Гора Народная март 2011г.

Фотоотчёты о путешествиях/поездках на Пневмоходах. Только полноразмерные репортажи.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Макар
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 31 июл 2010, 09:05
Откуда: Екатеринбург

Гора Народная март 2011г.

Сообщение Макар »

Это не совсем отчёт, это статья для июньского номера журнала OFF-ROAD-DRAVE. Здесь полная версия. Прошу не судить строго.
Статья.
Гора Народная – наивысшая точка всего Уральского хребта, находится на Приполярном Урале, высота 1895 м, своим названием обязана реке Народа, берущей своё начало, у её подножья.


Изображение

Изображение

Вид с вершины.
Это справка. Вряд ли, кого то впечатлит её высота, сложность восхождения или необычная красота самой горы, но так или иначе это моя третья попытка подняться туда. Горы это всегда стихия, они капризны и не предсказуемы. Гора может пустить, а может закрыть дорогу ураганным ветром, снежной пылью, нулевой видимостью и самая подготовленная экспедиция упрётся в глухую стену из непроницаемой белой мглы, в которой любой крик вязнет в бешеном шуме ветра и глазу не за что зацепиться. Небо и земля всё перемешано. Примерно так закончились мои первые две попытки подняться на Народную в 2003 и 2007 годах. Для Урала, такая погода в горах норма, даже если внизу всё тихо. Урал суров, а Приполярный Урал тем более, но в этот раз нам повезло. Погода нас откровенно баловала, днем до + 5 ночью до - 20, утром снежный наст для МАКАРа просто асфальт, небо ясное и ни ветерка. Так бывает в горах, наверное, раз в сто лет. Я не склонен рассматривать нашу экспедицию , как некое покорение горы на машинах, гора не строптивая кобылка, которую можно покорить, она стояла до нас миллионы лет и будет стоять, на этот раз она пустила, пустит ли ещё – не факт. Для машин это был ещё один этап испытаний в реальных условиях, для нас – совмещениё приятного с полезным. Забегая в перёд могу сказать - всё прошло как по маслу, ни одной поломки на всём протяжении маршрута , а общий пробег составил 1890 км.
Итак, попорядку.
В экспедиции участвовало 2 МАКАРа и один снегоход, задача снегохода разведка местности, выявление оптимального пути прохождения для машин в горах, общее количество участников 6 человек. Старт экспедиции 16 марта пос. Агириш ( Тюменская обл. ХМАО) предполагаемый финиш 28 марта в Екатеринбурге.
Несколько слов о самих машинах. Создание машин это отдельная история и я очень коротко постараюсь вам её поведать. Всё и всегда начинается с идеи. В чью то больную голову закрадывается мысль – а что если.., или, например – а вот хорошо бы…, и эта дурь не даёт покоя ни днём, ни ночью. Постепенно воображение рисует контуры будущего проекта, а те возможности , которые открываются с его реализацией, такие, что просто дух захватывает. Этот этап приятен тем, что ни кого, ни к чему не обязывает, но как приятно на досуге с друзьями, с пивком, да с рыбкой, погрузиться в обсуждение тех или иных нюансов будущего проекта. Большинство нормальных людей, собственно, этим этапом и ограничиваются, так как опустившись на грешную землю приходит понимание, что во первых – где взять деньги. Во вторых – время. В третьих – никто не гарантирует положительный результат приложенных усилий, дальше семья, работа, да и собственно, где этим заниматься. Последним отрезвляющим фактором является мнение любимой супруги по данному вопросу и в конце концов, чтобы муки творчества не мешали сидеть на попе ровно, нормальный человек всегда вовремя переведёт первоначальную идею из стадии жизненно необходимой в стадию отложенной на лучшие времена, в кои сия идея и канет.
В нашем случае всё намного серьёзнее. Первый этап, назовём его лирическим миновал быстро и безболезненно, как понос у младенца, наступил второй – организационный , деньги, время и место осуществления идеи. В нашем случае идея это снегоболотоход, с колёсной формулой 6Х6 на базе Тойота Ленд Крузер 78, для автономных путешествий в места где Макар телят не пас. От части, название МАКАР связано именно с этим, но и фамилия создателя там тоже имела место быть. В создании первого МАКАРа принимали финансовое участие трое. Вот их светлые имена: Макаров Вадим (предприниматель и автогонщик, чемпион Европы по автокроссу 2009 год в категории Д-1, по совместительству мой брат), Тихомиров Алексей (предприниматель фирма Арсенал-А), Ганаев Андрей (так же предприниматель, фирма ГарантТрансЭкспрэсс) . Памятник им при жизни. Моя же скромная задача состояла в следующем: придумать, изготовить и довести до ума 1 машину, благо было где и когда, а там, дальше будет видно. Организационный консенсус состоялся и мы в плотную подошли к третьей стадии проекта – практической. Из далёкой Японии через Своего Человека прямо с аукциона был приобретен нужный аппарат и доставлен в Екатеринбург по документам как запчасти. Большего, собственно, и не требовалось, ведь по факту это был полностью укомплектованный автомобиль со справками на агрегаты. Убрать лишнее и кое-что добавить, примерно такая задача, пугая своей незатейливостью и стояла перед нами. Но старт взят и отступать некуда. Лишнее убралось довольно быстро, осталась часть рамы и куча железа, в общем, набор Умелые Руки. Свобода творчества полная! И понеслось. На ближайшие пол года гараж стал родным домом для меня и моего товарища Валеры Евстифеева. Рабочий день начинался с 8 утра и заканчивался в 9 – 10 вечера, выходной воскресение ( работали до четырёх). Этим и объясняются довольно сжатые сроки изготовления первой машины. Начали мы 24 августа. Первый выезд это маленький праздник и состоялся он 14 февраля 2010г. Цветы, оркестр, бутылка шампанского об лобовое стекло – этого не было, был сорванный с подушек двигатель, после 100 метров пробега, серое небо и разочарованный вид собравшихся участников проекта. Про наше с Валерой настроение вспоминать не хочется, по сравнению с ним, небо было ясным. В общем то с этого момента началась четвёртая стадия – доработка. Длилась она ещё 5 месяцев, было переделана вся трансмиссия, подвеска и не по разу. Лишь в июле все детские болячки были залечены и машинка поехала как надо. В сентябре успешно закончилась наша экспедиция по заброшенной железке от Надыма до Салехарда ( Сталинская 501 стройка ). За 5 дней было пройдено расстояние 320 км. Болота, реки, озёра, тундра, всё в одну машину. Неплохое испытание для техники в реальных условиях. В 2002 году этот маршрут прошли 2 гусеничных БОБРа за 2 недели и всё, больше пока никто. Тут надо сказать, что ездить в подобныё турпоходы в одну машину не совсем правильно, любая техническая проблемка может закончиться не хорошо, поэтому необходима вторая, такая же по конструктиву.
Вторая машинка рождалась легче, было ясно, что она поедет , конструкция та же, поэтому большее внимание уделялось мелочам . По организации внутреннего пространства она другая. В ней есть всё, кают – компания с кухней на 8 человек, с возможностью организации спальных мест для 4 чел., 2 Вибасто, система подогрева топлива, бензогенератор, газовая плита с баллоном на 12 л, множество систем жизнобеспечивания, ящики под продукты, посуду, зап. части, и т.д. Есть даже печь на дровах, это на самый крайний случай, в общем можно жить. При этом вес остался практически тот же, как у первой, чуть больше 2,5 тонн.


Изображение


У читателя может возникнуть вопрос: а зачем, собственно, городить огород, велосипед давно изобретён, есть машины, которые выпускаются серийно, с той же колёсной формулой, купил и езди? Не всё так просто.
Первое. Все машины, на шинах сверх низкого давления, что выпускаются серийно, не совсем подходят нам, как по тех характеристикам, так и по качеству комплектующих. Все они, как внебрачные дети отечественного автопрома, унаследовали производственные традиции ещё советских времён, где такое понятие, как конкуренция, отсутствовало в принципе и с тех пор мало что изменилось. О <высочайшем> качестве наших запчастей в народе слагаются легенды, и как бы не старались производители подобной техники победить эту проблему, в обозримом бедующем шансов у них немного. Поэтому, идея использовать отечественные комплектующие в конструкции МАКАРа отметалась в принципе, несмотря на более низкую цену вопроса. В данном случае выбор в пользу надёжности.
Второе. Если едешь туда, где нет ни сервисов, ни магазинов и вообще никого, машину надо знать и не просто знать, её надо чувствовать. На этих машинах, я имею ввиду ещё не переделанные ТОЙОТА ЛЭНД КРУЗЕР 78, мы, в рамках проекта Дороги Урала, где только не были. У меня было 5, именно таких Крузаков с коробками автомат.


Изображение

Изображение


На них мы делали довольно серьёзные коммерческие проекты и ни разу машинки нас не подводили. Подбирая донора для МАКАРа выбор машины был не случаен. Я знаю эти машины вдоль и поперёк и я им верю. По большому счёту, проект МАКАР это логическое продолжение проекта Дороги Урала, но уже на другом качественном уровне с расширением географии путешествий и вмененных рамок.
Итак о МАКАРах.
Машины имеют колёсную формулу 6Х6, Базовый донор TLC – 78, двиг. 1 KZ-TE, турбодизель 130 л/с, коробка автомат, раздатка от СУРФа с двойным понижением и сквозным нижним валом позволяющим передавать крутящий момент на задний мост, мосты от TLC 80, с блокировками, конструкция рамная, рама от той же TLC – 78 удлинённая, кузов полносью самодельный, каркас из титановой трубы марки ВТ 1-0, диаметр 38, стенка 2, обшит алюминием от 1 до 2 мм. Общий объём баков около 400 литров, крейсерская скорость по асфальту 70 км/ч. Расход при такой скорости 15,5 л/100 км (фактический), по бездорожью 4 л/час (ориентировочный, ). Грузоподъёмность 1 т. ( 4 чел, топливо, вещи, еда, инструмент и пр.), сухой вес 2540 кг, Габариты дл.- 5780, шир.- 2400, выс.- 2450.
Началом нашей экспедиции можно считать вечер 16 марта, когда в поселке Агириш мы разгрузили фуру с МАКАРами и тронулись в путь.


Изображение

Изображение


Ночевали на газотрассе, около поворота на Саранпауль, где нас ждал Тимур Ивлиев с группой из 2х товарищей, из Краснотуринска, на своём, тоже самодельном, восьмиколёсном вездеходе ТАЙМЕНЬ. С Тимохой я учился в одном классе, мы старые друзья и идейным вдохновителем создания первого МАКАРа был именно он, со своим Тайменем и нам было о чём поговорить. Утром они поехали на рыбалку, а мы в сторону Саранпауля. Днём 17 марта на МАКАРах мы были в пос. Саранпауль (ХМАО). От туда наш путь лежит через горы, к истокам реки Балбанью, которая так же берет своё начало от горы Народной. Найти оптимальный проход с восточной части Уральских Гор на западную, к подножию Народной зимой, когда в предгорьях пухляк до 2 м глубиной задача не простая. Здесь хочется сказать несколько добрых слов в адрес местного предпринимателя и организатора экспедиции 2007 года /УРАЛ ПРИПОЛЯРНЫЙ/ Усика Маркосяна, который так же помог с оформлением разрешения для посещения Национального Парка ЮГЫД-ВА, на территории которого находится гора Народная. Мы, конечно же, имели свой маршрут подъезда к горе, тот путь хоть и был короче по расстоянию но, расстояние в горах понятие условное. Маршрут, который посоветовал Усик, действительно оказался оптимальным и уже вечером следующего дня мы ужинали на расстоянии 5 км от вершины Народной, пройдя от Саранпауля 203 км. Лёгкость прохождения такого расстояния за 1 день обуславливается во первых - отличной видимостью и во вторых – машинки действительно едут не плохо, хоть далеко не везде был твёрдый наст.


Изображение

Изображение


Интересное явление в горах это наледи. Я был в тех местах летом и не видел там озёр, которые то и дело встречались нам на всём протяжении нашего маршрута. Небольшие речушки перемерзают, вода выходит поверх льда и намораживаясь, образует своего рода многослойный пирог, с неглубокими лужицами под тонким слоем поверхностного льда. Никакой опасности такие озера не представляют, под толстым льдом земля и камни, они лишь придают тем местам определенный колорит и способствуют передвижению.


Изображение

Изображение


На подъезд к горе мы планировали 3 дня , 3 дня на подъём, 2 на возвращение в Саранпауль. По факту, получился запас времени и это радовало. Подъем простым не представлялся, это подтвердил Андрей Иванов, наш снегоходный разведчик. Утром нас ждал непростой подъёмчик по леднику, который не тает даже к концу лета. В 2007 году проходя его, я с трудом удерживался на крутом склоне, чтобы не съехать назад и вряд ли поверил бы что здесь можно заехать на машине.


Изображение


Изображение


Тот самый подъёмчик. Август 2007г.
Как там дальше я знал только со слов Усика, ведь в 2007 нас буквально сдуло вниз ураганным ветром, как только мы вышли на плато под горой. Но погода радовала, огромная полная луна гигантским прожектором освещала окрестные скалы, морозец крепчал и главное, было тихо, ни ветерка, ни тучки, как по заказу.



Изображение


Изображение



При луне накатывали снегоходом подъём, чтобы утром МАКАРам было легче идти в гору, осмотр машин, ужин, просмотр DVD ( быт экспедиционеров суров), и спать. Завтра будет непростой день.


Изображение


Изображение


Утро вновь порадовало отличной погодой, подъём в 7, завтрак ещё раз осмотр техники и в путь.


Изображение


Изображение



Перед подъёмом включили заранее все блокировки, давление в колёсах 0,06, покрышки почти на ободе и как говорится вперёд и с песней. На удивление первая машинка достаточно легко вскарабкалась по довольно крутому склону ледника , но вторая на подъёме всё таки встала, но это уже не являлось проблемой, размотали все верёвки, а у нас их было, залебедились и через 15 мин уже оба МАКАра стояли на плато.



Изображение


Изображение


Дальше тоже не всё очевидно. Очередной подъём. Разведчик на лихом коне ускакал вперёд, но попытка подняться по его следу успехом не увенчалась. Снег по структуре в некоторых местах напоминает лёд, крутизна подъёма не позволяет даже просто стоять на таком уклоне, машинки, понятно, ехать не хотят. Нашли проход левее по камням, прошли на удивление легко, и лишь теперь перед нами показалась вершина горы Народной.



Изображение


Изображение



На саму вершину на МАКАРах не подняться, это было известно ещё раньше, но где-то правее вершины, на седловине стоит православный крест, наша задача дойти до него. Небольшой спуск, и снова подъём, уже последний. В 11ч 35 мин два МАКАРа и снегоход стояли около креста, на высоте 1821 метр.


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение



Слева ослепительно блестел на солнце заснеженный купол высшей точки Урала, горы Народной. В тот момент мы были по детски счастливы. Казалось, мы сделали нечто важное и если вспомнить весь не постой путь создания машин, начиная от самой идеи до этого момента, наверное, так оно и было. Уже пешком поднялись на гору. Погода сказочная, видимость на сотни километров, красота, дух захватывает! Описать те чувства, которые испытываешь стоя на вершине я, пожалуй, не возьмусь, об этом и спето и сказано не мало, но ребята, в такие минуты дышится полной грудью и жизнь наполняется смыслом. Это потом будут сотовые телефоны, семья, дела, проблемы, но это там, внизу, а здесь солнце, заснеженные вершины гор и мы.


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Вниз дорога заняла не больше часа, хотели ещё пройти в долину реки Манарага и по ней подъехать под саму гору Манарага ( Медвежья Лапа ) , но для машин спуск в долину реки оказался затруднителен, а обратный подъём тем более. Решили не рисковать, да и изначально такой задачи не стояло. Заехали к геологам на базу Желанная, помылись в баньке, банька у них шикарная, да и люди хорошие. Никто ничему не удивился, ну машинки, ну гора, ну заехали и чо? А может и правда чо такого.
19 марта, в 6 вечера были в Саранпауле, Усик был немало удивлён нашей прыти, показали фотографии, поверил. Дорога домой ничем особо не запомнилась, 600 км зимников, 500 км асфальта, 21 марта были в Екатеринбурге, осмотр машинок показал, что всё в порядке и это радует. Ещё одно подтверждение тому, что данная конструкция себя оправдывает, а значит будут ещё экспедиции, ведь Россия уникальна своими просторами и есть ещё не мало мест где стоит побывать и слава Богу сейчас такая возможность есть.


Изображение


Участники экспедиции
1. Макаров Алексей.
2. Тихомиров Алексей.
3. Макутенус Сергей.
4. Иванов Андрей.
5. Евстифеев Валерий.
6. Берент Сергей.
Продаём грязь (опт) самовывоз из России.
Аватара пользователя
Mongoose
Сообщения: 4583
Зарегистрирован: 07 июл 2008, 23:08
Имя: 8-921-3139106
Откуда: Лен.обл. Тихвин

Сообщение Mongoose »

Молодцы!!!
Фотки супер!
Вот только не понял... :oops:
Эксгибиционизм в горах - это такой ритуал или обычай?
:oops:
Вездеходное ателье "Мангуст"


https://www.youtube.com/channel/UCMr4MR ... ouAXcRDbEg
Аватара пользователя
Mongoose
Сообщения: 4583
Зарегистрирован: 07 июл 2008, 23:08
Имя: 8-921-3139106
Откуда: Лен.обл. Тихвин

Сообщение Mongoose »

Вопросов еще пара:
Томоза у вас на 4 или 6 колес?
Хватало?
Ручником пользовались в горах?
Как движки грелись при подъеме?
Вездеходное ателье "Мангуст"


https://www.youtube.com/channel/UCMr4MR ... ouAXcRDbEg
Аватара пользователя
РДА
Сообщения: 216
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 18:33
Откуда: Красноярский край

Сообщение РДА »

Mongoose писал(а):Эксгибиционизм в горах - это такой ритуал или обычай?
Скорее это на генном уровне, наши далекие предки тоже нагишом по горам лазили, только без ботинок! :)))
А вообще, класс, тоже бы хотел побывать в такой красотище! :roll:
Макар
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 31 июл 2010, 09:05
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Макар »

Mongoose писал(а):Вот только не понял...
Эксгибиционизм в горах - это такой ритуал или обычай?
Да просто парни дурковали, погода позволяла +7,солнце, красота!
Mongoose писал(а):Вопросов еще пара:
Томоза у вас на 4 или 6 колес?
Хватало?
Ручником пользовались в горах?
Как движки грелись при подъеме?
Тормоза на 4 задних колёсах, через трансмиссию тормозят все, юзом на асфальте, конечно, не идут, но для езды усилия хватает.
Ручника нет, паркинг на автомате его вполне заменяет.
Двигатель не греется, при такой понижайке мощности хватает заглаза, тем более на машине кроме штатного радиатора стоит ещё один на систему охлаждения от НИВЫ, и маслянный для автомата. Но это, скорее перестраховка, по ощущениям вполне хватает штатного.
Продаём грязь (опт) самовывоз из России.
Аватара пользователя
Алексей Гарагашьян
Сообщения: 5151
Зарегистрирован: 10 ноя 2008, 20:56
Имя: Алексей
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 60

Сообщение Алексей Гарагашьян »

Макар
Молодцы!
Хороший и необычный для вездеходов поход, красивые фотографии.
Рад за вас!
Сайт: http://garagashyan.ru/
Подробно о вездеходах: http://lunohoda.net/forum/viewforum.php?f=73
Макар
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 31 июл 2010, 09:05
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Макар »

Спасибо всем за добрые слова.
В горах обнаружился ещё один интересный момент. По мере набора высоты давление в колёсах увеличивается, примерно на 100 метров высоты + 0,02 атм. Отсутствие подкачки в калёсах в этот раз несколько напрягало. Сейчас думаем как сделать подкачку.
Продаём грязь (опт) самовывоз из России.
Аватара пользователя
Алексей Гарагашьян
Сообщения: 5151
Зарегистрирован: 10 ноя 2008, 20:56
Имя: Алексей
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 60

Сообщение Алексей Гарагашьян »

Макар писал(а):По мере набора высоты давление в колёсах увеличивается
Кроме атмосферного давления, на внутреннее давление в колесах сильно влияет температура воздуха.
Следует учитывать, что большинство манометров показывают не абсолютное давление, а разность давлений.
Сайт: http://garagashyan.ru/
Подробно о вездеходах: http://lunohoda.net/forum/viewforum.php?f=73
Макар
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 31 июл 2010, 09:05
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Макар »

Маленький ролик по теме.
[video][/video]
Будет ещё небольшой фильм, но чуть позже.
Продаём грязь (опт) самовывоз из России.

Вернуться в «Путешествия и вылазки на Вездеходах»