Безопасная конструкция вездехода

Азбука для изобретателя пневмохода. Изобретение без ошибок.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Voland4x4 »

Тема вроде бы назрела, да и в общем достаточно актуальна. Но сначала бы хотел представить книгу, которую прочитал подростком, и которая до сих пор не потеряла актуальность. Очень рекомендую к прочтению всем интересующимся техникой (а других тут, кроме эффективных менеджеров, вроде и нет :) )

Рождение автомобиля
Автор:Сапожников Леонид
Жанр: Прочая детская литература, Прочая научная литература
Количество страниц: 44
Язык книги: Русский
Название печатной книги: Сапожников Л.А. Рождение автомобиля: Науч.-худож. кн.: Для сред. шк. возраста
Издатель: Вэсэлка
Город печати: К.
Год печати: 1989
ISBN: 5-301-00275-9

Книга весьма и весьма, стиль написания, конечно, рассчитан на подростков, но это такое, главное смысл. Кстати интересно услышать мнение Юрича по поводу книги. :)

Найти и скачать можно в сети, если кому интересно, могу скинуть или выложить файл.

Вот некоторые цитаты по теме -
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МИРЕ ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКОВ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРОИСХОДИТ НЕ БОЛЕЕ 5 ПРОЦЕНТОВ ДТП.

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ДТП – 80 ПРОЦЕНТОВ – СОВЕРШАЕТСЯ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ.
Задумаемся над этими цифрами. Они доказывают, что как бы ни старались автомобилестроители, абсолютно безопасную машину им не создать. Сделают конструкцию идеальной – сведут свои 5 процентов к нулю – и этим спасут, как свидетельствует арифметика, лишь одного человека из двадцати попадающих в аварию.
...у конструкторов всего мира есть неписаный принцип, который формулируется грубовато, но кратко: «Создавай защиту от дурака!» Другими словами, учитывай возможность неправильных, даже нелепых действий пользователя и позаботься о том, чтобы эти действия не имели роковых последствий.
...Себякину объяснили, как правильно управлять печкой, и принесли ему извинения.

– За что извиняетесь? – удивился он. – Вина-то, выходит, моя.

– Мы больше виноваты. Не предусмотрели – как бы это выразиться? – защиту от чудака…
Ну и лирика -
Дело было в 2009 году. Мы попали туда на машине времени ...... Сидеть на корточках и пшикать манометром – это же каменный век! В шинах есть датчики, и если давление отклонится от нормы, компьютер сразу об этом сообщит.....А за чем он еще следит, кроме шин?

– За работой всех узлов, влияющих на здоровье и самочувствие автомобиля. Раньше водитель вечно прислушивался, не раздается ли во время езды необычный звук.....благодаря компьютеру. Он моментально бы подсказал: «ЗАМЕНИТЕ СВЕЧУ ТРЕТЬЕГО ЦИЛИНДРА»......

– Дзинь! – раздался звонок в салоне. – Дзинь! От неожиданности я остановил машину:

– Что это значит?

– Это значит, – сказал Страстный Ремонтник, – что в двух метрах за нами дерево. Задние локаторы его заметили, и компьютер включил звонок, чтобы тебя предупредить.

– Задние локаторы? Так есть еще и передние?

– Конечно. Они, в отличие от задних, «дальнозоркие».

– Разве водитель сам не видит, что у него перед глазами?

– Видит, но не всегда. Ночью, в тумане или во время снегопада такая подсказка очень полезна. И потом водитель может вздремнуть, а звонки заставят его очнуться, и он успеет объехать препятствие или затормозить.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Voland4x4 »

Несмотря на то, что большинство неприятностей происходит по вине водителя, предлагаю рассмотреть варианты повышения безопасности конструкции вездехода. У каждого типа вездеходов есть свои слабые места в безопасности, вопрос в том, как можно минимизировать опасность.

К примеру, исходя их недавнего происшествия, на вездеходах с водоизмещающим кузовом можно делать балластные танки в лодке для повышения остойчивости. [:})
Аватара пользователя
Сергей51
Сообщения: 1460
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 12:09
Имя: Сергей
Откуда: Томск
Возраст: 65

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Сергей51 »

Voland4x4 писал(а): 17 июн 2022, 20:39 К примеру, исходя их недавнего происшествия, на вездеходах с водоизмещающим кузовом можно делать балластные танки в лодке для повышения остойчивости
Можно, но если их выполнить неправильно, это приведет к еще бОльшему снижению остойчивости на воде в условиях волнения, ветра, маневров и т.д.
Аватара пользователя
Юрич
Сообщения: 3671
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 20:37
Имя: Геннадий
Откуда: Тольятти

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Юрич »

Voland4x4 писал(а): 17 июн 2022, 20:29 Кстати интересно услышать мнение Юрича по поводу книги
Хорошо, живо и интересно написана. Просмотрел наискосок, обязательно распечатаю и прочитаю полностью.
Мне все это близко и знакомо. В Запорожье бывал неоднократно, у родственников на свадьбах, на традиционных открытых соревнованиях по автокроссу на приз газеты "Индустриальное Запорижжя", они открывали сезоны для баггистов в 70-х. Некоторых людей, упомянутых в книге, видел или знаю лично.
Наконец, моя первая машина - "Таврия"! Знаю её историю, видел чертежи её ранних версий еще в институте, задолго до начала проекта "Ладога", потом "Спутник" - 2108. Видел и внимательно рассматривал опытный образец на кроссе в Осипенковской балке. Реально, в те годы это был прорыв! Но кому из генералов автостроения нужен "новый водяной Запор", если люди годами ждали очередь купить "Жигули"!? Да и КамАЗ строить надо было, а "сороковник" ЗАЗ-968М тоже не застаивался на площадках автоторга, и инвалидки из них делали и ЛуАЗы много общего имели...

По поводу "защиты от дурака" и расчета "на солдатский сапог" в конструкции вездеходов, да, важная и своевременная тема!
Например, опрокидывание переломок на воде, шерпоподобных на подъемах...и многие другие врожденные бяки.
Кстати, первый же ГОСТ был именно по безопасности снегоболотоходов, сейчас перерабатывается. Обсуждение этих вопросов будет кстати.
Ассоциация производителей вездеходной техники, думаю, тоже поддержит эту тему.

Важно только не пустить в серьезный и предметный разговор "наполеончиков" с "огромным опытом строительства единственной и не повторимой утренней звезды пневмоходостроения", начнутся самоутверждение и споры ни о чем... Мы же хотим как лучше, а не как всегда!
http://жюторг.рф - лучшие решения для твоего пневмохода
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Voland4x4 »

Юрич писал(а): 18 июн 2022, 05:13 Некоторых людей, упомянутых в книге, видел или знаю лично.


Так и подумал :)
Юрич писал(а): 18 июн 2022, 05:13 опрокидывание переломок на воде, шерпоподобных на подъемах...и многие другие врожденные бяки.
https://29.ru/text/incidents/2022/06/14/71409113/

Изображение

По фотографии всё понятно, можно не ждать инсайдов от следствия.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Voland4x4 »

Сергей51 писал(а): 17 июн 2022, 21:42
Можно, но если их выполнить неправильно, это приведет к еще бОльшему снижению остойчивости на воде в условиях волнения, ветра, маневров и т.д.
Надо выполнить их правильно,, раздельные, с перегородками и максимально близко к центру лодки. Чтобы жидкий балласт, после принятия на борт вел себя как твердый.
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3468
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение МВП »

Voland4x4 писал(а): 18 июн 2022, 06:18 Чтобы жидкий балласт, после принятия на борт вел себя как твердый
Вряд ли вездеходу нужен жидкий балласт . Обьемы существенно не те . Все дело в том что именно жидкий балласт в воде имеет нулевое значение по весу и попросту онулирует водоизмещение (затопит отсек плавучести всего лишь меняя грузовой размер ) . В то время когда вездеходы катострофически страдают нехваткой плавучести и всячески стараются куда нибудь впихать пустую канистру или кусочек пенопласта . Вездеходов с излишней плавучестью в реальных условиях я встречал крайне редко . Вездеход погруженный на 2\3 обьема колеса обречен . Ет означает что его собственная масса выше половины плавучести . Половина плавучести ет и есть один борт . и она способна его утопить , для етого надо ее смещение или внешнее динамическое воздействие .
Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Oleg_P »

Юрич писал(а): 18 июн 2022, 05:13Кстати, первый же ГОСТ был именно по безопасности снегоболотоходов, сейчас перерабатывается. Обсуждение этих вопросов будет кстати. Ассоциация производителей вездеходной техники, думаю, тоже поддержит эту тему.
Здравствуйте Юрич !
Вот насчет новой редакции ГОСТа по снегохдно-болотоходной техники хотелось бы побыстрее.
Там вопросов к ГОСТу как грязи, особенно по гусеничной технике:
1. Самый самый гусеничный вездеход всех времен и народов - МТ-ЛбУ, вообще не должен вставать на учет как несоответствующий ГОСТ по безопасности. Ибо ни одна машина не обеспечит безопасности экипажа при опрокидывании согласно методики ГОСТ. Вес машины с оборудованием составляет 18т, значит силовой какас кабины должен держать нагрузку 25т. Даже при частичной деформации несущих конструкций такое не обеспечить.
2. В ГОСТе всё в одной куче: легкие снегоходы, колесная техника и тяжелые гусеничные по сути тягачи.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Voland4x4 »

МВП, для разных условий нужна разная осадка. Я понимаю что для выхода на лед, или там линзы или торфяные ямы, чем меньше осадка, тем лучше. Для спокойной воды тоже, и скорость выше. Но если есть течение или волна, то тут надо по аналогии с судами. Не зря же они балласт принимают, когда без груза. [:})
Шевчук Виктор
Сообщения: 2412
Зарегистрирован: 29 мар 2018, 14:17
Имя: Виктор
Откуда: ХМАО-Югра

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Шевчук Виктор »

Не против если и я выскажу своё мнение о безопасности? Вот лежите вы на диване, это относительно безопасно. Сели вы в автомобиль, это уже опасно. Если вы залезли в вездеход, любой, самый надёжный, и собрались двигаться не по двору, а по пересечённой местности, это уже очень опасно. Бедолаг на Шерпах поймал случай. Не важно, ума не хватило ликвидировать этот случай или стечение обстоятельств было таковым. И что? Теперь косточки обсасывать будем? Нет безопасного транспорта. Понимаете нет! :cry: :cry: [:})
Аватара пользователя
leon10010
Сообщения: 433
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 00:13
Имя: Олег
Откуда: Жердевка

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение leon10010 »

Шевчук Виктор писал(а): 18 июн 2022, 20:07 Не против если и я выскажу своё мнение о безопасности? Вот лежите вы на диване, это относительно безопасно. Сели вы в автомобиль, это уже опасно. Если вы залезли в вездеход, любой, самый надёжный, и собрались двигаться не по двору, а по пересечённой местности, это уже очень опасно. Бедолаг на Шерпах поймал случай. Не важно, ума не хватило ликвидировать этот случай или стечение обстоятельств было таковым. И что? Теперь косточки обсасывать будем? Нет безопасного транспорта. Понимаете нет! :cry: :cry: [:})
Лезть на кубическом корыте в горную речку с непредсказуемым течением и дном?
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3468
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение МВП »

Шевчук Виктор писал(а): 18 июн 2022, 20:07 Нет безопасного транспорта. Понимаете нет!
Да брось ты етот лозунг производителей самых вертлявых каракатов .
Voland4x4 писал(а): 18 июн 2022, 14:05 Не зря же они балласт принимают, когда без груза.
Балласт берется разный и разных значений . Буксиры чтоб увеличить упор винтов , сухогрузы для уменьшения бокового дрейфа от ветра и чтоб дизеля на волне не надрывались , носовой балласт берется для притопления подруливающего устройства . Бортовой для выравнивания крена при частичной разгрузке и авариях . Кормовой на порожняке для эффективного руления . На подлодках для изменения плавучести и дифферента . На крейсерах для выравнивания корпуса при повреждениях и выравнивании во время затопления горящих арт погребов и отсеков . В остальном порожняк высчитан с завода и им можно пользоваться даже при цунами . Парусники жидкий балласт не используют .
Есть еще одна гидродинамическая фишка - носовой бульб . Он работает не обтеканием а передвижением масс воды измещением , в задранном состоянии скоростная характеристика корпуса ухудшается . По сравнению с острым форштевнем штука довольно тупая но вытаскивать ее из воды не стоит
2022-6-18 23-42-10.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3468
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение МВП »

И все таки для чего балласт судну в шторм если оно создается непотопляемым никакой волной даже при условии повреждения некоторых отсеков .

Если есть возможность спрятаться и отстояться то всегда используется . В чем заключается сия безопасность . Да просто через пять часов ты останешься без главных двигателей и с етим современная инженерия справится не может . Кроме паросиловых машин крейсеров которые шлындят где не попадь в любую погоду на полном ходу пока их не пристрелят . Вот и все различие меж военным и гражданским .

Судно в балласте . Без балласта у него при прохождении через волну будет выскакивать то нос то корма .
2022-6-19 8-35-4.png
, резко изменяются характеристики гребного винта, работающего в условиях косого потока воды при изменяющейся глубине погружения. При качке повышается тормозящее действие пера руля, которое начинает отклоняться от диаметральной плоскости для удержания судна на заданном курсе. Эти факторы приводят к частым изменениям крутящего момента гребного винта. В условиях 7-балльного шторма момент может возрастать на 40 - 50%, что приводит к большим перегрузкам двигателя. Одновременно вследствие роста сопротивления скорость судна падает на 20 - 30%.

В таких условиях главный двигатель выходит на неустановившийся режим работы, характеризующийся изменением механической и тепловой напряженности рабочих узлов и деталей. Анализ работы двигателя по изменению характеристик (рис. 10,9) показывает, что работа на номинальной нагрузке при номинальной частоте вращения (точка 1) недопустима, так как даже незначительное увеличение сопротивления приводит к смещению режима влево на внешней характеристике ha1 и значительным перегрузкам двигателя.

2022-6-19 8-26-44.png
Перевожу на понятный язык . Винт выскакивая из воды теряет упор и топливная рейка задвинутая на максимальную подачу ведет ДВС в разнос . Регулятор уводит ее в положение срочно стоп и тут же набегающая волна грузит винты до предела потери оборотов в положении стоп , регулятор перелетает в положение полной подачи и тут опять выскакивают винты .
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Oleg_P
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 11 ноя 2018, 15:17
Имя: Олег
Откуда: Челябинск
Возраст: 63

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Oleg_P »

МВП писал(а): 19 июн 2022, 08:17...Перевожу на понятный язык . Винт выскакивая из воды теряет упор и топливная рейка задвинутая на максимальную подачу ведет ДВС в разнос . Регулятор уводит ее в положение срочно стоп и тут же набегающая волна грузит винты до предела потери оборотов в положении стоп , регулятор перелетает в положение полной подачи и тут опять выскакивают винты .
Здравствуй МВП !
Балласт-балласт...
Когда вездеход идет по берегу моря, все эти волновые прелести остаются, а от непонятного рельефа под ходовой частью лови ещё больше непредсказуемости. Тут балластные фокусы должно довести до абсурда: Плавучесть вообще объявить вредно-ненужной :oops: А балластную воду вкачать непосредственно В КОЛЕСА :shock:
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Безопасная конструкция вездехода

Сообщение Voland4x4 »

Чем ниже центр тяжести у чего-либо, тем оно более устойчивое или остойчивое при всех равных. Для вездехода с водоизмещающим кузовом мне видится следующее решение. В зависимости от компоновки свободное место в лодке разделить на несколько секций, с перегородками. Чтобы на практике с точки зрения физики это выглядело как балласт состоящий из бутылок с водой. Как принимать воду, как сливать или вытеснять это уже дело десятое, важен сам принцип. И представляется что в большинстве случаев при преодолении водных преград будет иметь смысл принимать балласт. Если вдуматься, балласт может пригодится и при выходе на крутой берег, и при езде с большими кренами и уклонами. [:})

Вернуться в «Философия вездеходостроения»