Управляемый вручную вариатор.
Модераторы: andyfix, новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра
Управляемый вручную вариатор.
Предлагается вот такой управляемый вручную вариатор.
Красный - неподвижный конус. Синий - подвижный конус. Зелёная - втулка с резьбой и диском. Коричневая - гайка с резьбой. Эта гайка жёстко связана с синим, подвижным конусом. Жёлтые - сателлиты. Темно-синий - ещё один диск. Темно-синий диск, сателлиты и зелёный диск образуют планетарную передачу.
Работает этот вариатор следующим образом. Первоначально конуса разведены. Вариатор начинает вращаться. Все части вариатора вращаются совместно. Ничего не происходит. Чтобы вариатор заработал необходимо затормозить зелёный диск. Диск со втулкой тормозится, а коричневая гайка продолжает вращаться, так как она соединена с синим конусом. Поэтому она двигается влево, двигая синий конус и поджимая ремень. Стоит только перестать тормозить зелёный диск, как гайка перестаёт двигаться. Соответственно и конус перестаёт двигаться. После отпускания зелёного диска все части вариатора вращаются совместно и у вариатора соответствующее ПЧ, которое не изменяется от оборотов вариатора. Таким образом можно задать любое ПЧ. Чтобы уменьшить ПЧ вариатора плоть до его выключения, над затормозить темно-синий диск. Диск тормозится. За счёт сателлитов зелёный диск вращается в противоположную сторону. Соответственно коричневая гайка движется вправо и уменьшает ПЧ вариатора, вплоть до его отключения. В кабине достаточно установить рычаг с двумя тросиками. Рычаг вперёд - тормозится зелёный диск. ПЧ вариатора увеличивается. Рычаг назад - тормозится тёмно-синий диск. ПЧ вариатора уменьшается.
Красный - неподвижный конус. Синий - подвижный конус. Зелёная - втулка с резьбой и диском. Коричневая - гайка с резьбой. Эта гайка жёстко связана с синим, подвижным конусом. Жёлтые - сателлиты. Темно-синий - ещё один диск. Темно-синий диск, сателлиты и зелёный диск образуют планетарную передачу.
Работает этот вариатор следующим образом. Первоначально конуса разведены. Вариатор начинает вращаться. Все части вариатора вращаются совместно. Ничего не происходит. Чтобы вариатор заработал необходимо затормозить зелёный диск. Диск со втулкой тормозится, а коричневая гайка продолжает вращаться, так как она соединена с синим конусом. Поэтому она двигается влево, двигая синий конус и поджимая ремень. Стоит только перестать тормозить зелёный диск, как гайка перестаёт двигаться. Соответственно и конус перестаёт двигаться. После отпускания зелёного диска все части вариатора вращаются совместно и у вариатора соответствующее ПЧ, которое не изменяется от оборотов вариатора. Таким образом можно задать любое ПЧ. Чтобы уменьшить ПЧ вариатора плоть до его выключения, над затормозить темно-синий диск. Диск тормозится. За счёт сателлитов зелёный диск вращается в противоположную сторону. Соответственно коричневая гайка движется вправо и уменьшает ПЧ вариатора, вплоть до его отключения. В кабине достаточно установить рычаг с двумя тросиками. Рычаг вперёд - тормозится зелёный диск. ПЧ вариатора увеличивается. Рычаг назад - тормозится тёмно-синий диск. ПЧ вариатора уменьшается.
-
- Сообщения: 435
- Зарегистрирован: 12 мар 2011, 19:57
- Откуда: Пермский край
Re: Управляемый вручную вариатор.
Почему все части должны вращаться совместно, если зеленая втулка никак не зафиксирована на валу(свободно вращается), куда денем силы инерции?Петрович11 писал(а):... Зелёная - втулка с резьбой и диском. ...Вариатор начинает вращаться. Все части вариатора вращаются совместно. ...
-
- Сообщения: 1270
- Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
- Откуда: МУРМАНСК
Мне кажется минусом этой схемы, что выбор передачь зависит от скорости вращения вариатора. При малой скорости вариатора затормаживать диски нужно сильно, при высокой скорости - затормаживать с проскальзыванием. При том с такой конструкцией точно выбрать передачу на ходу будет очень сложно, гайка по резьбе будет двигатся очень быстро. И одновременно во время регулировки передачи, в добавок будет изменятся скорость вариатора и следовательно скорость движения гайки. Слишком много переменных.
Может проще управлять положением подвижного конуса - электрическим актуатором http://russian.alibaba.com/product-gs/1 ... 01110.html
Или вообще механически - эксцентриком?
Может проще управлять положением подвижного конуса - электрическим актуатором http://russian.alibaba.com/product-gs/1 ... 01110.html
Или вообще механически - эксцентриком?
Алексей http://kolamap.ru/
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра
Это не проблема. Достаточно легко сделать так, чтобы втулка вращалась на валу туго. И сила инерции уже не сможет провернуть втулку с диском. К тому же не будет резкого изменения скорости вращения вариатора.idled писал(а):Почему все части должны вращаться совместно, если зеленая втулка никак не зафиксирована на валу(свободно вращается), куда денем силы инерции?
Это тоже не проблема. Достаточно кратковременных подтормаживаний дисков. И ведь это не важно - очень точное выставление ПЧ. Главное - ПЧ меняется без разрыва крутящего момента. Чувствуете, что ПЧ меньше или больше, то ничто не мешает её подкорректировать.Aлексей писал(а):Мне кажется минусом этой схемы, что выбор передачь зависит от скорости вращения вариатора. При малой скорости вариатора затормаживать диски нужно сильно, при высокой скорости - затормаживать с проскальзыванием. При том с такой конструкцией точно выбрать передачу на ходу будет очень сложно, гайка по резьбе будет двигатся очень быстро. И одновременно во время регулировки передачи, в добавок будет изменятся скорость вариатора и следовательно скорость движения гайки. Слишком много переменных.
-
- Сообщения: 11
- Зарегистрирован: 06 окт 2014, 11:20
- Откуда: Вологодская область
Интересная тема - тоже когда то пытался придумать такое.
Я планировал по типу сцепления через выжимной подшипник, не нравилось что будет постоянная нагрузка на подшипник и осевая нагрузка на вал. Поэтому в металле не воплотил, просто сцепление на ремнях сделал.
Я планировал по типу сцепления через выжимной подшипник, не нравилось что будет постоянная нагрузка на подшипник и осевая нагрузка на вал. Поэтому в металле не воплотил, просто сцепление на ремнях сделал.
В этом мире никому нельзя верить,даже себе...мне-можно!
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра
-
- Сообщения: 435
- Зарегистрирован: 12 мар 2011, 19:57
- Откуда: Пермский край
Легко? с натягом что-ли посадить? и на какое время этого хватит?Петрович11 писал(а):Это не проблема. Достаточно легко сделать так, чтобы втулка вращалась на валу туго. И сила инерции уже не сможет провернуть втулку с диском. К тому же не будет резкого изменения скорости вращения вариатора.idled писал(а):Почему все части должны вращаться совместно, если зеленая втулка никак не зафиксирована на валу(свободно вращается), куда денем силы инерции?
Такое усложнение вариатора(еще добавить автонатяжку ремня), какую соизмеримую затратам выгоду дает, в сравнении с просто вариатором работающим в автоматическом режиме?
P.S. Кроме того, по моему для самодельщиков это проект сомнителен, еще и потому, что изготовить его можно только в заводских условиях,
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра
На рисунке есть серая шайба под болтом, который крепит вариатор на валу. Достаточно сделать эту шайбу больше и между ней и зелёным диском поставить резиновую прокладку, чтобы было необходимое трение. И всё. Возможны и другие варианты. Это не проблема.
А автонатяжка ещё зачем? Ремень будет натягиваться, когда будет выдавливаться подвижным конусом. Выгода такая, что вариатор будет работать при низких оборотах двигателя. Даже при холостых оборотах.
Да нет тут ничего сложного. Я думаю, что вместо сателлитов можно поставить обрезиненные ролики. Они же работают кратковременно. Но в принципе можно сделать ещё проще.
Тёмно-синий диск и сателлиты убрать. Добавить электродвигатель с резиновым роликом. Для включения вариатора включается электродвигатель и его ролик прижимается к зелёному диску. Линейная скорость резинового ролика должна быть больше линейной скорости зелёного диска. Так как они вращаются в одну сторону, то относительная скорость ролика относительно диска будет небольшая. Поэтому можно точнее регулировать ПЧ вариатора. Обратный процесс будет происходить аналогично. Только электродвигатель уже будет тормозить и диск будет вращаться в противоположную сторону
А автонатяжка ещё зачем? Ремень будет натягиваться, когда будет выдавливаться подвижным конусом. Выгода такая, что вариатор будет работать при низких оборотах двигателя. Даже при холостых оборотах.
Да нет тут ничего сложного. Я думаю, что вместо сателлитов можно поставить обрезиненные ролики. Они же работают кратковременно. Но в принципе можно сделать ещё проще.
Тёмно-синий диск и сателлиты убрать. Добавить электродвигатель с резиновым роликом. Для включения вариатора включается электродвигатель и его ролик прижимается к зелёному диску. Линейная скорость резинового ролика должна быть больше линейной скорости зелёного диска. Так как они вращаются в одну сторону, то относительная скорость ролика относительно диска будет небольшая. Поэтому можно точнее регулировать ПЧ вариатора. Обратный процесс будет происходить аналогично. Только электродвигатель уже будет тормозить и диск будет вращаться в противоположную сторону
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра
Да если уж на то пошло, то можно и вручную накрутить на нужную ПЧ. Но это в том случае, если такой вариатор стоит после ещё одного вариатора. Первый вариатор работает в штатном режиме, а второй играет роль КП. При езде на вездеходах проблематично включать нужную передачу в КП. Включают при остановке. Тут также. Остановился накрутил нужное ПЧ и вперёд. Утрирую, но...
-
- Сообщения: 11
- Зарегистрирован: 06 окт 2014, 11:20
- Откуда: Вологодская область
kot63-R писал(а):Интересная тема - тоже когда то пытался придумать такое.
Я планировал по типу сцепления через выжимной подшипник, не нравилось что будет постоянная нагрузка на подшипник и осевая нагрузка на вал. Поэтому в металле не воплотил, просто сцепление на ремнях сделал.
Тогда я не додумался и планировал нажимной непосредственно на подвижную половину шкива, а можно же через систему рычагов - осевое усилие будет меньше (хотя недостаток остается)
В этом мире никому нельзя верить,даже себе...мне-можно!
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра
Некоторые вездеходчики не приемлют вариатор из-за того, что он не позволяет ехать на малых оборотах. Но эта проблема также очень легко решается без переделки вариатора. Необходимо только изготовить две детали. Рассмотри на примере вариатора Сафари.
На красную пластину вариатора любым способом крепиться конус, допустим, от скутерного вариатора. Вытачивается коричневая деталь. К ней крепится другой конус скутерного вариатора. Эта коричневая деталь крепиться удлинённым болтом. Также необходим ещё ролик с конусной канавкой под используемый ремень. Этот ролик закреплён на рычаге, который это ролик может перемещать. Ремень, в принципе, может использоваться любой клиновой. Работает такой вариатор следующим образом. При трогании обороты двигателя увеличиваются. Диски вариатора сходятся, зажимают ремень и вездеход трогается с места. Но добавленные конуса (красный и синий) при этом расходятся. Рычагом натягиваем ремень и он опускается между этими конусами. Если теперь сбавить газ, то этот ремень не даст конусам вариатора разойтись до первоначального положения. То есть, ремень вариатора будет зажат конусами и вариатор будет работать даже при холостых оборотах. С таким вариатором можно ездить внатяг, при небольших оборотах двигателя, при которых на обычном вариаторе ехать невозможно. Рычагом можно регулировать ПЧ вариатора. Естественно, что дополнительный ремень крутится на добавленных дисках и ролике.
Также дополнительный бонус. Так как нагрузка на коленвал от дополнительного ремня направлена в противоположную сторону, то это снижает боковую нагрузку на втулку или подшипник, в которых вращается коленвал. А также на боковую стенку двигателя.
На красную пластину вариатора любым способом крепиться конус, допустим, от скутерного вариатора. Вытачивается коричневая деталь. К ней крепится другой конус скутерного вариатора. Эта коричневая деталь крепиться удлинённым болтом. Также необходим ещё ролик с конусной канавкой под используемый ремень. Этот ролик закреплён на рычаге, который это ролик может перемещать. Ремень, в принципе, может использоваться любой клиновой. Работает такой вариатор следующим образом. При трогании обороты двигателя увеличиваются. Диски вариатора сходятся, зажимают ремень и вездеход трогается с места. Но добавленные конуса (красный и синий) при этом расходятся. Рычагом натягиваем ремень и он опускается между этими конусами. Если теперь сбавить газ, то этот ремень не даст конусам вариатора разойтись до первоначального положения. То есть, ремень вариатора будет зажат конусами и вариатор будет работать даже при холостых оборотах. С таким вариатором можно ездить внатяг, при небольших оборотах двигателя, при которых на обычном вариаторе ехать невозможно. Рычагом можно регулировать ПЧ вариатора. Естественно, что дополнительный ремень крутится на добавленных дисках и ролике.
Также дополнительный бонус. Так как нагрузка на коленвал от дополнительного ремня направлена в противоположную сторону, то это снижает боковую нагрузку на втулку или подшипник, в которых вращается коленвал. А также на боковую стенку двигателя.
-
- Сообщения: 433
- Зарегистрирован: 02 июн 2013, 08:24
- Откуда: ХМАО - Югра
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра
-
- Сообщения: 292
- Зарегистрирован: 14 мар 2009, 11:36
- Откуда: Киров
На советских четырехсторонних станках типа с-16, с-25 стоит вариатор на привод подачи, там регулируется ведомый шкив(стоит на редукторе типа Ч-80) вилкой и простым упорным подшипником. Регулировка пер числа есть ступенчатая(рычаг и гребенка), есть без ступенчатая(резьба и маховичек). Работает без вопросов десятками лет.
Езжу на легенде, управляю мечтой...
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 22 сен 2012, 05:53
- Откуда: ХМАО - Югра