строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200
-
- Сообщения: 860
- Зарегистрирован: 15 июл 2014, 02:20
- Имя: Валерий
- Откуда: Санкт-Петербург
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
Пока произведем предварительный расчет трансмиссии для максимальной скорости 60 км/час и колес диаметром 1600 мм.
Не будем в предварительных расчетах учитывать такие понятия, как статический радиус и прочие, предназначенные для точного вычисления параметров трансмиссии.
60 км/час = 1 км/мин = 1000 м/мин
Будем все нормировать на минуту, поскольку один из основных параметров двигателя внутреннего сгорания – скорость вращения коленчатого вала обычно приводится в числе оборотов за минуту.
Длина окружности колеса диаметром 1600 мм почти точно равна 5 метрам.
При максимальной скорости такое колесо совершит 1000 м/мин / 5 м = 200 оборотов.
Максимальную мощность 145 л.с. двигатель 1KZ-TE развивает при 3600 об/мин. Именно для такой скорости вращения коленчатого вала и будем рассчитывать все параметры трансмиссии.
Делим 3600 об/мин на 200 об/мин и получаем 18. Число 18 – это передаточное число (ПЧ) всей трансмиссии при максимальной скорости вездехода.
При этом ПЧ АКПП будет равно 0,705, а раздаточной коробки – 1. ПЧ ГП ГАЗ-71 = 1,9.
Если число 18 разделить на все эти числа, то получим передаточное число цепного бортового редуктора (ПЧ ЦБР).
Итак, ПЧ ЦБР = 18 / 0,705 / 1 / 1,9 = 13,44.
Прежде чем двигаться дальше, необходимо оценить максимальную тягу вездехода, чтобы убедиться, что он сможет нормально поворачивать в бортовом режиме.
Ранее (данные на рисунке выше) мы уже вычислили, что максимальное ПЧ трансмиссии до ЦБР составляет 13,67.
Максимальный крутящий момент двигателя составляет 343 Нм.
Перемножаем 343 Нм х 13,67 х 13,44 = 63018 Нм. Это мы получили максимальный крутящий момент на колесах вездехода.
Теперь переведем Нм в Кгс и поделим на радиус колеса, который равен 0,8 м.
63018 / 9,8 / 0,8 = 8038 (кгс)
Думаю, что при тяге чуть более 8 тонн никаких проблем с бортовым поворотом у вездехода быть в принципе не может. Получился небольшой танк, что и следовало ожидать при такой мощности двигателя.
Формально я посчитал и минимальную скорость, чтобы было что сравнивать с механическими КПП. Естественно, для АКПП это значение значит намного меньше, чем для механических КПП.
Не будем в предварительных расчетах учитывать такие понятия, как статический радиус и прочие, предназначенные для точного вычисления параметров трансмиссии.
60 км/час = 1 км/мин = 1000 м/мин
Будем все нормировать на минуту, поскольку один из основных параметров двигателя внутреннего сгорания – скорость вращения коленчатого вала обычно приводится в числе оборотов за минуту.
Длина окружности колеса диаметром 1600 мм почти точно равна 5 метрам.
При максимальной скорости такое колесо совершит 1000 м/мин / 5 м = 200 оборотов.
Максимальную мощность 145 л.с. двигатель 1KZ-TE развивает при 3600 об/мин. Именно для такой скорости вращения коленчатого вала и будем рассчитывать все параметры трансмиссии.
Делим 3600 об/мин на 200 об/мин и получаем 18. Число 18 – это передаточное число (ПЧ) всей трансмиссии при максимальной скорости вездехода.
При этом ПЧ АКПП будет равно 0,705, а раздаточной коробки – 1. ПЧ ГП ГАЗ-71 = 1,9.
Если число 18 разделить на все эти числа, то получим передаточное число цепного бортового редуктора (ПЧ ЦБР).
Итак, ПЧ ЦБР = 18 / 0,705 / 1 / 1,9 = 13,44.
Прежде чем двигаться дальше, необходимо оценить максимальную тягу вездехода, чтобы убедиться, что он сможет нормально поворачивать в бортовом режиме.
Ранее (данные на рисунке выше) мы уже вычислили, что максимальное ПЧ трансмиссии до ЦБР составляет 13,67.
Максимальный крутящий момент двигателя составляет 343 Нм.
Перемножаем 343 Нм х 13,67 х 13,44 = 63018 Нм. Это мы получили максимальный крутящий момент на колесах вездехода.
Теперь переведем Нм в Кгс и поделим на радиус колеса, который равен 0,8 м.
63018 / 9,8 / 0,8 = 8038 (кгс)
Думаю, что при тяге чуть более 8 тонн никаких проблем с бортовым поворотом у вездехода быть в принципе не может. Получился небольшой танк, что и следовало ожидать при такой мощности двигателя.
Формально я посчитал и минимальную скорость, чтобы было что сравнивать с механическими КПП. Естественно, для АКПП это значение значит намного меньше, чем для механических КПП.
Почта: val_001@mail.ru
Локаут до 24.06.2020
Локаут до 24.06.2020
-
- Сообщения: 1270
- Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
- Откуда: МУРМАНСК
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
... представляю себе размер ведомой звезды, ЦБР ,под дюймовую цепь, в 269-ть зубов.
Может и делительный диаметр такого зубчатого колеса нам озвучишь?
Алексей http://kolamap.ru/
-
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 28 авг 2017, 10:06
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Иркутск
-
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 28 авг 2017, 10:06
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Иркутск
-
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 28 авг 2017, 10:06
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Иркутск
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
и целом как быть с звездочками ведомой и ведущей
-
- Администратор
- Сообщения: 9623
- Зарегистрирован: 24 фев 2009, 13:29
- Имя: Денис
- Откуда: Санкт-Петербург
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
сурфовод, заказывай на 269 зубов! 4 шт!
-
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 28 авг 2017, 10:06
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Иркутск
-
- Администратор
- Сообщения: 9623
- Зарегистрирован: 24 фев 2009, 13:29
- Имя: Денис
- Откуда: Санкт-Петербург
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
сурфовод, давай попробуем сначала на спичках?
У тебя сурф? Диаметр колеса сколько?
И сколько он едет км в час на первой пониженной при 1000 об в мин?
У тебя сурф? Диаметр колеса сколько?
И сколько он едет км в час на первой пониженной при 1000 об в мин?
-
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 28 авг 2017, 10:06
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Иркутск
-
- Сообщения: 860
- Зарегистрирован: 15 июл 2014, 02:20
- Имя: Валерий
- Откуда: Санкт-Петербург
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
Читайте ветку внимательно и старайтесь вникнуть.
Все достаточно сложно для восприятия, но по другому не получится.
Как и предполагал и писал ранее, ЦБР получается трехступенчатым, что совершенно обычное дело для таких аппаратов.
Третья ступень будет самой мощной и самой дорогой. Вполне возможно, что лучше все-таки ее делать внешней, то есть пойти по пути ДИФ-4.
Поэтому третья ступень делается с наименьшим ПЧ для экономии средств. Все ведущие звездочки следует делать с числом зубьев не менее 15.
Довольно правильным сделать первые две ступени с ПЧ=3, тогда третья ступень получится с ПЧ = 13,44 / 3 / 3 = 1,49.
Сейчас нет никакого смысла считать сам трехступенчатый редуктор, поскольку очень многое зависит от ступицы колеса. С нее и надо начинать.
При такой дикой тяге, безусловно, никаких шариковых подшипников. Можно за основу взять задний колесный узел от ГАЗ-66, то есть цапфу, ступицу, подшипники и прочую мелочевку. Тормозные детали, в том числе барабан не нужны. В интернете вполне бюджетно все это можно купить комплектами.
От этих размеров и "плясать" с размерами звездочек.
Можно сделать самодельные колесные узлы, если позволяет станочное оборудование. Тогда звездочки будут немного компактней и дешевле.
С учетом разводки по колесам всего получается по 8 звездочек и четыре куска цепи разных типоразмеров на каждый борт. И очень жесткая компоновка звездочек и цепей.
Решайте, надо ли все это. Бортповоротных дешевых вездеходов не бывает. На поверку это всегда двойная трансмиссия добротной переломки. Поэтому и писал про амбразуру.
А в качестве примера приведу, что получается по итогам конечного проектирования.
Вот, например, трансмиссия известного в очень узких кругах вездехода "Скаут". И это вариант только двухступенчатого цепного бортового редуктора.
Почта: val_001@mail.ru
Локаут до 24.06.2020
Локаут до 24.06.2020
-
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 28 авг 2017, 10:06
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Иркутск
-
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 28 авг 2017, 10:06
- Имя: Дмитрий
- Откуда: Иркутск
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
яУ вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 3352
- Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
- Имя: Михаил
- Откуда: Вологодская,Сокол
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
Все эти цепи и звёзды примерно и будут весить как вторая ГП 71,да щё минус их надёжность.
Ребята давайте жить дружно.
-
- Сообщения: 860
- Зарегистрирован: 15 июл 2014, 02:20
- Имя: Валерий
- Откуда: Санкт-Петербург
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
242 см окружности - это 80 см диаметр колеса. Получается, что для того, чтобы компенсировать увеличение диаметра шины до 160 см надо в трансмиссии обороты двигателя понизить в 2 раза. Минимальную скорость надо понизить раза в 2. Это уже суммарное понижение в 4 раза. Мосты из трансмиссии уходят, которые давали понижение примерно в 4,5 раза. Вот и получается, что по сравнению с трансмиссией автомобиля в трансмиссии вездехода необходимо от выхода раздатки до колеса обороты понизить обороты приблизительно в 18 раз. Естественно, +-.
Все это и делают ГП ГАЗ-71 и трехступенчатый ЦБР.
Почта: val_001@mail.ru
Локаут до 24.06.2020
Локаут до 24.06.2020
-
- Сообщения: 860
- Зарегистрирован: 15 июл 2014, 02:20
- Имя: Валерий
- Откуда: Санкт-Петербург
строительство бортповоротного вездехода с 0 +,- подводные камни
Раздача крутящего момента на колеса двумя цепями одной сдвоенной звездочкой - это одна ступень.
То есть, на рисунке не хватает еще одной ступени понижения оборотов.
Теперь о весе. Ничего радостного в цепях нет, особенно если нет опыта проектирования и эксплуатации цепей. Но это единственная альтернатива стремительному увеличению массы вездехода. Достаточно представить себе массу мостов донора двигателя. Чтобы из этого получился вездеход, надо на эти мосты водрузить еще колесные редукторы с ПЧ=4. Представляете суммарную массу?
У бортповоротника без подвески и жестко связанным приводом колес борта все еще хуже. Всегда может оказаться ситуация, когда одно колесо окажется в воздухе и вся тяга борта окажется на этом колесе. В свою очередь использование ГП ГАЗ-71 означает, что вся тяга двигателя регулярно оказывается на одном борту. Следовательно, что? Следовательно, мы обязаны вести проектирование из предположения, что вся дурная тяга двигателя может оказаться на одном единственном колесе. Иначе поломка трансмиссии - это только вопрос времени. В этом огромное отличие бортповоротника от других схем - его трансмиссия всегда избыточна по прочности.
Чем дальше, тем больше убеждаюсь в нетленности огромного, хоть и не доведенного до логического завершения, труда Завгара.
https://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?f=73&t=11296
С этой веткой надо обязательно познакомиться всем, кто хочет сделать бортповоротный вездеход. Сугубо мое мнение.
А схема трансмиссии с трехступенчатым бортовым редуктором выглядит примерно так, как на рисунке ниже.
Чтобы не было так страшно и чтобы не запутаться в цепях, сначала рисуется блок-схема с общим ПЧ ЦБР, а потом все расшифровывается в вот такой вот ужас:
Последний раз редактировалось val_001 05 май 2018, 10:58, всего редактировалось 1 раз.
Почта: val_001@mail.ru
Локаут до 24.06.2020
Локаут до 24.06.2020