Бортповоротный 6х6

Открытое проектное бюро по созданию и проектированию вездеходов на шинах низкого давления.
(Футуристические проджекты - приветсвуются)

Модераторы: andyfix, новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Бортповоротный 6х6

Сообщение Voland4x4 »

Всех приветствую. Задумался о постройке вездехода. Цели и задачи - ну как обычно, чтобы самый лучший :))) У нас в Крыму особенно мест со слабонесущими поверхностями нет, разве только зимой в горах (снег, переметы), но все равно хочется ездить спокойно там, где внедорожники копаются в колеях и тянутся на глиняных подъемах. Ну и по стране поездить, пригодится :) В связи с этим вырисовалась концепция. Во-первых бортповоротный, как имеющий, на мой взгляд, лучшее соотношение по внутреннему пространству к габаритным размерам, и возможность отказаться от подвески, с целью уменьшения веса. Во-вторых с роликовым приводом. Преимущества всем известны, плюс прельщает идея передать момент на третью пару колес малой кровью, всего лишь установкой дополнительных "ленивых" роликов, что плюс к экономии массы. Минусы роликового привода попробую победить использованием обычного автомобильного пневматического колеса в качестве ролика. Можно будет и давление менять, и обмерзать, по идее, не должно. Ну и регулировать давлением силу прижима. В третьих 6х6. У нас горы, короткий 4х4 кмк был бы весьма склонен к переворотам. Плюс относительная масса меньше чем у аналогичного 4х4, за счет простоты привода третьей пары колес, что плюс к плавучести.

Поворот планетарный, ДВС -трансмиссия - ВАЗ задний привод + две КПП + ГП Волга или Газель или ВАЗ передний привод со своей КПП + ГП Волга. Колеса.... Тут вопрос - с одной стороны чем больше тем лучше, но с другой стороны это выше центр тяжести, и меньше места в кабине (из-за большей ширины колес). Осадку на воде хотелось бы получить меньше клиренса :oops: который планируется примерно на оси колес +5-7 см. Весьма впечатлило видео с новым Странником на маленьких катках 900 мм ширины, но они как-то совсем лысые, только для болот кмк. В общем за неимением больших средств рассматриваю ободрыши К-70, КФ-97, ОИ-25. Не разобрался пока что из этого предпочтительнее по соотношению водоизмещение/вес в сборе. Буду благодарен советам.

Еще очень хотелось бы максимально использовать готовые узлы и агрегаты от автотехники. Вопрос по ступицам - многие делают каракаты на жигулевских мостах, но для бортповорота на колесах 1000-1200, еще и 6х6, наверное предпочтительнее ступицы УАЗ а лучше Газель? Жигулевские поломает? Самодельные отпадают ввиду отсутствия токарного и адекватных токарей поблизости.
mmcl200
Администратор
Сообщения: 9618
Зарегистрирован: 24 фев 2009, 13:29
Имя: Денис
Откуда: Санкт-Петербург

Бортповоротный 6х6

Сообщение mmcl200 »

:shock: да? Бортоповорот 6х6 на роликовом приводе? С ленивцем? Собрать все минусы обоих типов машин в одной? Вот это агрегат саморазрушающий будет! Запас попкорн, занял место в первом ряду!
Samstan
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 авг 2021, 20:53
Имя: Василий
Откуда: Вологда

Бортповоротный 6х6

Сообщение Samstan »

У тракторов соотношение базы к колее 1,5 уже затрудняет поворот, надо это учесть.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Бортповоротный 6х6

Сообщение Voland4x4 »

Samstan писал(а): 10 сен 2021, 21:05 У тракторов соотношение базы к колее 1,5 уже затрудняет поворот, надо это учесть.
Это да, спасибо. Колея планируется примерно 2 метра, в зависимости от колес. База около 3-х, +-.
Samstan
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 авг 2021, 20:53
Имя: Василий
Откуда: Вологда

Бортповоротный 6х6

Сообщение Samstan »

По ступицам конечно УАЗ. Или цапфы приделать или от ЗМ отрезать и приварить к трубе. Но надо б сначала подумать над тем что горы, а 6х6 да без подвески страшная коровяка, может 4х4 с базой 3м, лучше поедет. А между осями батоны опускные для плавучести или лодка герметичная. Видео много ведь есть, рекламные в основном и ничего не показано естественно.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Бортповоротный 6х6

Сообщение Voland4x4 »

4х4 с базой 3 метра на роликовом приводе не получится, наверное. Колеса сильно большие нужны :) Лодка скорее всего будет, но не особенно хотелось бы. По болотам ездить не приходилось, но после просмотра роликов где бортповоротные ковыряютя в болоте, создалось впечатление, что клиренс должен быть выше ватерлинии, чтобы ровное дно не прилипало к жиже. А сильно большие плавучие колеса обеспечивают плавучесть при значительном погружении, из-за своей высоты. Широкие (600-700-800), умеренно высокие (1200+-) с развитым протектором видятся предпочтительнее, но такие не попадались пока на просторах интернета.
Varnas
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 23 окт 2020, 20:16
Имя: Дарюс
Откуда: Вилнюс
Возраст: 45

Бортповоротный 6х6

Сообщение Varnas »

Луче ненадо так.
1 - автомбильное колесо будет проскальзывать по роликам. Проскакивает ролики и по шинам Тром16 а тут....Тем боле горы - понядобитса максимальная тяга. Тофаларовцы пробовали делать роликовый шести колесник, с подвеской, для участия в ВТ2020. Но лиш собрали столько недостатков, что на ВТ2021 поехали на гусеничнике 2019 года.
2- Бесподвесочный на на трех осях....Хуже непридумаеш - на зацеплении больше 3 колес редкость (для неровного грунта). Да и перед препятсвия дает поднятие концов корпуса практически в два раза больше чем у двухосника.
3 - Бесподвесочными были и Гарагашяновские чебураторы. Если уж так важны малые размеры и большой обьем - то можно делать вездеход с малым углом поворота передних колес и торможением борта для поворота на ограниченном пространстве. Вот ксати неплохой апарат для подражания . С 8 07 смотреть. И подвеска есть, но несмотря на ето прост как пробка.
Vladislav
Сообщения: 384
Зарегистрирован: 10 дек 2018, 15:44
Имя: Владислав
Откуда: Магадан
Возраст: 36

Бортповоротный 6х6

Сообщение Vladislav »

Уазовские ступицы нередко ломаются на вездеходах автомобильной схемы на колесах 1200+ и большим вылетом.
Учитывая что подвески небудет, думается недолго они проживут.
Схема с ленивцами на первый взгляд простая, но нежизнеспособна так как ведущие ролики будут воспринимать нагрузку не только со второй оси, но и с третьей через эти самые ленивцы. Пробуксовка обеспечена 💯%
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Бортповоротный 6х6

Сообщение Voland4x4 »

Varnas писал(а): 10 сен 2021, 22:05 Луче ненадо так.
Автомобильное колесо и будет в качестве ролика. С возможностью регулировать прижим механически или давлением. В принципе можно добиться, что буксовать оно не сможет в принципе. Как мне представляется, получится что основные колеса это просто посредник между приводными роликами/колесами и поверхностью. В автомобилях зацеп колеса обусловлен массой авто, размером шины, давлением, коэф.сцепления, в моем случае гипотетическую массу авто можно сделать любой, в разумных пределах, конечно.

Тофаларовцы кмк сильно перемудрили с подвеской. В итоге ролики постоянно пробуксовывали. Но может это на видео просто так показалось.

2. Поднятие концов вездехода больше, а общий градус наклона вездехода 6х6 меньше чем у 4х4 при преодолении препятствия первой парой колес, на второй паре градус сравнивается, а дальше может быть и легче - передок будет перевешивать, третьей оси будет совсем легко. Мои измышления конечно, но надо пробовать.

3. Спасибо за видео, познавательно. Не нравятся элементы подвески снаружи вездехода, доступные механическим повреждениям, это минус надежность однозначно.
Vladislav писал(а): 11 сен 2021, 00:41 Уазовские ступицы нередко ломаются на вездеходах автомобильной схемы на колесах 1200+ и большим вылетом.
Учитывая что подвески небудет, думается недолго они проживут.
Схема с ленивцами на первый взгляд простая, но нежизнеспособна так как ведущие ролики будут воспринимать нагрузку не только со второй оси, но и с третьей через эти самые ленивцы. Пробуксовка обеспечена 💯%
Ну так мост на УАЗе и есть неподрессоренная масса, ей и так постоянно достается. А вылет хочу сделать пропорционально штатному. Чтобы ступица работала в штатном режиме, по крайней мере касаемо консольных нагрузок.
Samstan
Сообщения: 999
Зарегистрирован: 13 авг 2021, 20:53
Имя: Василий
Откуда: Вологда

Бортповоротный 6х6

Сообщение Samstan »

Voland4x4, надо всё ещё раз взвесить стоит-ли делать бортоповорот для горных условий и ещё три оси с роликовым приводом.
Varnas
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 23 окт 2020, 20:16
Имя: Дарюс
Откуда: Вилнюс
Возраст: 45

Бортповоротный 6х6

Сообщение Varnas »

Voland4x4 писал(а): 11 сен 2021, 08:35 Автомобильное колесо и будет в качестве ролика. С возможностью регулировать прижим механически или давлением. В принципе можно добиться, что буксовать оно не сможет в принципе. Как мне представляется, получится что основные колеса это просто посредник между приводными роликами/колесами и поверхностью. В автомобилях зацеп колеса обусловлен массой авто, размером шины, давлением, коэф.сцепления, в моем случае гипотетическую массу авто можно сделать любой, в разумных пределах, конечно.
Конешно можно исключить проскальзывание силой прижима. Толко вот нюанс - сопротивление качению изза деформации колеса. И на месте ролика колесо деформируетса на большую величину, чем при контакте с почвой. Получаетса что вездеход постоянно через бревно переезжает. Есть роликовый вездеход ТРОМ 8 - вершина развития роликовых машин. И что имеем? Експериментальная версия с регулируемым пржимом показала примерно на 30-40 процентов меньший расход топлива. И ето при шестеренчатном ролики и соответсвующем протекторе, который позволят передавать крутящий момент с минимальным прижимом. Кстати обычные шины при таком режиме работы долго неживут...
Voland4x4 писал(а): 11 сен 2021, 08:35 Тофаларовцы кмк сильно перемудрили с подвеской. В итоге ролики постоянно пробуксовывали. Но может это на видео просто так показалось.
Тофаларовцы вобще цирк сделали. Боптоповоротный с минимальном прижымом роликов на ровном месте. Так при бортовом поовроте требуетса тяга как при поезде в гору. То есть в гору на минимальном прижиме. Умно!
Voland4x4 писал(а): 11 сен 2021, 08:35 2. Поднятие концов вездехода больше, а общий градус наклона вездехода 6х6 меньше чем у 4х4 при преодолении препятствия первой парой колес, на второй паре градус сравнивается, а дальше может быть и легче - передок будет перевешивать, третьей оси будет совсем легко. Мои измышления конечно, но надо пробовать.
Мда.... Имеем два вездехода с одинакого базой. Водитель посередине. Перезд через бревно пол метра. Перед поднимаетса на 0,5 метра, середина на 0,25 метра. Ето очевидно или нет? Дале то же самое с задней осью. А в случии трехосника середина вздехода поднимаетса на 0,5 метра.
Voland4x4 писал(а): 11 сен 2021, 08:35 Не нравятся элементы подвески снаружи вездехода, доступные механическим повреждениям, это минус надежность однозначно.

У вездеход еще колеса снаружи. Пакет рессор повредить труднее.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Бортповоротный 6х6

Сообщение Voland4x4 »

Varnas, низкий КПД роликового привода это я признаю, и бюджетно, без увеличения веса, его не победить, к сожалению. Насчет живут - не живут; - нужны ресурсные испытания.
Varnas писал(а): 11 сен 2021, 14:34
Мда.... Имеем два вездехода с одинакого базой. Водитель посередине. Перезд через бревно пол метра. Перед поднимаетса на 0,5 метра, середина на 0,25 метра. Ето очевидно или нет? Дале то же самое с задней осью. А в случии трехосника середина вздехода поднимаетса на 0,5 метра.
Ну, в конечном итоге оба вездехода поднимутся на полметра. Но угол атаки, если можно так назвать, в варианте 6*6 будет меньше, при наезде на бревно первой осью, при этом средняя ось вывесится, потом, при наезде на бревно, сработает как центр балансира, передок перевесит, задней оси будет легче, она по сути будет только заталкивать вездеход на бревно.
Varnas писал(а): 11 сен 2021, 14:34
У вездеход еще колеса снаружи. Пакет рессор повредить труднее.
Рычаги, шаровые или шкворня. Про цепи молчу. Хотя в целом не являюсь их противником. Ну и центр тяжести.
Аватара пользователя
Алексей Сургут
Сообщения: 2441
Зарегистрирован: 11 июл 2008, 04:15
Откуда: Сургут

Бортповоротный 6х6

Сообщение Алексей Сургут »

Автор,просто забудьте про этот проект.Время зря потратите. 66 мосты,передний и задний,двигатель с автоматом с переднеприводной КПП от 1,5 до 2 литров и раздатка от БТР 70 .Рессоры обязательно. Амортизаторы и ГУР тоже. Шины размером от 1600 мм диаметром.Остальное -по желанию. Будете ездить и радоваться. А ваш проект-вообще будет чудо,если с гаража то нормально выедет.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Бортповоротный 6х6

Сообщение Voland4x4 »

Собственно, для понимания процесса сделал бета-версию 4х4 на основе мотоблока.



Это один из первых выездов, просто для понимания происходящего. Потом была поездка в горы, на подъеме размоины, диагоналки, большие камни. Нива в стандарте или УАЗ поднялись бы, наверное, но вполне с адреналином. Сложности были, в основном касаемо слишком низкого передаточного, не хватало пониженной. Двигатель глох в местах где надо было потихоньку проезжать. Но в том же положении, на одном-двух колесах повозка трогалась практически без пробуксовки, как основных колес, так и роликов. Пару раз становилась на задние колеса (привет каркас). Ну и жестко конечно, колеса от буса, давление 0.4. Но пробуксовки роликов замечено не было. К сожалению было не до съемок. Так что схема имеет право быть, кмк.
Voland4x4
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: 29 авг 2021, 06:10
Имя: Олег
Откуда: Крым
Возраст: 42

Бортповоротный 6х6

Сообщение Voland4x4 »

Алексей Сургут писал(а): 11 сен 2021, 17:22 Автор,просто забудьте про этот проект.Время зря потратите. 66 мосты,передний и задний,двигатель с автоматом с переднеприводной КПП от 1,5 до 2 литров и раздатка от БТР 70 .Рессоры обязательно. Амортизаторы и ГУР тоже. Шины размером от 1600 мм диаметром.Остальное -по желанию. Будете ездить и радоваться. А ваш проект-вообще будет чудо,если с гаража то нормально выедет.
Алексей, при всём уважении, но Вы же пошли другим путём? :oops:

Вернуться в «Проектное бюро»