Снегоболотоход Макар и 501 стройка, (Надым-Салехард)

Фотоотчёты о путешествиях/поездках на Пневмоходах. Только полноразмерные репортажи.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Снегоболотоход Макар и 501 стройка, (Надым-Салехард)

Сообщение Иванов Андрей »

"501 стройка- 57 лет спустя"

Путешествие на недавно построенном снегоболотоходе "Макар" вдоль бывшей сталинской 501 железнодорожной стройки (Надым- Салехард)



Маршрут нашего путешествия


Изображение
не надо много.... нужно постоянно
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Время события:14-25 сентября 2010 года
Состав участников :
Макаров Алексей Екатеринбург
Ганаев Андрей Екатеринбург
Тихомиров Алексей Екатеринбург
Иванов Андрей Екатеринбург

Не совсем серьезный отчет по событию:
Небольшой экскурс в прошлое нашей страны.
Это необходимо для понимания всего события... Ни для кого не секрет, что по прошествии пары десятков лет некоторые аспекты жизни забываются и становятся неактуальными. Для многих молодых людей слова ГУЛАГ, СССР, Сталин, пятилетка уже не имеют никакого смысла, помимо какого- то набора печатных символов. Для нашего экипажа вездехода «Макар» это тоже все в прошлом, но так как мы пожили немного больше, и самому молодому участнику уже исполнилось больше тридцати пяти лет, все эти слова еще имеют определенный смысл. Поэтому любая информация, которая помогает разобраться «со скелетами, висящими в наших шкафах»,
дополнительно корректирует наши планы. Просто так взять и прокатиться по пампасам ради пампасов,- это не всегда интересно. Понятно, что перед нами стояла задача обкатывания нового агрегата, но опять- же, не только ради нескольких сотен километров тундры. Если есть возможность совмещения теста техники и исторической составляющей, то это событие становится только полноценнее.. Посмею утверждать, что это общая точка зрения нашей команды.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Совокупность таких факторов, как тундра и сложные болотные участки местности, большое количество рек, удаленность точки старта и точки финиша, отсутствие каких- либо людей и технической поддержки на маршруте щекотало нервишки экспедиционеров. То, что машина еще не совсем доработанной выходит на маршрут одна, еще сильнее подогревало решимость победить ситуацию.
Если вернуться к истории освоения этой трассы, то летних проходов по данному маршруту сложно вообще припомнить. Только около десяти лет назад два гусеничных вездехода «Бобр» смогли пройти по нему. Там были свои сложности, в нашем случае свои...


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Сталинская 501 стройка и некоторые ее частности.
С 1949 по 1953 года по просьбе ))) тов. Сталина необходимо было построить ж/д дорогу от Норильска до Салехарда и далее до Мончегорска (Кольский полуостров). Цель построения дороги понятна- переброска полуфабрикатов никеля от места добычи до места окончательной переработки. Дополнительно дорога должна укрепить север страны и решить другие народнохозяйственные задачи. Наверное одной из них возможно было- куда деть всех врагов народа в послевоенный период?
Лозунг брошен и все как один под предводительством уважаемых руководителей страны начинают выполнять поставленную задачу. На север свозятся зеки, обслуживающий персонал ))) и всевозможные материальные ресурсы, в том числе отработавшие свой век рельсы с разобранных дорог всей России и стран зарубежья. Начинается могучая стройка, по масштабам сопоставимая с Беломорканалом и БАМом. В итоге по официальным данным одновременно трудилось на стройке до 80000 человек. Сколько человек осталось там навсегда- не ясно, но лагеря, огороженные со всех сторон заборами из колючей проволоки со сторожевыми вышками, стояли примерно через пять километров. В итоге, какие -то участки строятся более успешно, какие- то менее, но как только инициатор стройки умер, все сразу же и прекратилось. Вот так закончился некий «дембельский аккорд» товарища Сталина.
Сейчас это то, что вы видите на фотоснимках по итогам нашей поездки в эти места- разваленное полотно дороги, кривые рельсы, сгнившие шпалы и выпирающие над тундрой мосты. Дорога в никуда...
не надо много.... нужно постоянно
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В итоге, что мы имеем перед выездом:
• Новый, недавно собранный в трофийной лаборатории города Екатеринбурга снегоболотоход марки « Макар» с серийным заводским номером 001.
• 4 человека, готовые оторваться от городского цикла жизни на пару недель и потратить кровно заработанные дивиденды на всевозможные экспедиционные расходники.
• Исторический контекст, про который писалось несколько выше.
• Здоровое желание не откладывать на «потом» то, что можно сделать сейчас. Это желание заключалось в прохождении вдоль этой самой 501 стройки по всем ее буеракам, лагерям и рекам. Далее, выйти к Салехарду и тем самым поставить логическую точку в испытаниях везехода, предназначенного к круглогодичному его использованию в сложных погодных и территориальных условиях.

Изображение
не надо много.... нужно постоянно
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Рабочие моменты поездки.
До внедорожной части маршрута все доехали на Toyota Land Cruizer, в том числе и вездеход на большом прицепе сзади. Север обрадовал выпавшим снегом (15 сентября) и хорошим отношением людей, которые попали под наше «обаяние» на этой предстартовой части пути.
От них исходило ощущение не полной веры в возможность реализации наших планов... Звучало это примерно так- «Мы ходили на спортивных машинах шестьдесят километров в одну сторону и вернулись обратно. Мы не смогли победить дорогу, а как вы с этим справитесь? Ну не знаем, не знаем...Идите, потом нам расскажете, как все получилось».
И мы пошли и даже почти полетели, как минимум быстро поехали целых пятнадцать первых километров, а потом началась мистика... Как и десять лет назад на «Бобрах» примерно в этом же районе сломались ролики натяжителей гусениц, так и в нашем случае, началось все с поломки ходовой... Раздался щелчек, и вроде на первый взгляд все осталось стоять там где и было, но машина просто перестала нормально бороться с болотной жижей. Диагноз поломки определился наиболее опытными экспедиционерами молниеносно- «Все плохо, у нас срезало правую полуось привода переднего правого колеса»- закричали акционеры на пассажирских креслах. «Все хорошо»- сказал главный конструктор и однофамилец с машиной Макаров Алексей –«У нас есть запасная». Как оказалось, диагноз после вскрытия узла подтвердился и еще через два часа плюханий в болоте с небольшими выкриками в адрес чьей-то матери все заработало.
Если сказать, что это штатная ситуация, то значит соврать себе и всем остальным. Еще одна такая поломка, и технику можно оставлять на зимовку, а самим каким- то образом выбираться из пампасов. Легко сказать выбираться. Пройти пару сотен километров по болотам - задача не из легких.
Как оказалось, это была единственная поломка....хотя еще можно сказать про другую - отвалились обе ручки дверей вездехода... К сожалению, не все железяки отечественного серийного производства, установленные на «Макаре», отработали надежно. Не взирая на эти беспрецедентные потери, в дальнейшем все шло почти в штатном режиме.



Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Среднесуточные дневные переходы составляли от 26 до 70 км. За пять дней весь маршрут внедорожной трассы Надым-Аксарка- (Салехард) длиной в 320 километров оказался пройден. Естественно, не все так просто нам далось. Движение по тундре с болотными низинными участками требовало тщательного подхода к себе. Практика показала, что вот так просто взять и напропалую ломануться, может быть себе дороже. Желательно предварительное прохождение ногами этой болотной жижи. Веселое и согревающее занятие - если пешеход не утонул, значит, можно и на технике ехать.
Не обошлось и без водных преград по ходу маршрута... Большинство мелких ручьев и канав мы легко переезжали, но в девяти случаях приходилось работать с полным объемом телодвижений по переправке нашего железного испытуемого. Все начиналось с отстегивания с крыши «Макара» легкой надувной лодки и переплывания на противоположный берег трех участников процедуры. Далее шло перетягивание вездехода веревкой. В тех случаях, когда берег был слишком крут, да еще со скользким илом на дне реки, приходилось пользоваться лебедкой. Ширина переплываемых рек была от 20 до 70 метров.



не надо много.... нужно постоянно
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Изображение

Изображение

Изображение

Отдельно запомнившиеся эпизоды:
Одичавшие люди.
1. Андрей.

На всей длине дороги нам встретились четыре достаточно интересных персонажа. Так как в этом летнем сезоне здесь никто еще не проезжал, то все эти люди искренне были нам рады. Первым обрадовавщимся человеком был некто Андрей. Он интересен тем, что уже на протяжении 24 лет один живет на этой дороге. Зимой мимо его дома проходит зимник, а когда снег сходит, то очередной раз он увидит людей только через восемь месяцев, по прошествии весны, лета и почти всей осени. В данном случае напрашивается рождение нового закона жизни - круговорот зимников в природе.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

2. Некто не известный…

Некоторым сторожам, проживающим в столь отдаленных местах, приходится совсем не легко. История не вымышленная, но услышанная и почти под диктовку записанная, звучит примерно так--- Этому человеку постоянно приходилось бороться с какими-то видениями. Например, он постоянно общался с кем-то якобы находящимся рядом с ним, разливал по блюдцам чай, готовил бутерброды и разговаривал на различные ему понятные темы. Когда приходила ночь, он стелил несколько кроватей, а сам ложился спать на расстеленную на полу телогрейку. С кем он общался, и как долго это продолжалось, мы не выяснили, но что-то символичное в этом есть. Хотя напоминает анекдоты про подрастающее поколение и маленькие грибочки, дающие такие яркие впечатления. Возможно, и описание этого действия в прошедшем времени тоже о чем- то говорит.


Изображение

Изображение

Изображение

2. Василий и база ,,Волчья яма,, 154 километр.
Этот человек был почти «добровольно» оставлен здесь для охраны нескольких домиков, бани и железнодорожной дрезины. К нему, в отличие от других наших действующих лиц, в это лето приходили несколько пеших туристов, но на колесах никого не было. Этот Василий интересен тем, что живет в этих местах уже четвертый год. Он же нам рассказал интересную историю о том, как он и медведь поделили прилегающую к базе территорию и как помогают друг другу выжить. Основной смысл в том, чтобы не мешать друг другу. Например, это выглядит так: если Василий выбрасывает остатки еды, то он должен помнить о своем соседе и возможно ожидать его прихода в гости. Если медведь задирает из перегоняемого стада оленей 5-6 голов, то от этого пиршества и Василию перепадает несколько десятков килограммов оленины. Каждый знает, что есть рядом сосед и главное не наступить ему на одно место. Так вот и живут в мире и согласии.
не надо много.... нужно постоянно
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

4. Володька комик (в смысле по национальности коми-пермяк) и ненец Леня (не путать с немцем).
Эти местные жители родились в поселении Полуй и продолжают практику проживания в местах своего рождения. Володька (он сам так представился) при рукопожатии чуть не сломал наши ладони. Всегда улыбается и очень смешно разговаривает.
Леня - собственник своего стада оленей в восемьсот голов. Знает каждого оленя в лицо и удивляется, почему мы этого не можем понять? Приехав на пастбище раз в месяц для замены своего родственника, вполне резонно может его спросить –«Где такой- то олень, мой родственник?». Возможно, еще дополнительно уточняет, с какой головой, рогами, походкой и особенностями опорно- двигательного аппарата должно быть искомое животное. На что родственник ему отвечает -«Эта особь (одна из восьми сотен), возможно, погибла там-то и так-то или наоборот, бегает по тундре и вполне благополучно кушает свой вкусный ягель». Все просто - есть вопрос и есть ответ. Еще небольшое уточнение - знающие люди говорят, что ненцам устанавливается ограничение на количество выращиваемых оленей, и поэтому они скрывают истинное количество рогатых кормильцев как минимум в четыре раза. Каково это знать в лицо несколько тысяч оленей нам, бледнолицым, видимо, никогда не понять.
Еще ему очень понравился наш вездеход, который он предложил купить. Мы почему-то не захотели перегонять половину его стада в Екатеринбург и решили отказать в этой сделке, на что он спокойно ответил - «На самом деле, зачем вам олени в городе? Я, однако, вам деньги привезу...». И его совсем не смутила стоимость вездехода в пару, тройку миллионов рублей ))). Ведь ему хочется пасти оленей в теплом автомобиле, а не морозить сопельки на снегоходе.


Изображение


Дичь.
По ходу передвижения мы, как юные натуралисты, всматривались в отпечатки следов на дороге и вспоминали особенности различных животных. Некоторые слабохарактерные участники экспедиции после этих просмотров клали под подушку ножи со словами -«Для ближнего боя…», а сверху на полку еще и заряженное ружье. Впечатлительные нынче люди пошли, чуть в обморок не падают, увидев отпечатки лап в поперечнике по пятнадцать сантиметров. Хотя и мне тоже показалось, что это были не совсем заячьи следы...
А еще мы успели увидеть одну рассомаху, двух лосей, одного медведя, глухарей, пару десятков «глухарок» с глухариками и бесчисленное количество куропаток. Так-же удалось увидеть лебедей, белых орланов, уток и других мелких животных. Естественно, кто-то и в нашем котелке оказался, но это только те пернатые, которые совсем не были приспособлены к жизни...


Быт экспедиционеров.
В некотором роде мы участвовали в проекте, подобном подготовке космонавтов к полету в космос. Необходимо было на протяжении двух недель находиться внутри «Макара», видеть одни и те же лица, принимать пищу и отдыхать, не на долго выходя за пределы этого же агрегата. Самое удивительное, что всем это оказалось посильно. Некоторые даже смогли проехать по маршруту без сапог!!! Какая слаженность работы команды в данном случае должна была быть, что этот боевой товарищ еще остался живым после поездки))). Беспрецедентное событие, если учесть специфику маршрута - болота, тундра, осень, переправы через девять рек... Возникали, конечно, мысли про частичное прореживание состава участников, но до реализации дело не дошло. Видимо, все вполне терпимо гармонировало.


Технический блок
Если не вдаваться в частности подготовки, то мы вполне нормально могли до двух недель продержаться в полном автономе, начиная от ГСМ и кончая запасами продуктов. Так же практика показала, что основные технические моменты, заложенные в конструкцию «Макара», вполне надежно работают и дают возможность планирования более сложных и интересных экспедиций. Осталось дело за немногим – клонировать аппарат, а дальше, куда глаза глядят…

Заключение.
Надеюсь, после изложения итогов нашей поездки в места достаточно отдаленные, не все из этого материала будет напоминать Pr -акцию отдельно взятого механизма, а еще дополнительно позволит расширить кругозор читателей о событиях, которые когда-то проходили в нашей стране.


Изображение

P.S.
После того, как экспедиционеры оказались на барже для отправки техники и себя на «материк», общая эмоция выплеснулась наружу –«Ну не хватило нам адреналина». На что резонно был найден ответ- «Геройские подвиги начинаются тогда, когда не хватило мозгов, времени и денег на качественную подготовку к поездке. Чуть-чуть недоделали что –то, и можно начинать преодолевать тяготы и лишения плохо подготовленного проекта. Зато запомнится надолго... ». А пока мы насладились вполне серьезным путешествием с конкретными задачами и своеобразным эффектом псевдолегкого достижения конечного результата.

Текст отчета:
Иванов Андрей

Фото:
Иванов А и Ганаев А



Изображение

АВТОМОБИЛЬ « МАКАР »

Колесная формула 6Х6
Двигатель дизельный TOYOTA 1KZ-TE ( 130 л/с )
АКПП.
Мосты- TLC 80 имеют принудительные блокировки.
Раздаточная коробка- доработанная от Toyota SURF
Каркас кузова изготовлен из титановой трубы 38/2 и обшит алюминиевым листом 1-1.5 мм. Утеплен пеноизолом 20 мм.
Для обогрева в холодное время года установлен Вебасто.
Сухая масса - 2540 кг.
Запас топлива – 380 литров.
Скорость на плаву - 0.5 км/час
С навесным лодочным мотором – около 5 км/час
Грузоподъёмность – 1000 кг.
Крейсерская скорость – 70 км/ч. (2300 об/мин).
Габаритные размеры
Длина – 5680 мм.
Ширина – 2400 мм
Высота – 2380 мм
Шины ТРЕКОЛ ( 1300 600 533 )
Вместимость –4 человека.
Расход топлива по дороге с твердым покрытием при скорости 65- 70 км/ч – 15,5 л/100 км., по бездорожью – 3,8 – 4 л/час. ( фактический )
Конструкция вездехода рассчитана на автономное проживание всех членов экипажа в любых погодных условиях примерно на 10 дней путешествия.


Последовательность изготовления вездехода можно более подробно увидеть на сайте http://www.russianadventureclub.ru
не надо много.... нужно постоянно
uvat
Сообщения: 5440
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:55
Откуда: Омск

Сообщение uvat »

Иванов Андрей
Тему перенёс.
Карта маршрута, можно изменить размер(уменьшить), чтобы страница стала более удобной для просмотра?
Если да, то перезалью. [:})
Вездеход "Болотный Проходимец"
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Да было бы лучше с картой разобраться , на нашем сайте она в двух видах- малый не читабелен, только для обзорности, а большой сильно тяжелый. Пришлось выбирать этот вариант, а то мне показалось , что публика на вашем сайте дотошная до мелочей ))) С вариантом заливки с комьютера напрямую не разобрался ))
Лучше перезалить...
Но на этом мой кретинизм на закончился- еще есть видео на ютубе... как-то бы и его сюда впиндюрить. Вроде делаю по логике павильно, но чего-то не хватает....Мне б ссылочку как это сделать..помогай пожалуйста и спасибо за помощь [:})
не надо много.... нужно постоянно
Дмитрий78
Сообщения: 3204
Зарегистрирован: 19 мар 2010, 08:43
Откуда: Ленинград

Сообщение Дмитрий78 »

Иванов Андрей
Вставляешь ссылку.
Жмёшь предварительный просмотр, появляется кнопка ютуба.
Выделяешь ссылку и жмёшь кнопку.
Опять предварительный просмотр. Смотришь получился ли фильм.
Если получилось, то жмёшь кнопку отправки.
Вроде так.
А карта да, весь пост испортила. Сообщения в размер карты получаются. Приходится влево-вправо ёрзать((.
Собачки красивые на фотах.
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

uvat если поможет перезалить карту, то все поправится

Uvat!!!! сделай пожалуйста эту тему читабельной )))) :yahoo:

Ну и вопрос-- Почему только собаки красивые )), а все остальное безобразное, что ли?))..А сам МАКАР разве он не прекрасен )))
не надо много.... нужно постоянно
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Дмитрий78 писал(а):Иванов Андрей
Вставляешь ссылку.
Жмёшь предварительный просмотр, появляется кнопка ютуба.
Выделяешь ссылку и жмёшь кнопку.
Опять предварительный просмотр. Смотришь получился ли фильм.
Если получилось, то жмёшь кнопку отправки.
Вроде так.
А карта да, весь пост испортила. Сообщения в размер карты получаются. Приходится влево-вправо ёрзать((.
Собачки красивые на фотах.
И еще сегодня попробую залить видео, по словам из описания как это сделать вроде все понятно. Спасибо.
не надо много.... нужно постоянно
uvat
Сообщения: 5440
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:55
Откуда: Омск

Сообщение uvat »

Иванов Андрей писал(а):Мне б ссылочку как это сделать..помогай пожалуйста и спасибо за помощь
Иванов Андрей
http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=3885
Вездеход "Болотный Проходимец"
Аватара пользователя
Иванов Андрей
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 16:46
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Иванов Андрей »

Видео про снегоболотоход МАКАР

[video][/video]

[video][/video]

[video][/video]
не надо много.... нужно постоянно
comer
Сообщения: 583
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 21:25
Имя: 8 921 371-43-04
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение comer »

Да, здорово, интересное таке путешествие в прошлое.
ВЕЗДЕходы от слова ВЕЗДЕ.
Быстрая личка 8 921 371-43-04
Аватара пользователя
Михалыч62
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 23 авг 2010, 03:00
Откуда: 200км Южнее Тюмени

Сообщение Михалыч62 »

Иванов Андрей Понимаю , что ваш поход был не вчера!!! Но всё равно спасибо за интересные видио и фото!
:roll: :roll: посмотрел как на одном дыхании! А последний ролик вообще смотрел с открытым ртом! Думал ну всё сейчас они засадят своего МАКАРА , ан нет всё ползёт и ползёт, хоть и почвы под ним нет одна болотная жижа :shock: :roll: Ещё мне колпаки в колёсах понравились! Понимаю что для повышения плавучести, но из чего они сделаны? Может и пишу уже в никуда, давненько ваша страница уже висит :)-)):
Как хорошо дома! Когда возращаешься из лесу....И как хорошо в лесу, когда засиделся дома!

Вернуться в «Путешествия и вылазки на Вездеходах»