Сопротивление перематыванию гусениц
Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200
-
- Сообщения: 1203
- Зарегистрирован: 30 май 2010, 00:02
- Имя: Александр
- Откуда: Спб
- Возраст: 56
Сопротивление перематыванию гусениц
Varnas,
Классическая формула расчёта мощности для гусеничной машины:
N = P · V/η
P = Pf + Pвозд
Pвозд = Cx · ρв/2 · F · V2
η = ηм · ηгус где ηм – механический КПД трансмиссии, ηгус - КПД гусеницы.
При отсутствии кинематической схемы можно принимать ηм = 0,87...0,9
Для оценки КПД гусеницы используются экспериментальные данные. При их отсутствии можно воспользоваться эмпирической зависимостью ηгус =0,95- 0,005·Vmax , (если Vmax в км/ч), или ηгус= 0,95 – 0,018·Vmax, (если Vmax в м/с).
На твёрдой ровной дороге принимается f = 0,03
для других покрытий надо смотреть в таблицах, вот , к примеру: http://vfl.ru/fotos/78239b7026750507.html?antid=1
Pf = M х f
M(масса)
... как видно из формулы, КПД гусеничного движителя сильно зависит от скорости.
Классическая формула расчёта мощности для гусеничной машины:
N = P · V/η
P = Pf + Pвозд
Pвозд = Cx · ρв/2 · F · V2
η = ηм · ηгус где ηм – механический КПД трансмиссии, ηгус - КПД гусеницы.
При отсутствии кинематической схемы можно принимать ηм = 0,87...0,9
Для оценки КПД гусеницы используются экспериментальные данные. При их отсутствии можно воспользоваться эмпирической зависимостью ηгус =0,95- 0,005·Vmax , (если Vmax в км/ч), или ηгус= 0,95 – 0,018·Vmax, (если Vmax в м/с).
На твёрдой ровной дороге принимается f = 0,03
для других покрытий надо смотреть в таблицах, вот , к примеру: http://vfl.ru/fotos/78239b7026750507.html?antid=1
Pf = M х f
M(масса)
... как видно из формулы, КПД гусеничного движителя сильно зависит от скорости.
-
- Сообщения: 319
- Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
- Имя: Федор
- Откуда: Хязельки
- Возраст: 46
Сопротивление перематыванию гусениц
Ошибки нет, все верно, за исключением роста сопротивления с ростом скорости.
Исходя из старых справочников, при высокой скорости КПД движителя может быть и 0,7-0,75 именно из-за сопротивления перематыванию.
И все эти параметры обычно даны для металлической гусеницы с шарнирами, наше же полотно из транспортерки "сопротивляется" сильнее. Так что КПД ходовой Thiokol думаю может падать и пониже 0,7 на скорости под 40км/ч.
Скатится, на низкой скорости ему нужно меньше 460кг чтобы двигаться.
У меня как раз улица у дома с рельефом, на вскидку около 10гр. примерно спуск, асфальт. Если тронуться и переключиться на нейтраль, то вездеход медленно катится вниз без помощи. Так же его можно толкнуть руками и он покатится. Но, если натянуть гусеницу сильнее, то он уже не катится, тоже самое если гусеница ослаблена. Масса факторов влияют на сопротивление перематыванию полотна, зависимость, я так понимаю, не линейная.
Ваши расчеты для высокой скорости в целом верны, но, как указал Konservator, его еще нужно поделить на коэффициент. Для Thiokol думаю это будет 0,65-0,7.
-
- Сообщения: 1152
- Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
- Имя: Олег
- Откуда: Челябинск
- Возраст: 63
Сопротивление перематыванию гусениц
Здравствуйте Konservator !Konservator писал(а): ↑07 май 2022, 14:11 Varnas... как видно из формулы, КПД гусеничного движителя сильно зависит от скорости.
Как только вижу "сопротивление воздуха" в расчете сопротивления гусеничной машины... нет слов... одни буквы и все МАТОМ!
Я уже писал для всех знатоков-теоретиков, которые сами ничего в расчетах понять не могут и читают "умные" книжки:
1. Берешь вездеход. Самодельный. Ставишь на "грунт" (асфальт у гаража, гравий, лесную дорогу, торф, ЛЮБОЙ ГРУНТ).
2. Возле первого грунтозацепа на этот самый "грунт" кладешь спичку (сигарету, палочку...)
3. Ставишь друга с телефоном, чтобы объектив камеры был направлен на "спичку" и грунтозацеп. Пусть снимает.
4. Едешь вперед потихоньку. Ровно до того момента когда "первый" грунтозацеп станет "последним". А куда ему деваться ведь вездеход по гусенице проезжает от "первого" до "последнего" опорного катка, только грунтозацеп лежит на "грунте".
5. Просишь друга показать получившиеся видео и ... в полном ах...е наблюдаешь как этот самый грунтозацеп движется по грунту мимо спички ВПЕРЕД Потом до тебя доходит, что это ВЕСЬ ВЕЗДЕХОД ВМЕСТЕ С ГУСЕНИЦЕЙ СКОЛЬЗИТ ПО "ГРУНТУ" В НАПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЯ.
Ну и остается добавить, что ни один из авторов "умных" книжек об этом не упоминает (а большая часть из них и не знает о таком явлении по научному называемом "отрицательным буксованием").
Теперь практическая рекомендация для ВАШЕГО ВЕЗДЕХОДА - чем меньше сдвигается грунтозацеп по направлению движения, тем меньше потери во время движения.
По приведенной выше в моем посте оценке эти потери на трение-скольжение всего вездехода вместе с гусеницей по грунту являются вторыми после потерь в зацеплении.
А Вы про потери от трения о ... воздух
-
- Сообщения: 1203
- Зарегистрирован: 30 май 2010, 00:02
- Имя: Александр
- Откуда: Спб
- Возраст: 56
Сопротивление перематыванию гусениц
Oleg_P, а я разве что то говорил про воздух? Я привёл формулу для расчёта, где есть сопротивление воздуха.
Вы считаете что его не надо учитывать. Может быть...
У меня нет вездехода. У меня реплика танка. И я могу легко прикинуть, подставив циферки.
Так вот, макет у меня полноразмерный, но лёгкий. Площадь поперечного сечения, грубо около 3 кв. м. А масса 1300 кг.
Так вот сопротивление "перекатыванию" гусеницы будет порядка 40 кг. А сопротивление воздуха на скорости 36км/ч - 20 кг. Вы не находите что они вполне сопоставимы? Считаете ТРЕТЬ не нужно учитывать? И да, для настоящего танка, вес которого 6 тонн, а сопротивление перекатыванию 200 кг это составит уже всего 10%(площадь для воздуха та же).
По отрицательному буксованию, оно присутствует далеко не везде и не всегда. В основном эффект наблюдается на траках с явно выраженной шпорой заднего расположения. Только такая может при провороте укладки протащить вперёд всю гусеницу вместе с машиной. Так что не надо обобщать... И вообще, все эти "спецэффекты" и составляют КПД гусеничного движителя, описаного формулой.
Вы считаете что его не надо учитывать. Может быть...
У меня нет вездехода. У меня реплика танка. И я могу легко прикинуть, подставив циферки.
Так вот, макет у меня полноразмерный, но лёгкий. Площадь поперечного сечения, грубо около 3 кв. м. А масса 1300 кг.
Так вот сопротивление "перекатыванию" гусеницы будет порядка 40 кг. А сопротивление воздуха на скорости 36км/ч - 20 кг. Вы не находите что они вполне сопоставимы? Считаете ТРЕТЬ не нужно учитывать? И да, для настоящего танка, вес которого 6 тонн, а сопротивление перекатыванию 200 кг это составит уже всего 10%(площадь для воздуха та же).
По отрицательному буксованию, оно присутствует далеко не везде и не всегда. В основном эффект наблюдается на траках с явно выраженной шпорой заднего расположения. Только такая может при провороте укладки протащить вперёд всю гусеницу вместе с машиной. Так что не надо обобщать... И вообще, все эти "спецэффекты" и составляют КПД гусеничного движителя, описаного формулой.
-
- Модератор
- Сообщения: 18219
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Карелия
Сопротивление перематыванию гусениц
А есть такая возможность продемонстрировать это на видео?
-
- Сообщения: 1152
- Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
- Имя: Олег
- Откуда: Челябинск
- Возраст: 63
Сопротивление перематыванию гусениц
Здравствуйте Konservator !Konservator писал(а): ↑09 май 2022, 01:13 Oleg_P, а я разве что то говорил про воздух... В основном эффект наблюдается на траках с явно выраженной шпорой заднего расположения. Только такая может при провороте укладки протащить вперёд всю гусеницу вместе с машиной. Так что не надо обобщать...
Не надо так много букав с общетеоретическими выкладками из "умных" книжек.
Просто сделайте тест на замер отрицательного буксования на ВАШЕЙ машине и выпадайте в ах...й
С Днем Победы!
-
- Сообщения: 1152
- Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
- Имя: Олег
- Откуда: Челябинск
- Возраст: 63
Сопротивление перематыванию гусениц
Здравствуйте новичок !
Нет у меня под рукой машины. Но тест на отрицательное буксование можно сделать на ЛЮБОЙ машине из описанных на фруме гусеничных вездеходах. Оно будет на всех!
-
- Сообщения: 2412
- Зарегистрирован: 29 мар 2018, 14:17
- Имя: Виктор
- Откуда: ХМАО-Югра
Сопротивление перематыванию гусениц
ето двухзвенник. На каждом звене должно было быть по три моста. Не нравится шестой мост, будем называть ето шестая ось. Так удобнее? В соревнованиях по теоретике -словоблудию, состязаться не берусь, победите. Но оно ездит по сей день. А если действительно интересно, тема называется двухзвенники с Радужного. С днём победы Вас!
-
- Сообщения: 1203
- Зарегистрирован: 30 май 2010, 00:02
- Имя: Александр
- Откуда: Спб
- Возраст: 56
Сопротивление перематыванию гусениц
Oleg_P, приветствую! Спасибо! И Вас с наступившим Днём Победы!!!
Таскал "танк" в Выборг, вчера поздно вечером вернулся. Разгружался уже сегодня.
Вы правы, эффект присутствует! Но не такой, чтобы выпасть в ...
Последние 7 секунд машина просто откатывается под собственным весом (там еле заметный уклон), и стрелочка уже уходит. Отсюда вывод: потери от "эффекта" не такие уж большие.
И, да...
Сопротивление перекатыванию на твёрдом ровном, порядка 40 кг. Снижение КПД движителя на скорости около 36 км/ч, пусть будет ещё килограмм 10, ну даже если 20... В сумме 60 кг. А воздух 20 кг. Т.е. сопротивление воздуха составляет 25% потерь. Вы по прежнему считаете это не существенным?
Кстати, когда шёл по ладожскому мосту, через открытый смотровой люк, это сопротивление глазками, ой как ощущается! Особенно при минусовой температуре.
Повторюсь: потери в зацеплении, во всех подшипниках(колёс много), трение катков о клыки(у меня, прямо СКРИП), обратное буксование, гистерезис в ленте, всё это СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕКАТЫВАНИЮ. Что там сколько, какие доминируют, не знаю. Но мне достаточно общей цифры, и того, что Оковский мотор всё это тянет...
Таскал "танк" в Выборг, вчера поздно вечером вернулся. Разгружался уже сегодня.
Вот, как раз и сделал.
Вы правы, эффект присутствует! Но не такой, чтобы выпасть в ...
Последние 7 секунд машина просто откатывается под собственным весом (там еле заметный уклон), и стрелочка уже уходит. Отсюда вывод: потери от "эффекта" не такие уж большие.
И, да...
Так что в итоге, для конкретно моей машины?Konservator писал(а): ↑09 май 2022, 01:13 И вообще, все эти "спецэффекты" и составляют КПД гусеничного движителя, описаного формулой.
Сопротивление перекатыванию на твёрдом ровном, порядка 40 кг. Снижение КПД движителя на скорости около 36 км/ч, пусть будет ещё килограмм 10, ну даже если 20... В сумме 60 кг. А воздух 20 кг. Т.е. сопротивление воздуха составляет 25% потерь. Вы по прежнему считаете это не существенным?
Кстати, когда шёл по ладожскому мосту, через открытый смотровой люк, это сопротивление глазками, ой как ощущается! Особенно при минусовой температуре.
Повторюсь: потери в зацеплении, во всех подшипниках(колёс много), трение катков о клыки(у меня, прямо СКРИП), обратное буксование, гистерезис в ленте, всё это СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕКАТЫВАНИЮ. Что там сколько, какие доминируют, не знаю. Но мне достаточно общей цифры, и того, что Оковский мотор всё это тянет...
-
- Модератор
- Сообщения: 18219
- Зарегистрирован: 09 апр 2009, 08:11
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Карелия
-
- Сообщения: 844
- Зарегистрирован: 23 окт 2020, 20:16
- Имя: Дарюс
- Откуда: Вилнюс
- Возраст: 45
Сопротивление перематыванию гусениц
как понимаю ето сильно зависит от биения гусеничной леты, что сильно зависит от расположения ведущего колеса (переднее/ заднее) и поддерживающих катков.Konservator писал(а): ↑07 май 2022, 14:11 . как видно из формулы, КПД гусеничного движителя сильно зависит от скорости.
Но ето десятки процентов, а не разы.
Так и должно быть. Сильно натянули ленту, а при огибании ей ВК и ленивца она все равно должна частично растягиватса (сгибает пусть и по большому рядюсу). А она уже и так натянута... Поетому мне и ненрависа ходовые с малым радюсами изгиба гусеничной ленты (наппример Тингер) . Да и катки чем меньше, тем с большими потерями катятса по гусенице.
Как понимаю, чем высота трака меньше относительно осей шарнира, тем ети потери меньше. У гусеницы с нулевой толщиной ети потери должный отсутсвовать.Oleg_P писал(а): ↑08 май 2022, 20:28 Теперь практическая рекомендация для ВАШЕГО ВЕЗДЕХОДА - чем меньше сдвигается грунтозацеп по направлению движения, тем меньше потери во время движения.
По приведенной выше в моем посте оценке эти потери на трение-скольжение всего вездехода вместе с гусеницей по грунту являются вторыми после потерь в зацеплении.
Я приводил расчеты на пршлой странице. Скорость 40км час при потребляемой мощности 50 киловат - ето сопротивление 400 кг. Так что для гусеничной машины сопротивление воздуха на таких скоростях ето погрешности несущественные.Konservator писал(а): ↑09 май 2022, 01:13 Так вот сопротивление "перекатыванию" гусеницы будет порядка 40 кг. А сопротивление воздуха на скорости 36км/ч - 20 кг.
Да вы шо, менчя за юриста или политика принимаеие ?Шевчук Виктор писал(а): ↑09 май 2022, 16:25 В соревнованиях по теоретике -словоблудию, состязаться не берусь, победите.
Хм... Вот интересно (хотя бы теоретически) как 4 гусеницы вместо двух влияет на расход топлива? С одной стороны гистерезные потери на перематывание гусеничного хода должны быть в два раза больше. Потери на колебания верхней ветки должны быть меньше изза боле коротких гусениц. Потери в зацеплении - неясно.Шевчук Виктор писал(а): ↑09 май 2022, 16:25 ето двухзвенник. На каждом звене должно было быть по три моста.
-
- Сообщения: 1152
- Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
- Имя: Олег
- Откуда: Челябинск
- Возраст: 63
Сопротивление перематыванию гусениц
Здравствуйте Varnas !Varnas писал(а): ↑10 май 2022, 22:46Как понимаю, чем высота трака меньше относительно осей шарнира, тем ети потери меньше. У гусеницы с нулевой толщиной ети потери должный отсутсвовать.Oleg_P писал(а): ↑08 май 2022, 20:28 Теперь практическая рекомендация для ВАШЕГО ВЕЗДЕХОДА - чем меньше сдвигается грунтозацеп по направлению движения, тем меньше потери во время движения.
По приведенной выше в моем посте оценке эти потери на трение-скольжение всего вездехода вместе с гусеницей по грунту являются вторыми после потерь в зацеплении.
Если понимать под "высотой трака" расстояние от "шарнира" до края грунтозацепа, то наверное. НО! Зачем гусеница БЕЗ грунтозацепов? Она ж хуже колеса
-
- Сообщения: 1203
- Зарегистрирован: 30 май 2010, 00:02
- Имя: Александр
- Откуда: Спб
- Возраст: 56
Сопротивление перематыванию гусениц
Где там расчёты? Чего то не увидел.
Там какие то ваши путаные мысли, без формул и реальных цифр.
К примеру, американцы в 1942 году на Абердинском полигоне НАМЕРИЛИ динамометром сопротивление перекатыванию 27-тонного ТАНКА!!! Т-34 на твёрдой ровной поверхности ~ 560..720 кг.
Расчётный по формуле будет 27000кг х 0,03(коэфф сопротивления на твёрдом ровном) = 810 кг
Вот это расчёт!
А у вас для 2,5-тонной машины 400 кг, пусть даже на 40 км/ч
Расчёт?!
Или вы для болота рассчитывали? 40 км/ч ? Где формулы?
-
- Сообщения: 844
- Зарегистрирован: 23 окт 2020, 20:16
- Имя: Дарюс
- Откуда: Вилнюс
- Возраст: 45
Сопротивление перематыванию гусениц
Ну извините, незнал что физика за 8 клас для вас так трудна. Раз на основе расхода топлива на 100 км пути для вас невозможно подcчитать какая тяга требуетса для движения машины, то о чем тут писать? Мы же не школе.Konservator писал(а): ↑11 май 2022, 19:33 Там какие то ваши путаные мысли, без формул и реальных цифр.
Ну да - сложность расчетов прям зашкаливает. Только вот ето сопротивление БУКСИРОВКИ и на малой скорости, фактически усилие страгивания. Только вот пара нюансов при таком сопротивлении качению Т34 для движении со скоростью 40 км/ч хватило бы и 100 киловат, то есть мене 140 лс. Впрочем учитывая, что Т34 на 100 км жрал 160-200 литров, то большинству производителейнынешних гусеничных вездеходов гордитса нечем - машины легче танка 10-20 раз, а топлива жрет лиш в 3-5 раз меньше. Так себе достижение, показвающее что просто натянуть на звезду ленту с траками много ума нетребуетса.Konservator писал(а): ↑11 май 2022, 19:33 Расчётный по формуле будет 27000кг х 0,03(коэфф сопротивления на твёрдом ровном) = 810 кг
Вот это расчёт!
Кстати по поводу етого коефициента 0,03 - так по етому коефициенту га71 весом 4 тонны должен толкатса усилием 120 кг. Мужик долгое время может тянуть/толкать с усилием примерно 30 кг. Нехотите с друзьями попробовать - сколько его протащите? Помнитса как то раз пришлось с еще 3-4 мужиками на ровном асфальте толкать тролейбус несколько метров, но язык уже на плечо свешивался. Маса там конешно больше, но сопротивление качению должно быть меньше на порядок....
-
- Сообщения: 1203
- Зарегистрирован: 30 май 2010, 00:02
- Имя: Александр
- Откуда: Спб
- Возраст: 56
Сопротивление перематыванию гусениц
Varnas, конечно, это только усилие для перекатывания по твёрдой поверхности(f=0,03). В первом сообщении на этой странице есть все формулы для расчёта. Циферки подставьте, и не нужно будет ничего гадать. Там учитывается и сопротивление грунта, и КПД трансмиссии, и КПД гусеницы и ... воздух... Для Т-34 по асфальту, да, достаточно порядка 170 кВт для предельной скорости в 48 км/ч.Varnas писал(а): ↑12 май 2022, 20:05 Ну да - сложность расчетов прям зашкаливает. Только вот ето сопротивление БУКСИРОВКИ и на малой скорости, фактически усилие страгивания. Только вот пара нюансов при таком сопротивлении качению Т34 для движении со скоростью 40 км/ч хватило бы и 100 киловат, то есть мене 140 лс.
http://images.vfl.ru/ii/1540657203/c18b ... 3698_m.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1540657341/d8e0 ... 3729_m.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1540657427/8bc1 ... 3736_m.jpg