Пневмо-вездеход гусеничный (ПВХ-г)
В конце 80-х, начало 90-х Лаборатория внедорожного транспорта при НЭТИ занималась колёсным пневмодвижителем для слабонесущих грунтов (тундра, рыхлый снег, болота 3 типа и т.д.). Как и всякое колесо этот движитель имел ограниченное пятно контакта, что для наших задач не совсем подходило. Я предложил развернуть (растянуть) колёсный в гусеничный движитель, так чтобы шагающий элемент движения сохранился. Так родился шагающий пневмогусеничный движитель транспортного средства. В дальнейшем, движитель стал темой моей диссертации.
Почти вся лаборатория принимала участие в изготовлении модели пневмовездехода, его испытании, исследовании. По результатам исследования были написаны несколько статей в научных изданиях, получены авторские свидетельства. Модель выставлялась на выставке ВДНХ и получила серебряную медаль.
Модель ПВХ-г имела невероятную проходимость. На пример, имитировали болото с помощью воды и пенопластовой крошки. Пускали самоходные гусеничные игрушки, которые тут же буксовали и зарывались в пенопластовую крошку, тогда как наша модель пневмовездехода уверено стартовала и проходила по этой зыбучей поверхности. К сожалению, лишь некоторые испытания модели остались на видеоплёнке.
Дальнейшее развитие этого удивительного движителя заключалось в том, чтобы снизить непроизводительный расход воздуха. С этой целью каждый баллон движителя снабжался специальным предохранительным клапаном. Теперь при движении по ровной поверхности расхода воздуха практически нет - воздух стравливался только при наезде на препятствие (на величину высоты этого препятствия). Это позволяет достигнуть коммерческих скоростей при высокой проходимости и плавности хода. И это уже не просто забавная игрушка, а, реально, перспективный движитель для слабых грунтов.
К сожалению, начавшаяся «перестройка» поставила крест на дальнейших исследованиях пневмодвижителей.