Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Азбука для изобретателя пневмохода. Изобретение без ошибок.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Аватара пользователя
Bookvoed
Администратор
Сообщения: 1626
Зарегистрирован: 02 июл 2008, 14:40
Имя: Сергей
Откуда: Санкт-Петербург

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение Bookvoed »

Уважаемые коллеги!
Навеяло обсуждением глиссирующего пневмохода и высказываний уважаемого Юрича по поводу роста размеров/объема/массы вездехода и зависимостей этого роста.
Напомню: при увеличении размеров объекта в 2 раза, его объем и масса вырастут в 8 раз, применительно к вездеходам это самым пагубным образом скажется на проходимости.

На мой взгляд это не полностью применимо к нашей технике.
Часть своей жизни вездеход проводит погрузившись в грязь или воду, и вот тут кратный рост объема например колес или кузова - лодки оказывается крайне полезен т.к. позволяет эту увеличившуюся массу распределить на увеличившиеся ( в той же степени) несущие объемы.

Конечно все не так просто и однозначно, в пограничных условиях, когда важно удельное давление на поверхность, увеличение пятна контакта не дает такого выигрыша т.к. оно увеличивается не пропорционально кубу как масса, а только квадрату, и удельное давление растет быстрее площади опоры.

Как то так. Начинайте кидать тапки :P

Изображение
Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственность действительности (В.И.Ленин, Полн. собр. соч. 29, 195)
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3467
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение МВП »

Bookvoed писал(а): 16 апр 2021, 13:16 и вот тут кратный рост объема например колес или кузова - лодки оказывается крайне полезен
Конечно полезен . Но не приводу . Маленькая радио игрушка способна на чудеса тяги (может тащить на буксире около десятка подобных) , проходимости и грузоподьемности (на крыше может транспортировать аналог не теряя вездеходных качеств ) . Стоит увеличить модель в два раза , редуктора и полуоси требуют уже прочного металла . Но она все еще легко мчится таская не соразмерно тяжелые батарейки . С масштабируем до белаза . Колеса те же но что в них не то ? Оси . А сможет он так помчаться по карьеру ?
Зависимость распространяется на все, даже на детали мотора . Если изготовить точную копию мопедного мотора увеличенную в 10 раз , его разорвет как бомбу при наборе оборотов .
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение Aлексей »

Bookvoed писал(а): 16 апр 2021, 13:16 Напомню: при увеличении размеров объекта в 2 раза, его объем и масса вырастут в 8 раз
Нельзя бездумно различные законы физики переносить на объекты с разными физическими свойствами.
То что верно для слитка золота, может не подходить, в частности, для наших вездеходов.

Поясню на примере -
Имеем открытый вездеход , в виде шасси - размером 2мх1мх1м, объемом 2 метра кубических, весом 2 тонны.
Увеличиваем его размер в два раза, надстроив будку из пенопласта.
Получаем увеличение объема в 8 раз. ( 16 м3)
Очевидно что после этих манипуляций общая масса вездехода не вырастет до 16 тонн.
Алексей http://kolamap.ru/
Аватара пользователя
didulya
Сообщения: 3352
Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
Имя: Михаил
Откуда: Вологодская,Сокол

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение didulya »

Aлексей писал(а): 16 апр 2021, 15:31 надстроив будку
А если "будка" будет несущей конструкцией ? В противном случае её вес надо относить уже к грузоподъёмности вездехода.Шасси +тара+ товар/груз.Брутто/нетто. :)))
Ребята давайте жить дружно.🐌
Аватара пользователя
Юрич
Сообщения: 3667
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 20:37
Имя: Геннадий
Откуда: Тольятти

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение Юрич »

Bookvoed писал(а): 16 апр 2021, 13:16 Конечно все не так просто и однозначно, в пограничных условиях, когда важно удельное давление на поверхность, увеличение пятна контакта не дает такого выигрыша т.к. оно увеличивается не пропорционально кубу как масса, а только квадрату, и удельное давление растет быстрее площади опоры
Вот, всё сам и описал!
Еще грачевский ЗиЛ-135 доказал, что для снега нужны огромные колеса и их должно быть много. Диаметр полтора метра и клиренс свыше 60 см удовлетворяют 70%...80% условий движения по снегу. Опа! :)-)):
А если больше и выше? Да поедет лучше в до 95% условий...но есть опасность и непроходимости, пусть в 5%, но есть!
Значит лебедка таки нужна. Там лебедка и здесь лебедка, но там 10-тонная, а здесь уже тонн на 15! А топлива сколько будет расходовать, а как далеко уехать сможет, а повезет намного больше или самого себя, и то, с трудом!?
Почему войсковые вездеходы не растут по колесам, а растут по числу осей? Почему колесные машины не растут по габаритам, как карьерные самосвалы? А потому что дороги рассчитаны в большинство своем на 2,5...2,7 метра габарита, и расстояние между деревьями в лесу редко бывает меньше 2,5 метров! Значит машине в таком габарите меньше придется ждать разъезда на дороге и валить деревья в лесу. И это хорошо, нам ведь ехать и везти надо, а не просеки с колеёй топтать!

Вот, уже появились колеса под два метра. Дождемся, когда на них мега-квадр построят и увидим, наконец, как этот монстр "круто" поедет!

Для плавания тоже не только водоизмещение важно. Есть еще площадь миделя, величина осадки и гидродинамическое сопротивление. И оно растет, если правильно помню, с квадратом скорости судна.
200 л.с. - хорошо, просто замечательно! У некоторых легкомоторных самолетов 200 сил. И у некоторых самоходных барж тоже 200 сил, но скорость никакая и волна метровая до берегов водохранилища!
http://жюторг.рф - лучшие решения для твоего пневмохода
Аватара пользователя
didulya
Сообщения: 3352
Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
Имя: Михаил
Откуда: Вологодская,Сокол

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение didulya »

Юрич, Не обобщай.Кому надо под определённые условия ,тот для себя и строит на двухметровых.
Ломиться через лес плохо на любом вездеходе,даже на мотобуксе не везде пролезешь,а тяжелый везд примнет и березки и ивняк.Кому как хорошо ,тот на том и рулит.
Ребята давайте жить дружно.🐌
Аватара пользователя
Юрич
Сообщения: 3667
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 20:37
Имя: Геннадий
Откуда: Тольятти

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение Юрич »

didulya писал(а): 16 апр 2021, 18:30 а тяжелый везд примнет и березки и ивняк.
А танк примнет и сосенки и дубы...на танке хорошо!
http://жюторг.рф - лучшие решения для твоего пневмохода
Varnas
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 23 окт 2020, 20:16
Имя: Дарюс
Откуда: Вилнюс
Возраст: 45

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение Varnas »

Bookvoed писал(а): 16 апр 2021, 13:16 Конечно все не так просто и однозначно, в пограничных условиях, когда важно удельное давление на поверхность, увеличение пятна контакта не дает такого выигрыша т.к. оно увеличивается не пропорционально кубу как масса, а только квадрату, и удельное давление растет быстрее площади опоры.
Вот только нюанс - путь удельное давление растет линиейно, но и колесо в два раза больше может в два раза глубже погружатса и сохранинии такого же угла наезда на грунт. А если учесть что в большинстве грунтов увеличение дваления в два раза неозначает проваливания в два раза больше, то в два раза увелиенный вездеход может обладать и большей прохожимостью. А может и меньшей - если брать условия типа болотного ковра, снега с настом и тд.
Аватара пользователя
МВП
Сообщения: 3467
Зарегистрирован: 19 окт 2010, 19:08
Откуда: Сызрань

Закон квадрата и куба применительно к вездеходам

Сообщение МВП »

Varnas писал(а): 19 апр 2021, 14:28 то в два раза увелиенный вездеход может обладать и большей прохожимостью.
С кубической то массой :))) в несколько тонн
к1.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Философия вездеходостроения»