Центр Воинской Славы Псковской обл.

Путешествия и общие мероприятия форумчан в 2012 году.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

ototich
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 04 июн 2010, 21:38
Откуда: Московская обл. Рогачево

Сообщение ototich »

У нас тоже в войну шли бои, и до сих пор в полях находят остатки оружия и боеприпасов, прошлый год был урожайным: сначала один тракторист выпахал штык от винтовки, потом винтовку, птом другой тракторист выпахал авиационную бомбу, потом картофельный комбайн выкопал противотанковую мину. И все это на полях, которые обрабатывались практически каждый год после войны. В нашем районе остановилось движение немцев на москву и советские войска перешли в наступление. Но поисковиков я ни разу не видел.
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Aviator
Сергей почему в теме нет новостей?
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Outlogic
Сообщения: 2381
Зарегистрирован: 06 ноя 2008, 17:25
Откуда: Питер

Сообщение Outlogic »

новичок
Дим, скоро вахта начнётся, после Дня победы будут отчёты... Я, кстати, тоже отпуск взял :wink:
Покуда есть силы,
Покуда есть духу,
Не порваны жилы,
Не вспорото брюхо....
Алексей 73
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 16 фев 2014, 20:55
Откуда: Иваново

Сообщение Алексей 73 »

Слезы на глазах. Вечная память героям! Снимаю шляпу. Молодцы!
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Outlogic писал(а):после Дня победы будут отчёты
так целый год не писали ни чего.
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Outlogic писал(а):Дим, скоро вахта начнётся, после Дня победы будут отчёты..
вот и лето прошло, осень настала, а ни кто ни чего не пишет :(
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

Народ. не понятно почему в теме тишина? уже снег лежит а ни кто ни чего не отписал.
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Извините за долгое молчание, но у меня на то были серьезные причины. прочитав этот очерк, вы сможете понять причины долгой паузы. Но за это время нам в новом составе По "Арьергард"удалось поднять еще один арт тягач "Сталинец" , а также принять участие в реставрации редчайшего трех башенного танка Т-28 до ходового состояния! Об этом будет отдельный рассказ. А теперь- СТАЛИНЕЦ (3) - УНИКАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ


История, о которой я хочу рассказать, началась еще в 2008 году. Наш поисковик-Романов Михаил Николаевич, приехав из очередной поездки в архив, решил проверить информацию об утонувшем в 1942г в Тверской области, артиллерийском тягаче «Сталинец». В архивных документах говорилось, что при проведении расчистки поверхности замерзшего озера Усодице от снега, для создания взлетной полосы аэродрома, провалился под лед и утонул арт. тягач «Сталинец», механик- водитель погиб. Ехать Михаилу пришлось довольно далеко - около 200км . Тверская область, как и Псковская, изобилует болотами и озерами. Сначала нужно было добраться до Старой Торопы, потом, уходить с трассы в сторону и забираться в глухомань. С большим трудом удалось найти населенный пункт Ильино, потом добраться до деревеньки Белодедово и Харланово, рядом с ними огромное болото, в центре которого находилось большое и красивое озеро Усодице. Вот здесь и произошла зимой 1942г трагедия. Как удалось узнать у местных старожил, молодой солдат-водитель «Сталинца», решил подъехать к заболоченному берегу озера и поговорить с двумя девушками, которые пришли посмотреть на работу огромного трактора, и познакомиться с ними. Но у самого берега, когда он начал разворачиваться, лед не выдержал 12тонную махину и проломился . «Сталинец», вместе с водителем , исчез в ледяной воде. Как потом оказалось, глубина около болотистого берега была 8 метров. Как говорили местные жители, после войны, к месту гибели приезжали родственники погибшего водителя, даже была поставлена на краю берега деревянная пирамидка. Но прошло 70 лет, пирамидка исчезла, а место трагедии сохранилось лишь в памяти местных жителей, и то, не очень точно.
Проводник, которого нашел Михаил, долго выводил поисковиков по зыбкому болоту к краю озера, которое находилось в километре от твердого берега. Наконец, выйдя к воде, он широко раскинул руки и сказал: «Вот, где - то здесь». Пришлось Михаилу разворачивать магнитометр и начинать поиск приборами. После часа поисков, в одном месте, у воды, прибор очень слабо среагировал на металл. Но Михаил не был уверен в показаниях прибора. Через некоторое время Михаил предпринимает вторую разведывательную экспедицию. На этот раз он и два его спутника - Калинин Сергей и водолаз Отчаянный Костя, решают работать с лодки. Теперь чуткий прибор начал регистрировать большую массу металла сразу, как только они подплыли к берегу, где были в прошлый раз. Сомнений нет – «Сталинец» находится на дне в пяти метрах от самого берега. Но до него не так просто добраться. За прошедшие 70 лет, 12тонная махина ушла в топкий грунт и покрылась семиметровым слоем болотной жижи, ила, донными отложениями. Теперь необходимо промыть «колодец»- проход до «Сталинца», для «осмотра» его водолазом. Через 4часа упорной работы, при помощи водяного насоса-помпы и длинного шеста, удалось размыть узкий 8метровый проход. Костя Отчаянный, облачившись в водолазный костюм, уходит под воду. Медленно тянутся минуты ожидания. Наконец он всплывает, и отдышавшись, докладывает - «Сталинец» внизу, глубина до объекта -9метров, стоит на гусеницах, левый борт параллелен берегу, имеет дифферент на нос около 30 градусов, трактор с кабиной - очень редкая модель, повреждений не обнаружил. Все очень рады. На этот раз разведка закончилась удачно. Теперь необходимо просчитать все возможные варианты подъема «Сталинца» и выбрать один, наиболее подходящий и наименее затратный. Перебрав несколько вариантов, мы приходим к выводу, что этот «Сталинец» можно вытащить только с твердого берега, до которого по прямой 860 метров, и это самый короткий путь! Это почти не выполнимая задача. Ведь для этого потребуется 1000 метров довольно толстого, а значит и очень тяжелого троса. По нашим расчетам получалось, что вес троса будет равен весу объекта. А как занести в зыбкое болото 12тонн троса? Выдержит ли он, при почти километровой длине, такую нагрузку? Нам приходилось работать на подъемах разной техники из болот. Поднимали и танки и «Сталинцы», но расстояние до объектов, ни разу не превышало 300метров, а здесь почти 1 километр! Такого подъема еще никто не проводил. Один только трос такой длины будет очень дорого стоить, а финансирование у нас – никакое. Поэтому, посоветовавшись, Михаил решает отложить подъем этого «Сталинца до «лучших времен». Прошло несколько лет, а желание поднять этого «Сталинца» не давало нам покоя. В 2011г Михаил узнал, что Московские поисковики предприняли попытку легкими гусеничными вездеходами поднять с края озера этот «Сталинец», но неудачно. Огромное болото было очень серьезным противником и не хотело отдавать своего пленника. За эти годы у нас сложилась твердая уверенность, что поднять этот арт. тягач можно только с берега, с расстояния в 1км. Но как занести в болото 12 тонн троса? Для решения этой задачи решили сначала построить своими силами маленький гусеничный вездеход, и с его помощью затащить порезанный на пятидесятиметровые куски 1000метровый трос в болото.
Закипела работа. Месяц ушел на выработку концепции вездехода, гусеницы или колеса, вес, габариты, мощность, внешний вид, компоновка и т.д и т,п. К концу февраля 2011г все расчеты и чертежи были закончены и мы приступили к строительству нашего первого гусеничного вездехода, который должен был помочь нам осуществить наш план по подъему этого «Сталинца». Наша поисковая группа состояла из 8человек, непосредственно конструировали и строили вездеход двое – Мажарин Петр и Спиридонов Сергей. Очень помогал Интернет. Там можно было найти ответы на почти все технические вопросы, возникающие у нас в процессе конструирования и строительства. Нам повезло найти сайт «Самодельщиков», под названием «Луноходов.нет»- которые строили подобные вездеходы . Они то и были нашими учителями и наставниками в строительстве нашего детища. Работать было очень интересно. Мы трудились 6 месяцев, каждый день, приходили с работы и до полуночи не вылезали из тесного гаража. К августу месяцу 2011г наш «Барсик» (так мы окрестили вездеход) вышел на ходовые испытания. Мы очень торопились, т.к. Михаил объявил, что ведет переговоры со спонсором этого подъема и что в сентябре 2011г наша экспедиция может состояться. Мы уложились в сроки и начали интенсивно проводить ходовые испытания. Естественно наш вездеход был еще «сырым». В процессе испытаний начали выявляться разные ошибки и «болячки». Сначала пришлось переделать привод сцепления, потом изменить конструкцию осей балансиров, потом изменили конструкцию карданных валов, за тем долго решали проблему проколов пневматических катков (колес). Наконец решение было найдено, и модернизировав конструкцию траков гусениц, мы избавились и от этой проблемы. Поломки закончились. Вездеход был готов к выполнению поставленной задачи. Но неожиданно наш спонсор отказался от подъема нашего «Сталинца» и нам не оставалось ничего, кроме ближайших к Пскову болот, на которые мы и начали выезжать и использовать наш вездеход. Теперь остро встал вопрос, на чем транспортировать наш вездеход к местам проведения поисковых мероприятий? Мнения в нашем небольшом коллективе разделились. Мы - конструкторы и строители вездехода считали, что достаточно приобрести недорогой автоприцеп и на нем перевозить «Барсика», буксируя его УАЗ - «Фермером». Наши коллеги безапелляционно заявили, что наш поисковый «УАЗ-Фермер» не справится с ролью тягача прицепа и для выполнения задачи транспортировки необходим грузовой автомобиль «Газель». От покупки прицепа они категорически отказались в пользу б.у. «Газели», хотя цена б.у. «Газели» более чем в четыре раза превышала стоимость прицепа. Таких денег у нас не было, поэтому вездеход пока поставили на прикол и занялись поисковой работой в радиусе 30-40км вокруг Пскова. Летом 2011г мы наткнулись на обломки какого-то танка (колотая броня), разбросанные вдоль заболоченного берега реки Абижа. По виду обломков сделали вывод, что танк был подорван. Идентифицировать обломки пока не смогли. Была надежда, что часть обломков при взрыве упала в фарватер реки и находится там, на глубине и сейчас. Решили перепроверить нашу догадку зимой со льда. Поэтому, как только мороз сковал реку , мы произвели разведку дна реки приборами со льда. Результат обнадежил, мы обнаружили около десяти магнитных пятен, на которые реагировали наши приборы. Правда лед, оказался неожиданно тонким, и при выходе на берег пришлось даже принять легкие «водные процедуры» - дважды проваливались по колени в воду. Решили подождать, когда лед окрепнет и тогда попытаться поднять наши находки. Зима подходила к концу и в феврале 2012г мы выехали с вездеходом на чужом грузовике к месту проведения наших работ. Разгрузиться удалось на расстоянии 1км от берега реки, дальше мы, загрузились в вездеход и поехали через лес к реке. Передвигаться на вездеходе по глубокому снегу было очень легко и приятно. За вездеходом на веревке тащилась волокуша - небольшие самодельные грузовые сани с нашим оборудованием. Продравшись сквозь кустарник, мы выехали на лед реки, и через минуту добрались до нужного нам места. Поставили треногу (складное подъемное устройство), пропилили майну, и специальными крюками зацепили первый объект. При помощи лебедки, закрепленной на треноге, начали поднимать нашу находку. Через 10 минут в майне над поверхностью воды показалась какая-то стальная конструкция. Мы продолжали подъем и, в конце концов, над поверхностью воды повисла огромная крыша рубки немецкой самоходки с командирской башенкой, перископами, и люком. Состояние нашей находки поражало - сохранилась краска, и даже специальное противоминное покрытие - циммерит. Теперь нужно было перекрыть майну двумя бревнами, поставить на них волокушу и аккуратно опустить в нее нашу находку. После этого можно было с помощью нашего вездехода вывозить волокушу с грузом через лес к нашим машинам. Вот когда мы в полной мере ощутили удобство использования такой техники, как наш гусеничный вездеход «Барсик». Без его помощи нам не удалось - бы доставить наш груз к автомобилям. Наша находка весила примерно около 600кг, но «Барсик» легко, почти не проваливаясь в глубокий снег, поднялся на довольно крутой берег реки и скрылся в кустарнике вместе с загруженной волокушей, а мы, проваливаясь по колено в снег, последовали за ним по его следу. Находка была довольно редкой и ценной. Нам с большим трудом удалось по доскам затолкать наш груз в кузов «Фермера». Но наши находки на этом не закончились. Через неделю, продолжая обследовать дно реки, мы обнаружили верхнюю броневую часть моторного отсека этой же самоходки, гусеницы, радиаторы с вентилятором, люки, и много всякой мелочевки. Все это было с большим трудом извлечено со дна реки через несколько пропиленных во льду прорубей и погружено в вездеход и волокушу. Общая масса наших находок была около 1 тонны. С таким большим грузом нам еще не приходилось передвигаться. «Барсик» напрягся, натянул как струны веревки, и медленно потащил волокушу. Он едва двигался, ведь теперь он тащил груз равный собственному весу. Благодаря своим широким гусеницам, вездеход почти не проваливался в снег, но добравшись до крутого берега начал пробуксовывать . Казалось, что ему не удастся подняться на крутой подъем. Он начал зарываться в глубокий снег, скорость упала почти до нуля, но вездеход все - таки медленно двигался вперед. Надрывно рыча, трясясь всем корпусом, он продолжал двигаться и наконец, медленно преодолев крутой подъем, скрылся в лесу. Через 15 минут мы были около наших машин. Но наша находка очень тяжела и не габаритна. Пришлось по телефону вызывать эвакуатор с манипулятором, который своим подъемным устройством загрузил к себе в кузов наши тяжелые находки и доставил их в город. Мы сделали еще одну ходку на лед, собрали наше оборудование и через двадцать минут загрузили «Барсика» в кузов грузовика. Вот когда мы ощутили, какую неоценимую помощь нам оказал наш маленький вездеход. Без него мы не справились бы с такой работой и не дотащили бы через лес наши огромные находки. Вездеход с честью выдержал эти «адские» нагрузки, ничего не сломалось. А спустя месяц, наши коллеги, не посоветовавшись с нами, продали эти находки, а на вырученные деньги им удалось приобрести старенькую потрепанную грузовую «Газель». Машинка была в очень замученном состоянии, с множеством неисправностей и скрытых дефектов. Наши коллеги, настоявшие на покупке этого авто, уверяли, что легко и быстро справятся с ремонтом этой машины и у нашего вездехода, наконец, будет свой « носитель». Прошло 7 месяцев, а «Газель» была все еще «не на ходу» и когда она будет готова, никто точно не мог сказать . Поэтому транспортировать и эксплуатировать наш вездеход не было никакой возможности. Наши коллеги несколько раз пытались привлечь нас к реанимации этого «автохлама», но мы отказались. На этой почве в команде наметился раскол после 25 лет совместной работы. К нашему сожалению, взять Барсика с базы хранения мы уже не смогли и после этого ушли из команды. В конце сентября 2012г мы узнали, что в Тверской области, поисковики группы «Арьергард», под руководством Коновалова Александра Викторовича, собираются провести очередную экспедицию по подъему того самого «Сталинца», которого мы хотели поднимать при помощи нашего «Барсика». Принять участие и оказать техническую помощь в этом подъеме предложили и нам - двум конструкторам «Барсика». Мы приняли это предложение и начали готовиться к экстремальной экспедиции. Поговорили с Романовым Михаилом, который первым обнаружил этот трактор, просчитали еще раз все возможные варианты. Снова пришли к выводу, что единственно реальный вариант - тащить с берега, с расстояния почти в километр. Мы смогли рассчитать возникающие при таком подъеме нагрузки, каким должен быть трос, какой длины. Получились убийственные цифры. Километр такого троса со всеми скобами, соединителями и коушами должен был весить около 10 - 12 тонн. Как занести в болото километровый трос весом около 10 – 12 тонн ? Наш «Барсик» пожалуй, справился бы с такой задачей, но его не на чем везти за 500км в Тверскую область. Решили, что обойдемся своими «лошадиными» силами. И если бы не потрясающая энергичность и упорство руководителя этого проекта – Коновалова Александра Викторовича, то разрешить все организационные вопросы нам бы не удалось. Два дня мы бегали по разным организациям в Пскове в поисках подходящих тросов. С огромным трудом ему удалось приобрести на разных базах необходимый трос и отправить его за 500км к месту проведения работ . Теперь осталось только собраться самим и выехать в Тверскую область. На месте проведения работ нас уже ожидали наши друзья – поисковики из Пустошки, Твери и Великих Лук. В их распоряжении был огромный гусеничный плавающий тягач с мощной лебедкой.
Сокращенно он назывался ПТС – плавающее транспортное средство. Это огромный гусеничный транспортер. Под его днищем в корме даже были два больших гребных винта. Наши друзья попытались подогнать по зыбкому болоту этого 24тонного монстра к месту гибели «Сталинца». Но такой колосс не предназначен для движения по болоту, у него довольно высокое удельное давление на грунт . Ему удалось пройти только 400 метров по болоту, а дальше он прорезал тонкий травяной ковер своими гусеницами и начал тонуть. Спасло его от затопления только то, что высота бортов у него – 3метра и вся эта махина герметична и способна плавать. Но двигаться он уже не мог, ни вперед, ни назад. Поэтому теперь, помимо основной задачи, появилась и дополнительная - сначала нужно было вытаскивать из болота тонущий (плавающий) вездеход (ПТС), а только потом приступать к подъему «Сталинца». Решили размотать 80 метровый трос лебедки этого ПТС и соединить его с тонким 300метровым тросом, принесенным с берега болота. Затем привязать к тросу заготовленные на берегу болота бревна и подтащить их к застрявшему вездеходу его лебедкой. После этого построить небольшую гать и по ней выползать к берегу, постоянно перекладывая бревна. С огромным трудом это удалось сделать за три дня. Стало ясно, что этот ПТС нам можно использовать только на берегу болота как тягач или лебедку. Еще один день ушел на разрезание 200 и 300 метровых тросов на 50метровые куски и заплетение их концов в петли. Заплетать концы тросов в петли мы умели. Эту работу мы с Петром Мажариным взяли на себя, и к концу дня у нас был километр троса кусками по 50 метров. На следующий день началась самая трудная работа – необходимо было разложить в болоте этот километр тросов кусками по 50 метров, соединить их в единое целое и зацепить за «Сталинца». Все время, пока мы занимались с тросами, наш водолаз Костя Отчаянный работал на 8метровой глубине непосредственно на затонувшем тракторе. Как всегда, его страховал Вадим Горбачев. Дело в том, что «Сталинец» стоял на зыбком дне с дифферентом на нос примерно в 30 градусов, а крюк, за который необходимо было зацепить трос, находится под носовой частью двигателя, между гусениц. Костя размыл в торфе перед носовой частью трактора так называемую «комнату» - зону, в которой он мог как - то двигаться. Но трактор стоял, наклоняясь вперед, и залезать под него на 8метровой глубине в водолазном снаряжении было очень трудно и крайне опасно. У него заканчивался воздух в очередном - пятом акваланге и он всплыл для замены баллонов и принятия решения, как поступить в этой опасной ситуации. Если трактор сдвинется, то водолаз может погибнуть. Поэтому, поразмыслив, решаем цепляться за кормовой крюк, хоть он и менее прочный, но зато без риска для жизни водолаза. Костя уходит под воду и через минуту всплывает. Оказывается, пока мы спорили, «Сталинец» сполз вперед в промытую Костей «комнату». Но нет «худа, без добра » - мы избежали опасности, угрожавшей водолазу, теперь ему открылся доступ к кормовой части трактора и он начинает зацеплять два троса за кормовой крюк. Этот «Сталинец», в отличие от двух других, которые нам удалось поднять, был особенным – у него была кабина, а в ней, нашему водолазу удалось найти и поднять на поверхность, останки погибшего в 1942г солдата-тракториста, его личные вещи. Удалось найти и смертный медальон, но , так как он был деревянным, бумажный вкладыш превратился в белую массу и к нашему сожалению ,прочитать его было абсолютно невозможно. Костя продолжает нырять. Всплывает, просит заменить ему трос, снова уходит под воду. Медленно течет время, а надежно зацепиться за кормовой крюк пока не получается. Вот и закончился воздух в предпоследнем акваланге, а трактор еще не зацеплен. Наш водолаз сильно нервничает, надев последний комплект баллонов с воздухом, снова уходит под воду. Через 15 минут он всплывает и удовлетворенно докладывает, что, наконец, закрепил оба троса на кормовом крюке и дважды подстраховал их от соскальзывания тонкой проволокой. Теперь можно соединить с этими тросами наш крайний 100метровый трос, который мы с огромным трудом смогли притащить к «Сталинцу» через все болото. Этот первый 100метровый кусок мы несли вдесятером 2 часа, занятие очень трудное и тяжелое. Ноги вязнут по колено в болотную грязь, неподъемный трос с неимоверной силой давит на плечи, обрывает руки, норовит выскользнуть , Идти приходится синхронно, короткими переходами по 30 – 40 шагов, потом короткая передышка и опять вперед. Казалось, что мы никогда не доберемся до намеченной цели. Устали неимоверно, а таких ходок нам нужно было сделать еще около 20! В одну сторону километр и обратно – километр… И так 20 раз! От этой перспективы можно было сойти с ума! Радовало только одно, что с каждым занесенным 50метровым куском, следующий поход будет короче предыдущего на 50 метров! После второго занесенного куска мы поняли, что наших сил не хватит на двадцать переходов и нужны еще люди. Пришлось ехать по ближайшим деревням и искать людей, которые могли бы нам помочь. С большим трудом удалось собрать еще 12 человек. С их помощью, за неделю нам удалось занести и разложить в болоте 12 тонн тросов. Вот когда мы не раз вспомнили наш самодельный вездеход, который так и не смог нам помочь. А ведь он был построен для подъема именно этого «Сталинца». Но мы справились и с этой титанической работой. Трос был разложен и соединен в единое целое. Теперь начиналась решающая фаза экспедиции - подъем объекта! Снова проблема – обычно мы работали двумя тракторами, а сейчас в нашем распоряжении был только один ПТС. Его гусеницы слабее, чем у трактора, поэтому решили, сначала воспользоваться его 40тонной лебедкой, пустив ее через один блок. Усилие при этом на крюке получалось около 80 тонн, что должно было обеспечить движение «Сталинца». Сам ПТС привязали к огромной березе, а крюк блока лебедки соединили с бесконечным 900метровым тросом, уходящим в болото. Перед первой натяжкой, прошли вдоль всего троса, и убедились в отсутствии посторонних лиц в зоне проведения наших работ. Медленно начали выбирать лебедкой трос. После выборки первых 50метров троса, мы лишь убрали огрехи - изгибы, которые возникли при прокладке троса по болоту. После выборки следующих 50метров, километровый трос начал натягиваться на всю свою длину, а первый 50метровый кусок удалось вынуть из этой цепочки. Около затопленного «Сталинца» остался наш наблюдатель – Юра Пузыня с радиостанцией, и он нас информировал обо всех процессах, происходящих в 860метрах от берега болота. Пока никаких движений на объекте он не заметил, хотя трос, по его словам, сильно натянулся. Через день мы вынули из болота уже 200 метров, а по докладу нашего наблюдателя, никаких признаков движения объекта не было. Трос лишь прорезал поверхность болота и исчез в его недрах. Вода озера и поверхность болота были спокойны. Мы начали беспокоиться, а не отцепился ли наш трос от объекта? Нагрузка на лебедке сохранялась высокой. Поэтому решили проверить местоположение «Сталинца» длинным стальным щупом. На том месте, где он был раньше, его не оказалось, и обнаружить его нам удалось лишь на расстоянии 150 метров от места затопления на 7метровой глубине. Стало ясно, что «Сталинец» благополучно двигается кормой вперед в недрах болота в сторону берега и прошел уже около 150 метров. Это известие нас порадовало. Выборка следующих 50 метров привела к появлению небольшого холмика в том месте, где двигался в глубине болота трактор и резкому возрастанию нагрузки на лебедке. После осмотра, решаем продолжать подъем. 600метровый трос натягивается как струна, нагрузка на лебедке возрастает с каждым метром, который проходит наш «Сталинец». Вдруг раздается громкий хлопок, скрежет, и в лебедке, что- то с треском лопается. После осмотра лебедки выясняется, что не выдержал корпус редуктора, а вот предохранительная шпонка осталась невредимой. Стало ясно, что без настоящего трактора нам теперь не обойтись. Пришлось на несколько дней приостанавливать работу, отправлять огромный ПТС домой в Лугу, ехать в Великие Луки и арендовать настоящий трактор на неделю. Через неделю привезли долгожданный Т-130, вместе с трактористом. Снова начали работать и за один день прошли еще 150метров. На следующее утро – новая проблема – наш тракторист оказался сильно пьян и отказывался работать. Пришлось его отправить обратно в Великие Луки и искать ему замену. Вскоре нам удалось найти нового тракториста из местных жителей, который согласился поработать с нами. Наконец все проблемы были решены и работа закипела. В течении недели мы работали от зари и до заката. Площадка, по которой ходил наш трактор и на которой мы раскладывали огромный полиспаст, превратилась в огромную, залитую полуметровым слоем жидкой глины, котловину. Для завершения работ, пришлось строить гать для передвижения трактора - тягача, иначе, из за глубокой жидкой грязи он не мог сдвинуться с места. С начала подъема наш «Сталинец» прошел уже более 500метров, и все это расстояние он двигался под землей, на глубине от 7 до 1 метра. Когда до берега осталось 300метров, «Сталинец» прорвал травяной ковер и показался над поверхностью болота. Это была огромная радость для всех участников этой уникальной экспедиции. Когда до берега осталось 200метров, он полностью вышел на поверхность болота, толкая перед собой огромную кучу кореньев, кустов и даже несколько небольших сосен. Все с интересом рассматривали нашу находку. Состояние «Сталинца» было таким, как будто он вчера вышел с завода. Краска, приборы, надписи - все было в идеальном состоянии. За время подъема пострадала только легкая деревянная кабина, но ее стальная рама сохранилась и ее можно будет легко восстановить. Остался последний рывок в 200метров. Люди вымотались до предела. Обычно мы работали двумя тракторами. Один используется как тягач, тянущий трос огромного полиспаста, а другой – как активный подвижный «якорь». Наш случай отличался от обычного подъема по всем параметрам. Мало того, что наш объект находился на километровом расстоянии от берега, так и работать пришлось только одним трактором. Поэтому пришлось буквально на ходу придумывать различные новшества, которые помогли нам обойтись без второго трактора. Но мы преодолели все проблемы. Вот и пролетел целый месяц, наступил решающий – последний день нашей экспедиции. По нашему приглашению, к нам приехали представители СМИ. Рано утром все мы загрузились в тракторный прицеп и выехали к месту проведения наших работ. Через 40 минут езды по полному бездорожью, мы добрались до края болота. Взору корреспондентов открылся почти лунный пейзаж. Огромная площадка на берегу болота залита жидкой грязью, по сторонам валяются обломки деревьев, везде лежат длинные и толстые тросы – их почти километр. В центре этого хаоса, на бревнах и досках лежит разложенный полиспаст – устройство из набора больших стальных роликов, при помощи которого нам удается многократно преобразовывать усилие трактора и тащить из болота наш «Сталинец». Он, как огромный памятник, возвышается в ста метрах от берега болота, - немой свидетель героического прошлого наших дедов. Люди готовы и расставлены по своим местам. Запускаем двигатель нашего трактора, и начинаем выбирать последние 100 метров тросов. Болото до последнего метра сопротивляется и не хочет отдавать своего пленника. Медленно двигается «Сталинец», а вместе с ним к берегу ползет огромная куча мусора, веток, кореньев. Еще немного и «Сталинец» выползает на твердый грунт. На преодоление этого небольшого расстояния мы потратили 4 часа. Теперь, нужно перецепить трос за носовой крюк и дотащить нашу находку к деревне, где находится наш лагерь. Вадим Горбачев забирается на место водителя и встает за рычаги. Вся механика «Сталинца» работает и все механизмы исправны. Наш тракторный поезд начинает медленно двигаться в сторону деревни. Завращались гусеницы и «Сталинец» ожил. Вадик Горбачев лихо орудует рычагами, огромный трактор покорно притормаживает то одной гусеницей, то другой, и поворачивает в нужном направлении. Вскоре он скрывается в зарослях придорожных кустов. А нам осталась последняя – завершающая фаза экспедиции – собрать оборудование, уложить 1000метров троса (12 тонн) в тракторный прицеп и доставить этот груз обратно в деревню. Все измотаны до предела, месяц тяжелейшей работы в болоте отнял все силы. Душу согревает только одна мысль – Мы сделали это! Такого сложного подъема у нас еще не было. 12тонный объект с расстояния в один километр еще никто не доставал. 500метров он прошел под землей на 7метровой глубине и только на финише вышел на поверхность. Честно говоря, мы и сами сильно сомневались, что у нас все получится. Но, как говорят - «Смелость города берет», и мы, просчитав все варианты, смогли успешно завершить нашу работу. Через два часа мы добрались до нашего лагеря в деревне, где уже приступили к чистке нашего «Сталинца». После праздничного обеда, загоняем «Сталинца» на трал и отправляем его в Псков, для дальнейшей реставрации до ходового состояния. После того, как его двигатель оживет, и он сам сможет снова двигаться, он займет достойное место в экспозиции одного из музеев г. Москвы. А мы снова отправимся в очередную поисковую экспедицию. В заключении хочется выразить огромную благодарность всем, кто принимал участие в этой уникальной экспедиции. Отдельно хочется поблагодарить местных жителей деревни Белодедово, Савино и Винокурово, которые оказали нам неоценимую помощь в проведении этого подъема. Без их участия, мы не смогли бы осуществить задуманное. Вот и все. Остается перечислить имена поисковиков принимавших участие в этой уникальной экспедиции:
Общее руководство осуществлял Коновалов Алексанр Викторович
Техническое руководство - Горбачев В. и Пузыня Ю.
Председатель правления ВПЦ «Подвиг» Тверь – Титков Сергей Вадимович
Водолаз - Отчаянный Константин Анатольевич
Техническая группа – Мажарин П. И. и Спиридонов С. В.
и 12 местных жителей, к моему стыду и сожалению имен которых я не записал.
А наш поиск продолжается.


12.12.12. Спиридонов С.В.
Аватара пользователя
Сергей51
Сообщения: 1465
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 12:09
Имя: Сергей
Откуда: Томск
Возраст: 65

Сообщение Сергей51 »

Aviator

Большое Вам спасибо за Ваше очень важное дело!
Удачи.
Аватара пользователя
shum d
Модератор Справочного раздела
Сообщения: 3976
Зарегистрирован: 14 окт 2008, 20:32
Откуда: Свердловская обл.

Сообщение shum d »

Aviator Дебрый день, а какая модель трактора? И т 28 ваш случаем не в Верхней Пышме?
Слава голову кружит
Власть сердца щекочет
Грош цена тому кто стать
Над другим захочет

/Булат Окуджава/
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Трактор С-65, а Т-28 восстанавливали именно для музея в Верхней Пышме. Танк уникальный. До наших дней из 503 штук, выпущенных для Красной армии, дошли только три единицы. Два в Финляндии один в России в Москве в музее. Все - пустые железные коробки. Наш был четвертым и единственным, который теперь может двигаться своим ходом. Просто подарок судьбы, что удалось принять участие в восстановлении такой редчайшей и легендарной машины. Трудностей было огромное количество. Начиная от траков и заканчивая двигателем и трансмиссией. Но в итоге машина пошла сама. 80 процентов танка- оригинальные детали, найденные в разных местах боев. Исходным был найденный на Карельском перешейке голый корпус и все. Результат реставрации-живая машина!
Последний раз редактировалось Aviator 02 ноя 2014, 23:35, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
shum d
Модератор Справочного раздела
Сообщения: 3976
Зарегистрирован: 14 окт 2008, 20:32
Откуда: Свердловская обл.

Сообщение shum d »

Дед аэрадромы готовил на С60. А Т-28 издали видел, хочеться сходить поближе посмотреть, время все не как не выберу.
Слава голову кружит
Власть сердца щекочет
Грош цена тому кто стать
Над другим захочет

/Булат Окуджава/
Аватара пользователя
Stac
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 26 янв 2011, 19:45
Откуда: С. Петербург

Сообщение Stac »

Aviator писал(а):Трактор С-65, а Т-28 восстанавливали именно для музея в Верхней Пышме.
Привет Сергей! [:}) У меня жена была летом в этом музее... :oops:
Мой вездеход: viewtopic.php?t=5807
Самый длинный путь, начинается со слов "я знаю короткую дорогу..."
Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщения: 18219
Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
Имя: Дмитрий
Откуда: Карелия

Сообщение новичок »

МОЛОДЦЫ [:})
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________
Аватара пользователя
Aviator
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 21:02
Откуда: Псков

Сообщение Aviator »

Stac
Добрый вечер Стас, два года реставрации съели все свободное время, все "свои" дела пока пришлось отложить на потом. Такой подарок судьбы упускать было нельзя, и мы ушли с головой в интереснейшую работу. Не жалею потраченного времени. Было очень интересно. Познакомились и подружились с талантливыми людьми, увлеченными реставрацией. Помогали и будем продолжать работать в новой команде.
Следующий отчет о реставрации Т-28 еще пишу и правлю. Выложу немного позже.

Вернуться в «Мероприятия 2012»