Монопривод на 22" с двухступенчатым редуктором
Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200
Монопривод на 22" с двухступенчатым редуктором
Всем привет! Хочу поделиться с единомышленниками своим проектом
Небольшое предисловие.
Началось все со случайно найденного на YouTube видео зиниской "Таруси" - посмотрел и загорелся идеей постройки полноприводного мотовездехода. Но зининские "чертежи" - такие чертежи, что мне жалко людей, заплативших за них.
Начал изучать тему и уже построенные проекты: "Мопец", "Васюган", "Леший" и др. Главное, что смущает меня в аппаратах, построенных коллегами - это вес. На мой взгляд 100-120 кг для сверхмобильного внедорожного транспортного средства - это непозволительно много. В подростковом возрасте я много ездил на мотоциклах Минск, ИЖ и Урал по бездорожью Смоленщины, и очень хорошо помню, сколько удовольствия приносит вытягивание из засады даже очень легкого мотоцикла.
Еще у меня есть приличный опыт катания по бездорожью на автомобилях 4х4. Я много раз видел, как тяжеленные монстры на гигантских колесах и с мощными моторами пасуют там, где довольно легко пролезает малыш Suzuki Jimny или ЛуАЗ. Поэтому я убежден, что на бездорожье бОльшее значение имеет вес, габариты и маневренность (плюс опыт водителя), а только потом уже размер колес и мощность мотора.
Итак - цель: построить максимально простой по конструкции и легкий мотовездеход, которым бы было легко управлять, и который бы требовал минимум обслуживания.
На этапе проектирования столкнулся с тем, что на некоторые возникшие вопросы у меня нет ответа, поэтому решил отказаться от схемы 2х2 и сперва построить прототип-монопривод, а уже потом, обкатав некоторые решения, собрать полноприводный вариант.
В качестве двигателя решил выбрать классический стационарник-клон Honda GX200 на 6.5 л/с. Аргументы "за": простота конструкции, доступность запчастей, принудительное охлаждение, совместимость с большим количеством вариантов трансмиссии без особого "шаманства".
В трансмиссии решил использовать автоматическое сцепление. Аргументы "за": конструктивная простота, компактность и малый вес, надежность, легкость управления. Для проекта приобрел мотор Lifan 168F-2R c автоматическим сцелением и редуктором. Приводные звезды буду использовать готовые, для серийных мотоциклов. Остановился на JT Sprockets - стабильное качество и большой выбор количества зубов для экспериментов с передаточными числами.
Колеса взял на 22". Конечно, "катки" на 25-27" смотрятся гораздо эффектнее и дают больший дорожный просвет, но они слишком тяжелые и дорогие (а экономическую эффективность проекта тоже нужно принимать в расчет). Автомобильный опыт показал, что здоровенные "катушки" с развитым протектором часто только мешают движению, обрастая грязью и создавая дополнительное сопротивление. Поэтому я решил использовать простые и, главное, легкие пневматики на 22".
От подвески решил отказаться. Во-первых, шины должны обеспечить достаточную амортизацию на скоростях до 50-60 км/ч (люди же как-то ездят по проселку на велосипедах вообще без подвески). Во-вторых, меньше деталей - меньше вес. Для чуть большего комфорта водителя решил подпружинить седло, как это было сделано на многих олдскульных мотоциклах. Возможно, в будущем передняя вилка получит амортизацию, но это решение буду принимать после испытаний.
Рама из стального профиля 40х20, дуплексная. Все агрегаты будут максимально убраны внутрь рамы, чтобы ничего не торчало. Тормоза дисковые, от скутера, на заднем колесе.
Вот как все было на первом этапе строительства:
После создания 3D модели будущего аппарата построил стапель для сварки рамы. Конструкцию стапеля подсмотрел у американских мото-кастомайзеров, благо у них богатый опыт:
Закрепил детали на стапеле и обварил:
Ступицы:
Сделал простенький стенд для сборки и принялся собирать все воедино:
Небольшое предисловие.
Началось все со случайно найденного на YouTube видео зиниской "Таруси" - посмотрел и загорелся идеей постройки полноприводного мотовездехода. Но зининские "чертежи" - такие чертежи, что мне жалко людей, заплативших за них.
Начал изучать тему и уже построенные проекты: "Мопец", "Васюган", "Леший" и др. Главное, что смущает меня в аппаратах, построенных коллегами - это вес. На мой взгляд 100-120 кг для сверхмобильного внедорожного транспортного средства - это непозволительно много. В подростковом возрасте я много ездил на мотоциклах Минск, ИЖ и Урал по бездорожью Смоленщины, и очень хорошо помню, сколько удовольствия приносит вытягивание из засады даже очень легкого мотоцикла.
Еще у меня есть приличный опыт катания по бездорожью на автомобилях 4х4. Я много раз видел, как тяжеленные монстры на гигантских колесах и с мощными моторами пасуют там, где довольно легко пролезает малыш Suzuki Jimny или ЛуАЗ. Поэтому я убежден, что на бездорожье бОльшее значение имеет вес, габариты и маневренность (плюс опыт водителя), а только потом уже размер колес и мощность мотора.
Итак - цель: построить максимально простой по конструкции и легкий мотовездеход, которым бы было легко управлять, и который бы требовал минимум обслуживания.
На этапе проектирования столкнулся с тем, что на некоторые возникшие вопросы у меня нет ответа, поэтому решил отказаться от схемы 2х2 и сперва построить прототип-монопривод, а уже потом, обкатав некоторые решения, собрать полноприводный вариант.
В качестве двигателя решил выбрать классический стационарник-клон Honda GX200 на 6.5 л/с. Аргументы "за": простота конструкции, доступность запчастей, принудительное охлаждение, совместимость с большим количеством вариантов трансмиссии без особого "шаманства".
В трансмиссии решил использовать автоматическое сцепление. Аргументы "за": конструктивная простота, компактность и малый вес, надежность, легкость управления. Для проекта приобрел мотор Lifan 168F-2R c автоматическим сцелением и редуктором. Приводные звезды буду использовать готовые, для серийных мотоциклов. Остановился на JT Sprockets - стабильное качество и большой выбор количества зубов для экспериментов с передаточными числами.
Колеса взял на 22". Конечно, "катки" на 25-27" смотрятся гораздо эффектнее и дают больший дорожный просвет, но они слишком тяжелые и дорогие (а экономическую эффективность проекта тоже нужно принимать в расчет). Автомобильный опыт показал, что здоровенные "катушки" с развитым протектором часто только мешают движению, обрастая грязью и создавая дополнительное сопротивление. Поэтому я решил использовать простые и, главное, легкие пневматики на 22".
От подвески решил отказаться. Во-первых, шины должны обеспечить достаточную амортизацию на скоростях до 50-60 км/ч (люди же как-то ездят по проселку на велосипедах вообще без подвески). Во-вторых, меньше деталей - меньше вес. Для чуть большего комфорта водителя решил подпружинить седло, как это было сделано на многих олдскульных мотоциклах. Возможно, в будущем передняя вилка получит амортизацию, но это решение буду принимать после испытаний.
Рама из стального профиля 40х20, дуплексная. Все агрегаты будут максимально убраны внутрь рамы, чтобы ничего не торчало. Тормоза дисковые, от скутера, на заднем колесе.
Вот как все было на первом этапе строительства:
После создания 3D модели будущего аппарата построил стапель для сварки рамы. Конструкцию стапеля подсмотрел у американских мото-кастомайзеров, благо у них богатый опыт:
Закрепил детали на стапеле и обварил:
Ступицы:
Сделал простенький стенд для сборки и принялся собирать все воедино:
Еще пара фоток:
В процессе работы над проектом решил отказаться от родного Lifan'овского редуктора и заменить его двуступенчатым от Polk'а. Благодаря этому у мотовездехода появится "понижайка", и можно будет выбирать режим работы трансмиссии в зависимости от состояния дороги. Это также уберет часть недостатков трансмиссии с автоматическим сцеплением, которое не любит работы на малых оборотах двигателя.
В процессе работы над проектом решил отказаться от родного Lifan'овского редуктора и заменить его двуступенчатым от Polk'а. Благодаря этому у мотовездехода появится "понижайка", и можно будет выбирать режим работы трансмиссии в зависимости от состояния дороги. Это также уберет часть недостатков трансмиссии с автоматическим сцеплением, которое не любит работы на малых оборотах двигателя.
Со временем мотовездеход обзавелся вилкой.
Траверсы вырезались из 8мм стали и получились адски тяжелыми. Это не вписывается в концепцию экономии веса , но другого материала под руками просто не было, да и время поджимает - хочется успеть закончить постройку до конца мотосезона.
"Хвост" и площадки под ноги будут переделываться. Площадки получились слишком большими и мешают человеку среднего роста ставить ноги на землю.
Траверсы вырезались из 8мм стали и получились адски тяжелыми. Это не вписывается в концепцию экономии веса , но другого материала под руками просто не было, да и время поджимает - хочется успеть закончить постройку до конца мотосезона.
"Хвост" и площадки под ноги будут переделываться. Площадки получились слишком большими и мешают человеку среднего роста ставить ноги на землю.
Установлен руль и седло. Седло взято от какого-то антикварного Урала - настоящий олдскул! Руль сварил сам. Не знаю, стоит ли его гнуть - мне такая форма очень нравится. Испытания покажут, насколько это удобно.
Седло подпружинено моднейшим амортизатором от велосипеда:
Теперь жду, когда приедет заказанный ранее высокопрочный крепеж, т.к. предварительная сборка сделана на обычном китайском со строительного рынка. Еще предстоит усилить раму в нескольких местах, переделать площадки для ног - и можно начинать финальную сборку. К середине октября надеюсь уже поехать.
Седло подпружинено моднейшим амортизатором от велосипеда:
Теперь жду, когда приедет заказанный ранее высокопрочный крепеж, т.к. предварительная сборка сделана на обычном китайском со строительного рынка. Еще предстоит усилить раму в нескольких местах, переделать площадки для ног - и можно начинать финальную сборку. К середине октября надеюсь уже поехать.
Трубогиб для постройки вездеходов и другой техники: купить здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь
Сейчас масса этого аппарата чуть больше 60 кг. Итоговая, с крыльями и капотировкой, должна получиться около 80 - многовато, но есть понимание, за счет чего можно снизить вес.ИванS писал(а):Раму собрать из алю профиля...
Можно было все варить из алюминиевого профиля с самого начала (благо, есть чем), но доступный профиль из сплава АД31 слишком хлипкий, на мой взгляд, для его использования в качестве рамы для транспортного средства. А еще у него грани острые, в отличие от стального. Следующую раму я буду делать либо из круглой стальной трубы (благо, теперь есть нормальный трубогиб), либо из трубы АМг, если получится ее купить по нормальной цене.
Сама по себе рама сейчас получилась не очень тяжелой. Слишком большой вес у траверс и, особенно, у ступиц. Вот там точно нужно использовать алюминий - можно будет процентов на 30 снизить массу.
- Копай
- Сообщения: 988
- Зарегистрирован: 30 янв 2013, 13:40
- Репутация: 0
- Имя: 89160840594
- Откуда: Киров->Железнодорожный(МО)
- Контактная информация:
<Горыныч>
Почему на раму не исспользовали профиль 20х20? При пространственной раме его прочности достаточно. Руль поуже нужно. Сидуха с урала тяжелая. С площадками под ноги я опять не соглашусь. Траверсы можно было сделать коробчатого типа из более тонкого металла.
А в целом
Почему на раму не исспользовали профиль 20х20? При пространственной раме его прочности достаточно. Руль поуже нужно. Сидуха с урала тяжелая. С площадками под ноги я опять не соглашусь. Траверсы можно было сделать коробчатого типа из более тонкого металла.
А в целом
КИТ-комплект Леший 2х2М viewtopic.php?p=371654#371654
Леший 2х2М viewtopic.php?t=9935
Леший 2х2 viewtopic.php?t=8814
т.т. 8-916-084-0594, 8-953-675-2263
Леший 2х2М viewtopic.php?t=9935
Леший 2х2 viewtopic.php?t=8814
т.т. 8-916-084-0594, 8-953-675-2263
- Алексей Ка
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 05 сен 2013, 17:19
- Репутация: 8
- Откуда: Рязань
- argon84
- Недобрый
- Сообщения: 2372
- Зарегистрирован: 11 апр 2013, 15:26
- Репутация: 123
- Имя: Андрей
- Откуда: Москва
Выглядит монументально!
Соберешься покататься дай знать! Я не сильно далеко, может подтянусь. А то одному скучно...
Соберешься покататься дай знать! Я не сильно далеко, может подтянусь. А то одному скучно...
Правила, инструкции, как вставить фото и видео: viewforum.php?f=330
Копай
Алексей Ка
Квадратный профиль мне показался хиловатым - он же вообще руками гнется )) И еще хотелось сделать конструкцию, которая бы отличалась от того, что делали другие. Ну так, спортивного интереса ради
И, опять же, как справедливо заметил argon84, смотрится монументально
От монументальных траверс в дальнейшем можно вообще отказаться и сделать вилку с подвеской параллелограммного типа с таким же амортизатором, как сейчас под седлом стоит. По предварительной оценке такая конструкция будет весить меньше, чем нынешняя "сухая" вилка. Осталось только придумать, как ее с полным приводом скрестить. Собственно поэтому я и стал строить сперва монопривод, чтобы кое-какие детали для себя прояснить.
Тяжелое Ураловское седло можно заменить на самодельное такого же типа - это не проблема. Сейчас главная задача - поехать. Как говорится "сделанное сегодня лучше, чем идеальное завтра".
argon84, как только этот аппарат сможет самостоятельно передвигаться, обязательно замутим покатушки.
P.S. Мужики, давайте на "ты" в дальнейшем, ладно?
Алексей Ка
Квадратный профиль мне показался хиловатым - он же вообще руками гнется )) И еще хотелось сделать конструкцию, которая бы отличалась от того, что делали другие. Ну так, спортивного интереса ради
И, опять же, как справедливо заметил argon84, смотрится монументально
От монументальных траверс в дальнейшем можно вообще отказаться и сделать вилку с подвеской параллелограммного типа с таким же амортизатором, как сейчас под седлом стоит. По предварительной оценке такая конструкция будет весить меньше, чем нынешняя "сухая" вилка. Осталось только придумать, как ее с полным приводом скрестить. Собственно поэтому я и стал строить сперва монопривод, чтобы кое-какие детали для себя прояснить.
Тяжелое Ураловское седло можно заменить на самодельное такого же типа - это не проблема. Сейчас главная задача - поехать. Как говорится "сделанное сегодня лучше, чем идеальное завтра".
argon84, как только этот аппарат сможет самостоятельно передвигаться, обязательно замутим покатушки.
P.S. Мужики, давайте на "ты" в дальнейшем, ладно?
Трубогиб для постройки вездеходов и другой техники: купить здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь
Копай, а что не так с площадками под ноги?
Я согласен с тем, что в нынешнем своем виде они не безопасны для водителя (можно при падении ногу повредить), но в дальнейшем они будут уменьшены по длине почти вдвое и по ширине на 15-20 мм. Благодаря этому не будет никаких проблем с постановкой ноги на землю.
Я согласен с тем, что в нынешнем своем виде они не безопасны для водителя (можно при падении ногу повредить), но в дальнейшем они будут уменьшены по длине почти вдвое и по ширине на 15-20 мм. Благодаря этому не будет никаких проблем с постановкой ноги на землю.
Трубогиб для постройки вездеходов и другой техники: купить здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь
103 - в triport.ru, они по 3 тыс. с копейками за колесо с диском были.
Трубогиб для постройки вездеходов и другой техники: купить здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь
Рули для 2х2 и мотовездеходов по вашим эскизам: заказать здесь