС в Москве. [:})
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Aviator
А реально услышать звук мотора при взлете. в полете и при посадке. только что бы без всяких коментов. может есть такое видео. [:})
личку посмотри
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Stac
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 19:45
Откуда: С. Петербург

Сообщение Stac »

Aviator писал(а):Stac

Нет Стас, их уже два, и оба летают!Молодцы реставраторы. :roll: И очень приятно, что в этих самолетах есть частица и нашего труда. Эти самолеты будут в небе на следующем Авиасалоне МАКС в Москве. [:})
[:}) [:}) [:})
Мой вездеход: viewtopic.php?t=5807
Самый длинный путь, начинается со слов "я знаю короткую дорогу..."

Вернуться в «Мероприятия 2012»