Оптимальная схема вездехода

Азбука для изобретателя пневмохода. Изобретение без ошибок.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Аватара пользователя
Хомяк
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 20 окт 2010, 09:10
Откуда: Брянск

Сообщение Хомяк »

Дмитрий78
Ограничить угол вращения полурам и пустить два вала один над другим с компенсацией удлиннения шлицами. Или даже один вал традиционно, а другой над ним с компенсацией удлиннения.

Я не говорю о том, как такое можно реализовать и насколько это сложно. Допустим реализовали. Главный вопрос - как такая схема будет ходить?
Аватара пользователя
Asterix
Сообщения: 1562
Зарегистрирован: 21 ноя 2008, 15:09
Имя: Павел
Откуда: Тверь

Сообщение Asterix »

Хомяк писал(а):Я не говорю о том, как такое можно реализовать и насколько это сложно. Допустим реализовали. Главный вопрос - как такая схема будет ходить?
Чисто теоретически ходить будет неплохо - ведь при равном расстоянии от центра поворота до мостов побортовой путь колёс при одинаков.

Только столько веса наберёте, что все преимущества от 100% 4*4 сойдут на нет. ИМХО, разумеется.
Вездеходы на шинах низкого давления и диски к ним
8 (910) 846-23-29 (Павел)
Аватара пользователя
Автоном
ЗАБАНЕН
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 02:47
Откуда: Кстово

Сообщение Автоном »

Дмитрий78
Диф, «при всей ущербности» схемы 4х4 может пройти там же где и сочленённый многоосник. Сочленённый многоосник не пройдёт там где пройдёт Диф ( ограниченные участки ), что является бОльшим приближением к понятию ВЕЗДЕхождения.
Диф достаточно прост и целесообразен в изготовлении, некоторые СПЕЦИАЛЬНО изготовленные узлы для ВЕЗДЕхода ( например, из за наличия на Дифе пневмоциркуляционной подвески и подкачки колёс ), а не взятые и менее предназначенные из автопрома для этого дела, опять же являются бОльшим приближением к понятию ВЕЗДЕхождения, которое иногда в таком деле бывает жизненнонеобходимым и опять же это в некоторой степени комфорт вездехожения из за возможности и уверенности пройти более ВЕЗДЕ, а не испытывать дискомфорт от опасок и попадания иногда даже в безвыходные ситуации. Проходимость это дорогой товар.
Диф с жёсткой сцепкой может легко стать когда понадобится, сочленённым многоосником и обратно Дифом, известный сочленённый многосник не может стать Дифом.

Изображение

Сухой вес Дифа ~ 1000 кг, Сухой вес, одного из известных сочленённых многосников ~ 2000 – 2200кг ( зависит от комплектации ).
Роликовый привод более эффективен в схеме от 8х8 ( не меньше, поэтому в схеме 4х4 один из мемберов и перешёл на цепной привод, заменив ими ролики ) и более. Расходником являются покрышки колёс из за более быстрого износа при трении с роликом, износ которого тоже логичен, а так же несколько увеличенный расход горючки ( Юрич выкладывал литературу про испытания роликового привода в глубокое Советское время ).
Цепи ни разу не менялись за всё время эксплуатации Дифа в тяжелейших условиях ( см. тему ).
При НЕОБХОДИМОСТИ ( иногда жизненно необходимой ) маневрирования на ограниченном пространстве, вопрос о превращении этого пространства в пустыню, становится неуместным, да и имеется некоторое преувеличение в этом превращении.
Главное это ТТХ отдельной машины 4х4. Наличие в базовой конструкции 4х4 бортового поворота ( хотя бы по типу смешанного поворота как в МТЗ – 80 ) делает её более универсальной в проходимости.
Принцип модульности не нов. Автор вот этого неподрессоренного минитрактора ( не пневматика ) http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=2641&start=0 хоть и не первопроходец в этом, но делал нечто подобное. Из бортовика 4х4 он легко, путём добавления рулевой с управляемыми колёсами и заменой ( хоть это не обязательно для самого принципа ) колёс, а так же снятием средних колёс, он превращался в обычный колёсник с возможностью смешанного поворота. По идее ( условно ), если не снимать средние колёса, то можем получить 6х6. Так же возможно в схеме 6х6 сделать переломку, путём добавления к 4х4 секции с ведущими колёсами. Можно добавлять хоть гуси, хоть лыжи. По словам автора, на этом бортовике, кратковременно использовались гуси в экперементальных целях, но этот вопрос отпал за ненадобностью. Можно попробовать подумать о подобной модульности и на пневматиках.
УАЗовские дифференциалы для бортового поворота, используются разными самодельщиками в самодельных минитракторах ( по схеме МТЗ, раздельные тормоза ), а так же здесь есть тема http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=4520&start=0 в которой упоминалось про гусеничник с использованием дифа УАЗа для бортового поворота. В печально известной Метелице, так же для бортового поворота использовались дифы УАЗа.
Думаю настоящий прорыв на сегодняшний день, у гусеничников http://www.membrana.ru/particle/3170

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Алексей Сургут
Сообщения: 2441
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 04:15
Откуда: Сургут

Сообщение Алексей Сургут »

Дмитрий78 писал(а):Хомяк
Чего то я смутно себе представляю как на переломке возможно связать борта)).
И главное-зачем????
Аватара пользователя
Хомяк
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 20 окт 2010, 09:10
Откуда: Брянск

Сообщение Хомяк »

Алексей Сургут

Лишние дифференциалы - это ухудшение проходимости. К тому же такой схемы не было - никто не может сказать как она себя покажет..
Аватара пользователя
Алексей Сургут
Сообщения: 2441
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 04:15
Откуда: Сургут

Сообщение Алексей Сургут »

Хомяк писал(а):Лишние дифференциалы - это ухудшение проходимости.
Да, это известно,но есть и обратная сторона медали-надежность!!А она на бездорожье важнее в реальности,уверяю.
Автоном писал(а):Диф, «при всей ущербности» схемы 4х4 может пройти там же где и сочленённый многоосник
Ни в коем случае,сложные просеки с пнями и бревнам,канавы,обрывистые берега 2-3 м высоты и много еще чего другого-недоступны или лебедка.
Автоном писал(а):Сочленённый многоосник не пройдёт там где пройдёт Диф ( ограниченные участки ), что является бОльшим приближением к понятию ВЕЗДЕхождения.
Есть и такое-но это тоже решается бензопилой и подручным инструментом,но в реале в наших местах не встречается.
к сведению-наша машина валит деревья в руку толщиной без ограничения количества.ДИФФ в силу меньшей массы на такое неспособен в принципе.
Автоном писал(а):Роликовый привод более эффективен в схеме от 8х8
Очень верное замечание,поэтому проект Тром 8/2 и заглох в том числе.
Автоном писал(а): Расходником являются покрышки колёс из за более быстрого износа при трении с роликом, износ которого тоже логичен
Это вы просто не в курсе дела.Колеса соответствующие переживут вездеход.
Автоном писал(а): а так же несколько увеличенный расход горючки
Да ,это правда 1-1,5 л на км
Автоном писал(а):Наличие в базовой конструкции 4х4 бортового поворота ( хотя бы по типу смешанного поворота как в МТЗ – 80 ) делает её более универсальной в проходимости.
Да ну :))) А поворот одним бортом на болоте,когда 2 колеса рвут покрытие,а остальные 2 заторможенных рвут еще больше????Это мы проходили :P
Посмотрите видео Диффа внимательно,этот совершенно замечательный во многих моментах аппарат не лишен некоторых врожденных недостатков-например ведущих колес у него 2,иногда 3,и никогда(ну разве на асфальте)-4,бездорожье неровное почему-то.
8P .На тяжелых болотах,для чего все болотоходы и придуманы,даже 1 колесо,выведенное из опоры и(или ) зацепления с почвой может стать критичным,грубо говоря 4 колесник с массой на 25% больше ,но с большой артикуляцией подвески пролезет почти так же,кроме того он будет комфортен в остальных 95% случаях.
Сцепленные 2 вездехода типа Диффа ненамного приближаются к балансирному 8 колеснику,Это я вам из опыта 2 летней эксплуатации безбалансирного Тром 8 говорю,потому он и был продан.
У него был хуже:клиренс меньше(50 и 70 см),преодоление рельефа вообще никакое относительно.Однако он лучше и быстрее плавал и шел по мягкому болоту получше немного(пока на стандартный Тром 8 блокировки балансира не придумали).
И вообще такие вещи умозрительно не говорят,опыт эксплуатации (а лучше и строительства)нужен, и у нас его навалом :)))
Аватара пользователя
Хомяк
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 20 окт 2010, 09:10
Откуда: Брянск

Сообщение Хомяк »

Переломка со связанными колесами одного борта - это одна из немногих схем, которая ходит !след в след! и колеса одного борта проходят одинаковый путь! Это положительно влияет на загруженность трансмиссии и следовательно на надежность...
Аватара пользователя
Алексей Сургут
Сообщения: 2441
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 04:15
Откуда: Сургут

Сообщение Алексей Сургут »

Павел22 писал(а):Из всего выше сказаного в пору задать такой вопрос: Какая лучше трансмиссия для болотохода-вездехода? Как правильно подать крутяший момент к колесу?
Правильных ,я думаю,несколько.Роликоход 4-х колесный заметно хуже Диффоповоротного 4 колесника.А балансирник 8 колесник я бы точно не стал на цепи ставить-намаешься, глаз да глаз за ними.Схемы с ведущими мостами оправданы,если нет тяжелого бездорожья,а машина относительно легкая(хотя все считают ,что его личное болото самое непроходимое :) )Где-то и 4 колесные переломки оправданы,хотя мне лично и не нравятся.6 колесные вообще из темы выбиваются,есть случаи роликоходов,есть мостовые,цепные с большими колесами мне лично не известны.
Что касается самой высокой проходимости-думаю это большой 8 колесник роликовый с возможностью блокировать балансиры и на широких гусеницах.Но там есть свои заморочки,неожиданно стали выходить из строя мосты,причем системно,думаем вот пока.
Павел22
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 19:58
Откуда: Архангельская область с. Лешуконское

Сообщение Павел22 »

Всё таки мы рассматриваем больше традиционные схемы трансмисси для вездеходов. Лучше бы было взглянуть глубже в саму трансмиссию.
Из опыта езды на Страннике по болоту встречался с такой ситуацией, когда идёшь на 2ой пониженой или 3й пониженой мошность и обороты двигателя позволят позволяют переключится на более высокую скорость, но к только выжимаешь сцепление, скорость резко падает, наката нету, переключение бесполезно двигатель не вытягивает. Если сделаешь это очень быстро до момента остановки то двигатель вытянет и движение продолжится с более высокой скоростью.
Понравилась идея вариатора http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php ... sc&start=0. Получается очень эластичная трансмиссия - рывки минимальны, это необходимо на слабонесущих гунтах. В идеале вобще полная гиравлическая трансмиссия на вездеход, но тут свои + и -.
Вопрос как правильно подать крутящий момент к колесу остаётся открытым [:}) [:}) [:})
Лень - Двигатель прогресса!!!!!
Аватара пользователя
gudvin
Сообщения: 7480
Зарегистрирован: 23 июн 2009, 00:19
Имя: Дмитрий
Откуда: Лен. область
Возраст: 40

Сообщение gudvin »

Хомяк писал(а): и колеса одного борта проходят одинаковый путь!
А при маневрировании, т.е при повороте на "месте" ?
колёса в разные стороны разве не крутятся :wink:
сварка и болгарка лучшие ключи
Аватара пользователя
avtohirurg
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
Откуда: Московская обл. г. Королёв

Сообщение avtohirurg »

Для вездехода неплохой вариант электротрансмиссия, с мотором в каждом колесе. Решает многие проблемы. Позволяет оптимизировать крутящие моменты на каждом колесе (современная силовая электроника, компьютер).Управление получается простым и комфортным. А при наличии буфера (аккумуляторной батареи), силовой агрегат (двс-генератор), работает всегда на оптимальных оборотах. При этом он может иметь мощность ниже, чем при просто при "тепловозной" схеме.
Павел22
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 19:58
Откуда: Архангельская область с. Лешуконское

Сообщение Павел22 »

avtohirurg писал(а):Для вездехода неплохой вариант электротрансмиссия, с мотором в каждом колесе. Решает многие проблемы. Позволяет оптимизировать крутящие моменты на каждом колесе (современная силовая электроника, компьютер).Управление получается простым и комфортным. А при наличии буфера (аккумуляторной батареи), силовой агрегат (двс-генератор), работает всегда на оптимальных оборотах. При этом он может иметь мощность ниже, чем при просто при "тепловозной" схеме.
Полностью с этим согласен! Но опять же акамуляторы, элетромоторы ни когда не были лёгкими, получим ли преимущество в весе?
Лень - Двигатель прогресса!!!!!
Аватара пользователя
avtohirurg
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 20:34
Откуда: Московская обл. г. Королёв

Сообщение avtohirurg »

На вездеходаж, в отличие от автомобилей, требуется МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ, а следовательно достаточно тяжёлая трансмиссия. Поэтому "тяжёлые" электромоторы с редуктором, в каждом колесе, будут вполне конкурентноспособны.
тЕщё недавно, трудно было представить себе модель самолёта или вертолёта на аккумуляторах... Сейчас сколько угодно. 21 век однако!
Кстати речь о ЭЛЕКТРОТРАНСМИССИИ. Аккумуляторы не являются обязательным элементом.
Аватара пользователя
Алексей Гарагашьян
Сообщения: 5151
Зарегистрирован: 10 ноя 2008, 20:56
Имя: Алексей
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 60

Сообщение Алексей Гарагашьян »

Некоторые наблюдения:
1. Бортоповоротный вездеход, без вариантов, лучше остальных в лесу.
2. На тяжелых неоднородных болотах необходима блокировка дифференциалов.
3. Хороший дизель позволяет обходиться без раздатки.
4. В болоте вездеход с управляемыми колесами идет лучше бортового.
5. Боязнь сломать вездеход и трансмиссию в частности, существенно снижает проходимость.
Сайт: http://garagashyan.ru/
Подробно о вездеходах: http://lunohoda.net/forum/viewforum.php?f=73
Аватара пользователя
Юрич
Сообщения: 3673
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 20:37
Имя: Геннадий
Откуда: Тольятти

Сообщение Юрич »

Хомяк
ИМХО, нормально будет, только учти, что привод должен переносить предельный по сцеплению колес момент. Шарниры должны быть на оси перелома или иметь осевые компенсаторы достаточной длины.
Я как то продумывал такую схему, но особых преимуществ не увидел, может тебе удалось?
Нарисуй, обсудим "Компоновочную схему Хомяка" :wink:
http://жюторг.рф - лучшие решения для твоего пневмохода

Вернуться в «Философия вездеходостроения»