Полярное кольцо 2011 хроника и обсуждение

Фотоотчёты о путешествиях/поездках на Пневмоходах. Только полноразмерные репортажи.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

nrgizer
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 19:25
Имя: ВМ
Откуда: РБ

Полярное кольцо 2011 хроника и обсуждение

Сообщение nrgizer »

Отправка экспедиции 19.02.2011 23:00

17 и 18 февраля была завершена погрузка двух вездеходов и снаряжения экспедиции «ПК» на многоцелевые транспортные самолеты АН-72. Сегодня 19 февраля в 11 часов утра, преодолев все трудности при оформлении разрешительных документов, оба самолета взяли курс на Воркуту. На 21 февраля запланирован перелет г.Воркута - о.Средний, откуда будет дан старт экспедиции «Полярное Кольцо-2011».




Изображение


Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 20 февраля 22.02.2011 08:39

Впервые за несколько последних дней нам удалось поспать – встали около 9 утра. Завтрак входит в плату за проживание: салатик, блинчики со сгущёнкой и овсяная каша с маслом порционно, а вот чай и хлеб – неограниченно. Звонок от Ивана Фёдоровича, машина дожидается нас внизу.

МЧС принимает нас как самых дорогих гостей: воспоминания о прошлых походах, о работе МЧС на Севере и просто за жизнь. Бажуков помогает машиной, чтобы совершить покупки недостающих комплектующих и материалов. К вечеру мы снова в гостинице – по телевизору идёт фильм «Берегись автомобиля» - все собрались вокруг маленького Hitachi.
Отбой пораньше – завтра вылет.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 25 февраля 25.02.2011 23:09

Продолжается наше «великое воркутинское сидение». Погода на Среднем постепенно налаживается. На «большой земле» - наоборот сильно портиться. Вылететь нашим двум бортам по-прежнему не удается. Дело в том, что АН-72-е после разгрузки на островах должны возвращаться обратно на один из материковых аэродромов. Кроме того, по инструкции нужно обеспечить возможность быстрой аварийной посадки, если при взлете возникнут какие-либо проблемы.

Нормальной погоды одновременно в точках «А» и «В» дождаться крайне сложно. Начинаем ловить «окна». По прогнозам вослед за первым циклоном на Средний должен прийти второй. Посему у нас не так много времени на попытку достичь Северной Земли. Постоянно получаем погоду от Игоря Лутченко. Вечером 25-го, после анализа метеоданных и прогнозов, летчики принимают решение «встать в план» вылета на завтрашнее утро. Надеемся, что попытка будет удачной.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 26 февраля 26.02.2011 22:48

Завтрак в 7 утра. Короткие сборы. К 9-ти часам из аэропорта приходит «апельсин» - желтый пассажирский кунг на базе «Урала». Грузимся на автомашину и вместе с экипажами приезжаем к самолетам. У бортов уже стоят «генераторы счастья» - аэродромные грузовики с «рукавами», через которые в салон и турбины самолета закачивается горячий воздух.

Техники домашними вениками и метлой на 3-х метровой деревянной ручке вытряхивают снег из-под лючков и колпаков фюзеляжа. Погода помаленьку портиться – высокую дымовую трубу на краю города, по которой народ определяет видимость, уже не видно. Крепкий ветерок, немного метет. Экипажи перемещаются от одного борта к другому, пора вылетать, но команды все еще нет. Еще через пару часов поступает новость – сегодня никуда не летим, надо возвращаться в гостиницу. Вот те раз. Причина – экипажу отказали в запасных аэродромах. Норильск, Хатанга, Нарьян-Мар по разным причинам не могут принять наши борта на обратном пути в случае необходимости, а в Воркуте погода нестабильная.

Олег с Димкой Кутало остаются на борту, чтобы провести мелкие работы на машинах, остальные выдвигаются в сторону уже родной центральной гостиницы «Воркута». Во второй половине дня мы опять на своих койках, чтоб продолжать «великое сидение». Завтра воскресенье и у нынешней «полярной» авиации – выходной. Представить такое лет 20 назад было просто невозможно… Но это тема уже совсем другого разговора.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 2 марта 03.03.2011 13:52

Намеченный вчера вылет из Воркуты состоялся. Два самолета благополучно доставили путешествеников и технику на о.Средний. Сейчас главная задача - как можно быстрее собрать вездеходы и выйти на точку старта. Слишком много упущено времени на ожидание погоды в Воркуте. Три-пять дней - рекордно малый срок, который дали себе механики экспедиционной группы на сборку вездеходов. Нет времени на связь с Большой землей. Работа кипит.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 2-3 марта 09.03.2011 00:11

Утром 2-го марта погода случайно оказывается летной, как минимум, в трех авиационных точках: в г. Воркуте, на острове Средний и на одном из запасных аэродромов. Экипажи выдвигаются к бортам в 7 часов по местному времени. Мы успеваем навестить столовую и даже захватить «сухой паек» для летчиков с собой в аэропорт. В очередной раз загружаемся на «апельсин», который доставляет нас к самолетам. Подготовка к полету в самом разгаре: «воздухогрейки» уже оживили заиндевевшие внутренности АН-72-х, техники бегают по крыльям и поливают из ведер закрылки жидкостью «Арктика».Видимость постепенно ухудшается, начинает задувать. Летчики торопятся с вылетом – долгое сидение на 67-й параллели тягостно действует не только на нашу команду.

Короткий разбег по взлетно-посадочной полосе – и мы, наконец-то в воздухе, на пути к точке старта. В воздухе отметили очередной этап экспедиции, продолжили разбор снаряжения, доклеили логотипы наших спонсоров на технику.

Через 3 часа после взлета АН-72-й начинает снижение. Под нами – льды Карского моря. С такой высоты они обманчиво кажутся ровными белыми полями с тоненькими прожилками разводий. Пройдя над островом один раз самолет мчится над заснеженной ВПП. Вот первое касание земли. Полоса немного неровная, поэтому подпрыгиваем и на миг зависаем в воздухе. Снова касание и реверс. Приземлились.

У трапа нас встречает команда Красноярского МЧС, прилетевшая на остров десять дней назад. В программе у спасателей – короткие учения в условиях Крайнего Севера, а так же помощь нашей группе на этапе подготовки к выходу на маршрут. Сообща разгружаем сначала один самолет, а затем – и второй, приземлившийся на 20 минут позднее. Без особых проблем вручную выкатываем по открытым рампам вездеходы. Подвеска у машин снята (иначе они не поместились бы в АН-72-й). Поэтому с помощью «Тайги» оттаскиваем технику в теплый бокс.

Вечером – размещение «на постой» и торжественный ужин cМЧС-никами в честь долгожданной встречи.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 3-7 марта 09.03.2011 00:32

После завтрака 3-го числа вся команда выдвинулась в направлении гаража, где нашли приют наши вездеходы. Более близкое знакомство с этим гаражом показало, что в нем почти что нет отопления – батареи разморожены и только одна еле-еле теплится. Однако, как показали последующие дни, температура в нашем боксе держится в районе минус 7-8 градусов по Цельсию, если нет сильного ветра.

Команда МЧС тоже подтянулась к машинам, чтобы помочь нам собрать четыре прицепа и оставшиеся четырнадцать колёс. Для нас это огромная помощь. Максим возглавил сборку прицепов, а Михаил – шиномонтаж и работа закипела. Мы же приступили к сборке самих вездеходов – необходимо обратно установить подвеску машин, навесное оборудование, уложить утеплительные коврики и т.д. - работы хватает всем и день пролетает незаметно.

День пока что короток. Вечером ветер стихает, и небо над нами залито всполохами полярного сияния. Морозно, -35 градусов.

4 марта улетает команда МЧС а вместе с ними и Максим, «последний из могикан» нашей команды поддержки. Для нас это очень ощутимая потеря - когда-то это должно было случиться, но хотелось бы попозже. Самолёт МЧС АН-74, носящий имя Георгия Байдукова, прибыл после обеда, и наши помощники грузятся в самолёт. Вместе с ними уезжает из бокса и тепловая пушка… Последний групповой снимок на память и рампа самолёта закрывается. Погода не балует – сильная позёмка и полосу еле видно в ста метрах. Однако самолёт МЧС удаляется в другой конец взлётной полосы, и через 19 минут мы уже видим его пролетающим над нами курсом на материк. Немного грустные мы возвращаемся к нашему «железу».

Следующие три дня продолжаем готовить снаряжение и машины. Первая машина, которую Дима почему-то называет «второй», выезжает из бокса и отправляется в первый «поход» по Северной Земле. За рулем – автор, Саша Борисевич. Маршрут прост – меньше километра до погранзаставы и обратно. Но результатом какого же громадного труда на протяжении последних лет стала эта первая «вылазка»!

Теперь в боксе освободилось достаточно места для монтажа подвески и на вторую машину и ее окончательной доводки. Олег и Михаил «колдуют» над электропроводкой, Владимир Семёнович налаживает спальные и сидячие места, Дима и Саша – «боги» всей механической части. Ещё пара-тройка дней и наш караван должен двинуться в путь. Уж скорей бы. Погода переменчива. 6-го с утра за окном – минус 40 градусов, а под вечер уже ближе к тридцати. Сегодня вообще – около 26-ти.

Изображение
nrgizer
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 19:25
Имя: ВМ
Откуда: РБ

Сообщение nrgizer »

А вот начинается самое интересное
Полярное кольцо 2011: 8-15 марта 16.03.2011 00:03

Еще одна неделя экспедиции. Много чего случилось за эти дни: Однако, обо всем - по порядку.

Международный женский день отметили - как и полагается в наших условиях - ударным трудом. Чтобы обеспечить авиационную доставку техники на о. Средний, вездеходы и прицепы пришлось существенно разукомплектовать - снять колеса, всю подвеску, многое из навесного оборудования. Обратный, созидательный процесс за Полярным кругом, хотя и производимый в крытом боксе, требует в разы больших сил и времени. Как ни готовься к такой экспедиции в средних
широтах, а все ж таки окончательную укладку снаряжения, размещение груза на прицепах, обкатку "автопоездов" нужно завершать в реальных условиях эксплуатации при низких температурах, на сложном рельефе.

Вечером присоединились к праздничному столу, организованному пограничниками для прекрасной половины человечества. Да, и на этом краю Земли есть "декабристки", последовавшие за своими мужьями в полярную ночь, быстро
сменяющуюся сейчас на полярный день.

Через день первый вездеход выезжает из бокса и делает пробный маршрут до ближних "бочек" и обратно. Начало положено! Сосредотачиваемся на второй машине. Здесь работы больше. Уже при перевозке "вылезли" некоторые заводские дефекты, которые предстоит оперативно устранить. Пока наиболее серьезный - небольшая трещина в сварном шве алюминиевого топливного бака. Однако через эту трещину довольно бодро уходит солярка и стандартные подручные методы устранения такой течи (мыло, резиновая "заплатка" и т.д.) в наших условиях не работают.

Надо сказать, что остров Средний, как и многие другие северные "населенные" острова, представляет собой музей-свалку техники и всевозможных железяк под открытым небом. Большая часть всего этого добра скрыта под снегом, но многое все же торчит из-под сугробов или выглядывает из черных глазниц полуразрушенных строений. Недолгие поиски в сумерках полярного вечера дали положительный результат - удалось обнаружить два вместительных топливных бака, бывших когда-то новыми, но так и не дождавшихся настоящей работы. Один из них разместился в корме вездехода, а второй - навьючен в обоз как ЗИП.
Вскоре и второй вездеход покидает гараж, уступая место прицепам.

Погода сильно портиться. Давление вместе с температурой резко идут вверх.
Почти трое суток дует крепкая низовка, видимость - несколько десятков метров, дальше все тонет в молоке снежных зарядов. Хождение от коек до бокса и обратно превращается в самостоятельное путешествие.

Работа над прицепами подходит к концу. Остаются мелочи, до которых не дошли руки в Москве. Неожиданно случается крупная неприятность: при переваливании через невысокий надув у одной из машин ломается одна средняя полуось.
Поломка, вроде и "штатная", даже для джиперских покатушек; у нас в наличии есть запасные полуоси. Однако внимательный анализ показал, что дело тут в заводском дефекте при изготовлении всей партии этих деталей, поэтому "здоровье" остальных полуосей начало вызывать очень серьезные опасения.
Конструкция этого узла разрабатывалась, в том числе, и с учетом минимального веса, поэтому кардинально "подлечить" полуоси в поле не представлялось возможным. После некоторых раздумий было найдено временное решение - заварить внутрь полых осей усиливающие прутки необходимого диаметра. Найти и обработать необходимый профиль на острове - дело сильно не простое. И здесь нам неоценимую помощь оказали механики погранзаставы и работники полярной станции острова Голомяный - Игорь Лутченко и Анатолий Омельченко.

Работоспособность Димы Кутало и Саши Борисевича просто поражает. Час за часом, день за днем они гнут, пилят, варят железо, отлаживают механику, ведут порой неравную борьбу с холодом, отсутствием хитрого крепежа: Поистине, механик в подобной экспедиции - человек незаменимый. Не отстает от них и Сергей Фенев, со знанием дела берущийся практически за любую "железную" работу и доводящий ее до логического конца. Сказывается богатый жизненный опыт, накопленный в северных краях.

Однако на этом наши неприятности не заканчиваются, а похоже наоборот - только начинаются. Чем-то мы прогневали Снежную Королеву, и она с дьявольской изобретательностью начинает расставлять ловушки на нашем пути к цели. Вдруг один за другим сгорели оба инвертора 12/220, хотя в Москве были
испытаны и показали нормальную работоспособность. Третий инвертор, собранный из останков двух первых, продержался несколько дольше, но, в конце концов, отправился следом. Низкие температуры и северное сияние, конечно же, страшная сила, но главная причина не в этом. Основная причина - откровенная халтура, "благодаря" чему инверторы превратились в разовое электрооборудование. Остаться без электроинструмента на маршруте - событие, хотя и не смертельное (есть ручные "помощники"), но все же, крайне
неприятное.

Очередное событие только укрепляет наше мнение о качестве современного электрооборудования. Один за другим выходят выключатели массы на обоих вездеходах. Их у нас по 4 на машину, плюс 3 в запасе. Вскрытие показало, что для этих "муляжей" даже 3-4 успешных включения - невероятная удача. Спасает все тот же арктический "музей" техники под открытым небом. В кабинах давно истлевших тягачей и прочей техники "двойного назначения" великолепные выключатели массы 70-80-х годов с надежными посеребренными контактами,
которые смогут работать еще не один десяток лет. Однако сегодня, в XXI веке, делать их уже разучились.

На этом фоне курьезным представляется процесс кипячения чистейшего спирта-ректификата нашим доктором и зав. хозяйственной частью Мишкой Гланом.
Сложилось так, что пластиковые бутылки с водой и "лекарством" оказались рядом в обеденный перерыв. Для заливки в чайник была выбрана ближайшая, не с водой. Поразительно быстро закипевшую жидкость успели разлить в термос и заправить чайник по новой. До разведения этой жидкостью лапши, однако, дело не дошло - вновь прибывшие без хронического насморка почувствовали характерный запах и остановили сей затратный и небезопасный процесс. Однако
свои прямые обязанности "полкового доктора" Михаил выполняет на "отлично": раздает пилюли, вытаскивает из глаз залетевшую туда окалину из-под болгарки, даже бинтует переломы пальцев местным жителям.

Вечером 13-го марта "умер" жесткий диск основного бортового компьютера, выполняющего задачи навигации, автоматического позиционирования и связи с "большой землей". Последние пару экспедиций этот компьютер служил нам безупречно, и вот пал под ударом той же коварной северной дамы (см. выше). В
очередной раз констатируем, что дело не смертельное, есть резервный компьютер. Он хотя и другого класса, но основные задачи решать может. К тому же раньше путешественники успешно обходились безо всяких этих "хохоряшек".

14-го марта практически собрались для выхода со Среднего. В планах было дойти автопоездами до острова Голомяный, завершить там ремонтные работы и принять баню. С утра посетили знаменательное место, дорогое сердцу не только
каждого настоящего полярника, но и просто любого неравнодушного к истории отечественной Арктики - избушку-музей экспедиции Ушакова. Среди окружающей
разрухи этот островок прошлого как-то по-особому внушает надежду, что все еще поправиться и будет по уму.

Планам не суждено было сбыться - в очередной раз рассмешили Бога. Начало движения одного из автопоездов совпало с новой поломкой: на одном из тяжелых режимов движения погнулась консоль промежуточного редуктора и цепь стала проскакивать на звездочке. Какого рода этот дефект - заводской или
конструктивный - еще предстоит выяснить, а сегодняшний день 15-го марта посвящен ремонту данного узла сразу на обеих машинах, чтобы не ждать очередной поломки.

Между тем из Питера вот уже который день поступает неутешительная информация о ледовой обстановке к северу и северо-востоку от о. Комсомолец: заприпайная полынья тянется вдоль всего северного и восточного берега острова и достигает ширины от 3 до 5 миль. Ситуация крайне напряженная. На днях начинает работать авиация по развертыванию полюсной базы "Барнео".
Через пару недель намечена заброска наших грузов для пути от полюса до Канады, а мы все еще находимся на о.Среднем.

Вернуться в «Путешествия и вылазки на Вездеходах»