Переделка двигателя Планета на водяное охлаждение /СТАТЬЯ/

ИЖ, мотоколяска, пускачи, Тула, Совдеп.

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

uvat
Сообщения: 5440
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:55
Откуда: Омск

Переделка двигателя Планета на водяное охлаждение /СТАТЬЯ/

Сообщение uvat »

В разных темах отвечал на вопросы по поводу переделки двигателя Планета на водяное охлаждение, вот решился собрать всё в кучу...
Минимальный набор для переделки:
Цилиндр ПД-10, головка цилиндра ПД-10, шпильки с гайками от ПД-10,
прокладка головки, прокладка выпускного коллектора, прокладки под патрубки на цилиндр и головку, продувочный краник на головку ПД-10(можно просто болт в качестве заглушки).
Переходник под карбюратор самодельный.
Выпускной коллектор самодельный.
Датчик и прибор температуры, есть два варианта :
от Ваз-06 и Уаз, датчик врезается в головку цилиндра или в верхний патрубок, последний вариант удобней.

Изображение


Убираем все шероховатости литья в каналах цилиндра с помощью полукруглого и круглого напильника, можно удалить язычок из впускного окна(с помощью электролобзика).
Поршень поршневой палец и кольца всё планетовское, поршень подбираем по цилиндру ПД-10.

Изображение

Изображение

Процедура установки цилиндра на двигатель стандартная и нет нужды её описывать, есть один нюанс(шатун может задевать за нижний край зеркала цилиндра ПД-10), чтобы проверить, одеваем цилиндр на двигатель(поршень без колец) и проворачиваем коленвал(прокладку по цилиндр пока не ставим), если чувствуем , что шатун задевает, то полукруглым напильником делаем углубления в нижней части зеркала цилиндра в плоскости хода шатуна.
Датчик включения элетропомпы и датчик температуры монтируем используя металлический патрубок с резьбой под датчик радиатора(от Газели или Волги, можно купить на авторынке), в него же ввариваем гайку под датчик температуры.

Изображение

Электропомпу используем от Газели.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Выхлопной коллектор полностью самодельный, в моём варианте фланец изготовлен из металла 6мм, сам корпус из квадратного профиля 50502, в него под необходимым углом( в зависимости от компоновки) в варена труба, но можно использовать заводской глушитель ПД-10 перекроив его.

Изображение


Я использовал радиатор от Ваз 10ки, но могут быть и другие варианты(в идеале медный радиатор от Ваз-2121 или Газели).
Принудительный обдув осуществляется с помощью штатного электровентилятора или сделав самодельный кожух и установив моторчик с крыльчаткой от автомобильной печки салона(Ваз, Уаз).
Выбор моторчика и радиатора во многом зависит от условий эксплуатации и температуры окружающего воздуха.
Например: при движении по тяжёлому болоту с грузом на пневматиках на 1300 лучше установить штатный электрообдув радиатора, а при эксплуатации караката на Бел-79 и в менее суровых условиях будет достаточно моторчика от печки отопителя салона.
Для включения элетровентилятора используем штатный датчик, расположенный в радиаторе.

Изображение

Изображение

Электропомпа приводится в действие от датчика установленного в верхний патрубок радиатора, можно на аварийный случай установить тумблер принудительного включения помпы и сделать контрольную лампочку на панели приборов, сигнализирующую о включении помпы.
Помпа подключена в водяной контур параллельно нижнему патрубку радиатора, для того, чтобы в полной мере использовать возможности термосифонной системы охлаждения.
Характеристики помпы:
Конструкторское обозначение 32.3780
Номинальное напряжение 12 В
Максимальный ток 4,0 А
Создаваемое давление 0,15 кг/см2
Масса 1,15 кг
Датчики включения помпы и электровентилятора включаются через реле и защищены предохранителями.
Температуру срабатывания датчиков подбираем индивидуально, в зависимости от условий эксплуатации.
Использование водяной системы охлаждения на каракате, значительно увеличивает ресурс двигателя.
Имеет место не значительная потеря мощности(теоретически), а на практике это не заметно за счёт большого понижения в трансмиссии.
Эта статья писалась в большей мере применительно к каракатам, переделка на мотоцикле будет иметь некоторые нюансы.
Последний раз редактировалось uvat 27 дек 2009, 18:36, всего редактировалось 3 раза.
Вездеход "Болотный Проходимец"
Аватара пользователя
lunatik-1
Сообщения: 31785
Зарегистрирован: 02 июл 2008, 13:46
Имя: +7 (812) 000-00-00
Откуда: Ленинград

Сообщение lunatik-1 »

Юра ! Это ГОТОВАЯ статья на сайт !

Тема Строжайше модерируется Админом,
все могут внести важное дополнение по согласованию с Автором.

Писать можно сдесь, по устареванию оперативности момета,
изменения и дополнения будут внесены в первое сообщение,
а последующие удалены.

[:})
Vadim
Сообщения: 254
Зарегистрирован: 22 фев 2009, 19:27
Имя: 8 962 787 5791
Откуда: Томская обл.

Сообщение Vadim »

uvat

Забыл добавить важно что радиатор так поставлен чтобы было термосифонное охлаждение а помпа доп оборуд и если она откажет то не сильно страшно :bravo: А так респект и уважуха как говориться :ok: поболее бы таких статеек
не каждый самодельщик конструктор но и не каждый конструктор самодельщик
Аватара пользователя
nuf
Сообщения: 4364
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 11:15
Откуда: Климовск - Москва

Сообщение nuf »

uvat писал(а):А я в сомненьях был, надо иль не надо...

uvat, :roll:

[:})
Аватара пользователя
Asterix
Сообщения: 1562
Зарегистрирован: 21 ноя 2008, 15:09
Имя: Павел
Откуда: Тверь

Сообщение Asterix »

uvat
Может стоит так же упомянуть про вентилятор обдува радиатора?
Наверняка не только от "десятки" радиатор будут ставить, а и поменьше - будет греться. Да и вездеходы с планетовским движком разные по массе и конструктиву (я о КПД) - даже с водянкой может несладко придтись. Поэтому, ИМХО, в статью нужно добавить пункт о том, что весьма желательно сразу сделать принудительный обдув радиатора - он лишним не будет. Да и сделать несложно совсем, если в радиаторе дырка под датчик есть.

Ещё небольшое дополнение: к пускачу выпускают заводской флянец глушителя. Ты-то наверняка об этом знаешь, а некоторые люди, которые пускача в глаза не видели, нет.
Вездеходы на шинах низкого давления и диски к ним
8 (910) 846-23-29 (Павел)
uvat
Сообщения: 5440
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:55
Откуда: Омск

Сообщение uvat »

Всем большое спасибо за грамотные замечания и поправки.
[:})
Вездеход "Болотный Проходимец"
Аватара пользователя
Юрий(78rus)
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 26 авг 2009, 18:45
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юрий(78rus) »

на цилиндре ПД10 перепускные каналы меньше чем на картере планеты!!! Если бы было наоборот то было бы без разници а в нашем случае это серьезное сопротивление поступанию смеси в цилиндр!!!!

зеленым фламастером я указал то что нужно убрать - Изображение
Аватара пользователя
Thor17
Сообщения: 1703
Зарегистрирован: 19 авг 2009, 22:07
Откуда: Рязанская область

Сообщение Thor17 »

Пускачевскую головку сильно поджать нельзя, рубашка охлождения близко. Кроме того допустимая степень сжатия будет зависить от количества масло в бензине.
Аватара пользователя
lunatik-1
Сообщения: 31785
Зарегистрирован: 02 июл 2008, 13:46
Имя: +7 (812) 000-00-00
Откуда: Ленинград

Сообщение lunatik-1 »

Thor17 писал(а):Кроме того допустимая степень сжатия будет зависить от количества масло в бензине.
Теория - опровергаемая практикой.

Во первых, сейчас имеются СПЕЦИаЛЬНЫЕ масла для 2Т моторов, которые допускают ВСЁ по нагреву, оборотам, Ст. Сжатий.
Во вторых, на Планетовской схеме НЕРЕАЛЬНО так зажать головку (и Ст.Сж.) чтоб мотор не рассыпался раньше, чем перестал работать петроль с маслом.

[:})
uvat
Сообщения: 5440
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:55
Откуда: Омск

Сообщение uvat »

vania
Применительно к болотоходу с полным приводом:
Воздушное охлаждение кольца на сезон.
Водяное несколько сезонов(лет).
Для караката самое страшное перегрев со всеми вытекающими...
Вездеход "Болотный Проходимец"
Аватара пользователя
Юрий(78rus)
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 26 авг 2009, 18:45
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юрий(78rus) »

Изображение



Изображение
Аватара пользователя
vania
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 18:11
Откуда: Екатеринбург

Сообщение vania »

На форуме по моему уже поднимали вопрос: что лучше-электрическая(от газели) или механическая (как на юпитере) помпа. Я прикидывал вот что: электрическую можно включить после прогрева, поэтому можно обойтись без термостата, а как быть с тем что она крутиться при одних оборотах, то есть на малых оборотах движка он будет охлаждаться сильнее чем при больших. Теперь о механической: работает постояно, при прогреве тоже, тоесть нужен термостат. Зато нравиться что при больших или меньших оборотах движка, помпа качает разное количество жидкости-двигатель охлаждается равномерно. Конечно это обсуждали, но всё-таки хочется услышать ВАШЕ мнение что лучше и конечно что надёжней, а то я чёто сильно заморочился по этому поводу-особено о надёжности(я как и многие задолбался гайки крутить, охота сделать надёжно)
uvat
Сообщения: 5440
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:55
Откуда: Омск

Сообщение uvat »

vania
Я свой выбор сделал(электропомпа)
Почему?
В любом магазине у нас можно купить, приличный ресурс( на машине 7 лет отработала, без претензий), в любую систему можно инсталлировать.
Вездеход "Болотный Проходимец"
Аватара пользователя
Саня
ЗАБАНЕН
Сообщения: 5086
Зарегистрирован: 09 июл 2008, 11:02
Откуда: Солнечный Пскобаристан

Сообщение Саня »

vania писал(а):Я имел виду обороты помпы, если движок работает на небольших оборотах, тоесть не грееться сильно, а помпа всегда ведь на максимальных оборотах молотит и в такой ситуации движок ведь холодный?
Делаем как термосифонка, но в голову датчик от ТАЗ включения вентилятора, тогда после охлаждения жидкости в системе ниже 95 вроде гр. помпа отключится, двиг перейдёт на термосифонное, под нагрузкой помпа сама включится. Так и сделано у uvatа
Всё в этом мире относительно.....
Я тут так,... зашёл разговор поддержать......
uvat
Сообщения: 5440
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 09:55
Откуда: Омск

Сообщение uvat »

vania писал(а):Да понял я уже про обе системы всё. Хочется услышать ВАШЕ мнение о системе с механической помпой.
Конечно можно сделать, только придётся мудрить с приводом.
А поставить можно, хоть от стиральной машины типа Сибирь или от мотокультиватора Крот, у кого что есть...
Вездеход "Болотный Проходимец"

Вернуться в «Двигатель III»