Гусеничный вездеход "Варг"

Гусеничные вездеходы ЗП

Модераторы: новичок, Володька Николаев, argon84, Вопрос, mmcl200

Fuad
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
Имя: Федор
Откуда: Хязельки
Возраст: 46

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Fuad »

Всех приветствую!
Нашел время, преодолел лень и решил всё-таки создать тему о строительстве своего вездехода.
Забегая вперед скажу, что вездеход построен, ждет полноценного тестирования и неизбежного устранения недостатков конструкции. Не всё, но многое было задокументировано в виде фотографий, в теме постараюсь изложить процесс постройки поэтапно. Вездеход начал собираться в середине 2017г., закончилось строительство весной 2020г. Абсолютно все работы производились мной одним в свободное время, без друзей и помощников. Сложные токарные/фрезерные работы, которые мне были не под силу, производились «на стороне» по моим чертежам и наброскам.
Сама идея постройки именно гусеничного вездехода возникла спонтанно, несмотря на многолетние увлечения колесной авто/мототехникой, хотелось построить именно гусеничный вариант. Не бесподвесочный «тазик» о трёх осях на мосту Ваз, а именно полноценный крытый вездеход, на подвеске и закрытым салоном. Опыта строительства не было от слова совсем.
Толчком послужило объявление о продаже трансмиссии от Argo Centaur здесь на форуме, по-моему в году 2016. Если память не изменяет, отдал я что-то около 20т.р. Разумеется заранее изучив конструкцию этого узла.
С момента принятия решения о начале строительства, я вдохновлялся конструкцией и внешним видом вездехода Thiocol 601. Хотелось повторить его конструкцию, но из-за оригинальности и сложности пришлось изобретать самостоятельную схему.
Итак начнем….
С прошлой работы в гараже валялись две шестиметровых профильных трубы 100х60 из нержавеющей стали. Обладая базовыми навыками аргонно-дуговой сварки было принято решение изготовить раму именно из нержавейки, заодно поучиться варить TIG-ом.
При выборе концепции подвески склонился к полностью независимой, с отдельными упругими элементами на каждое колесо. В итоге в профильных трубах коронкой были просверлены сквозные отверстия через 750мм, диаметром по-моему 80 или 81мм. В отверстия были вварены отрезки трубы 80х7 или 8, длиной 250мм, точные цифры не помню. Итого получилось по 4 «втулки» для рычагов с каждой стороны. Сами полурамы изготовлены из сдвоенной профильной трубы. Фото вставлю ниже, чтобы более наглядно представить полученную конструкцию. В передней части рама ломается немного вверх, для поднятия оси ленивца. Для приводной оси использовались два отрезка трубы 102х10, длиной около 500мм. Для оси ленивцев так же использовал толстостенную трубу, что-то типа 70х10. Их соединил трубой со стенкой 5мм, чтобы не утяжелить конструкцию. Использовать целую ось для ленивцев не стал, нужна была приличная толщина стенки, а труба такого размера весит крайне негуманно. Сварка осей с трубой сделана с разделкой, в несколько проходов. Внутрь стыка запрессована выточенная вставка, никаких сомнений в прочности не было. На разборке были куплены два передних кулака от Iveco Daily с разболтовкой 6х170. Из кулака вырезана сама ось ступицы, обточена по посадке и запрессована в трубу. Обварена снаружи с разделкой. Подшипник ступицы могучий, сама ступица тоже крайне крепкая. С расчетами помогал Solidworks.
Далее рама собралась, наварены многочисленные косынки-усилители. Общую картинку можно увидеть на фото ниже. За качество сварки не пинайте, я только учусь, задачи получить эстетику не стояло, к тому же мой сварочный аппарат с трудом осиливал такой объем сварочных швов. Ну и руки тряслись из-за отсутствия должной сноровки и необходимой оснастки.
Чтобы не перегружать посты на этом наверно закончу, постараюсь регулярно пополнять тему, на её создании настаивали Валерий Иванов и Геннадий Хаинов. Именно два этих конструктора дали массу советов, помогли в расчетах и указали на ошибки.

8184

8185

8187

8188

8189

8190

8193

8195

8196

8198
Последний раз редактировалось Fuad 14 апр 2021, 18:55, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
didulya
Сообщения: 3352
Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
Имя: Михаил
Откуда: Вологодская,Сокол

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение didulya »

Fuad, Монументально. :roll:
Ребята давайте жить дружно.🐌
Fuad
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
Имя: Федор
Откуда: Хязельки
Возраст: 46

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Fuad »

didulya писал(а): 14 апр 2021, 15:45 Монументально.
Да как-то само получилось :))) Поездка на взвешивание еще предстоит, но особой задачи экономить вес не стояло, это выходит крайне дорого.
Продолжу повествование...
Выбор конструкции рычагов произошел случайно, как-то проходя мимо разборки грузовиков под пандусом моста на пр.Славы, решил зайти и поглазеть на остовы грузовиков. Глаз упал на задний стабилизатор какого-то Renault, то ли Magnum, то ли Premium, не помню... Но какой-то довольно старый и популярный в свое время тягач. В итоге за смешные деньги был куплен один стабилизатор для тестов.
Стаб был обмерян и разрезан пополам. Получились две заготовки рычагов. Моих станочных мощностей для реализации задумки не хватало, пришлось искать человека с доступом к крупному фрезерному и токарному станкам. В итоге посадочное под ось колеса расточено, ось самого стабилизатора прошлифована в размер 46мм, на конце нарезана резьба М44 и на той же разборке куплена пара подходящих гаек от фланца кардана. Уже дома из Ст45 была выточена ось для ступицы, ступицы предполагалось использовать задние от Nissan Maxima/Teana (5х114,3), ввиду дешевизны и доступности. В качестве опорных катков заранее были куплены десяток докаток от Nissan Juke, опять же ввиду дешевизны.
По памяти, навскидку в итоге: стабы задние в среднем по 2000р. штука, ступицы новые китайские по 1500р. штука, докатки 4шт. по 1000руб, остальные 4шт. вышли по 1700руб.
Диск ленивца составной R8 от какого-то погрузчика (по размерам) и с разболтовкой 6х170, пара резины б/у с авито, размером 4,5х8 (диаметр около 360мм). Грузоподъемность этого шинокомплекта прилично превышает таковую у стандартной резины, что-то около 2-х тонн каждое колесо.
Монтажные размеры трансмиссии были уже известны, была изготовлена и приварена крепежная балка, ну и косынки везде...
В свою очередь к рычагам приварены упорные шайбы, и рычаги были успешно установлены на свои места. Втулки под рычаги выточены из капролона, имеют упорные поверхности, длина втулок около 110мм. Запрессованы втулки с обоих сторон ввареной под них трубы, расстояние между ними внутри 10мм. В центре трубы отверстие для пресс-масленки. Так как предполагалось лодку сделать герметичной, а графитонаполненный капролон работает без смазки, наличие в центре оси кольцевого пространства предполагалось забить смазкой для достижения хоть какой-то герметичности.
Далее были смонтированы вертикальные стойки лодки и впоследствии изготовлены усилители, без них конструкция выглядела ненадежной.
Работы осложнял сильно увеличившийся вес "заготовки", в одиночку было тяжко крутить раму, приходилось иногда звать на помощь жену, для подстраховки разумеется.

8199

8200

8201

8202

8203

8205

8206

8207

8208
Аватара пользователя
didulya
Сообщения: 3352
Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
Имя: Михаил
Откуда: Вологодская,Сокол

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение didulya »

Fuad писал(а): 14 апр 2021, 18:41рычаги
Работают как торсионы ?
Ребята давайте жить дружно.🐌
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Aлексей »

Fuad писал(а): 14 апр 2021, 14:14 Опыта строительства не было от слова совсем.
Сразу по фотографиям догадался что строит не профессионал -
слишком все аккуратно и чисто.
:)))
Алексей http://kolamap.ru/
Fuad
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
Имя: Федор
Откуда: Хязельки
Возраст: 46

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Fuad »

didulya писал(а): 14 апр 2021, 19:49 Работают как торсионы ?
Нее.... Изначально хотел такую схему попытаться реализовать, но тогда оси по бортам получаются со смещением. Короткий торсион не работает как нужно, да и с выбором доноров не густо. Еще вариант был как в Thiokol сделать, там пружина как упругий элемент работает на скручивание, но слишком громоздкой показалась эта конструкция.
Стойки на каждое колесо в итоге, в следующем посту расскажу как реализовал подрессоривание. Конструкция получилась не супер, но на бумаге работает.
Aлексей писал(а): 14 апр 2021, 19:52 Сразу по фотографиям догадался что строит не профессионал -
слишком все аккуратно и чисто.
Это реально мой первый опыт строительства вездехода. Кроме строительства самого помещения, в котором теперь "отдыхаю", больше ничего в жизни не строил :)
Бандерлогин
Сообщения: 962
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 20:26
Откуда: Великий Новгород

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Бандерлогин »

Нержавейка, это хорошо, люблю нержавейку ( голосом Бориса Бритвы)!
Колхоз-дело добровольное, а не так что "хочу-не хочу"
Fuad
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
Имя: Федор
Откуда: Хязельки
Возраст: 46

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Fuad »

Выбор упругого элемента для подвески был непростой задачей. Из-за уже изготовленной основы рамы и рычагов, появились ограничения в габаритах для стойки: диаметр не более 75мм, длина 370-380мм ну и ход хотелось минимум 130-150мм. Сначала выбор упал на китайские стойки от мотоциклов с алиэкспресс, есть варианты в сборе с пружиной, на нагрузку до 500кг, с нужными параметрами длина/ход. Но смущали "жидкие" отверстия для болтов крепления (8мм, в лучшем варианте 10мм), да и стоимость по 10т.р. за стойку - крепко, т.к. нужно 8шт.
Речь идет о задних амортизаторах в сборе с пружиной для мотоциклов и вариантов задних моноамортизаторов.
Тут в гости из Москвы заехал товарищ, на среднеразмерном американском фургоне Chevrolet Express. На заднем мосту, в помощь рессорам, на авто были установлены пневмостойки достаточно компактного размера. С его слов - заводской вариант, таким прибыл из штатов. Изучив характеристики пришел к выводу, что такой вариант вполне может подойти. Нужные длина и рабочий ход, небольшой диаметр, номинальная грузоподъемность 1500фунтов на пару, максимальное давление 150Psi. Стоимость 60-70 долларов за пару. В итоге заказал для тестов 2шт., впоследствии приехало еще 6шт.
Пневмофурнитура с того же али, в РФ ничего нет в наличии, а дорогущие Camozzi работают отлично, но неинтересно по стоимости.
Далее встал вопрос конструирования кронштейнов для этих стоек. Набравшись информации в том числе с форума понимал, что внутри гусеничного полотна не должно быть ничего, по возможности конечно. Но у меня уже не было вариантов, решил строить "домики" для стоек.
В этом очень помог тот же Solid, больше в плане выбора толщины материала, чем самой конструкции. В большинстве проектов просто перестраховываются, делают кронштейны из более толстого металла. Программа же позволила рассчитать необходимые нагрузки достаточно точно. В итоге каждая ось без упругой деформации выдерживает нагрузку 2100-2200кг - это больше грузоподъемности пневмостоек. Опять же, нужно будет все проверить эксплуатацией. Вездеход тихоходный, при должном умении можно ничего и не ломать.
Все было спроектировано и изготовлено, проверено "воздухом", бодро поднимается и опускается. Но это только рама с основой шасси.
Так же была произведена первая примерка трансмиссии.

8210

8211

8212

8214

8216

8218
Аватара пользователя
didulya
Сообщения: 3352
Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
Имя: Михаил
Откуда: Вологодская,Сокол

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение didulya »

Fuad, А сама пневмостойка в защитном кожухе ?
Ребята давайте жить дружно.🐌
Fuad
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
Имя: Федор
Откуда: Хязельки
Возраст: 46

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Fuad »

Как было сказано ранее, купленная трансмиссия была применена канадцами на вездеходе 8х8 Argo Centaur. Информации в сети о ней минимум, а об опыте эксплуатации вообще нет ни слова, даже на англоязычных ресурсах. Вывод напрашивается сам-собой: либо она у них получилась слишком ненадежной, либо слишком дорогой, поэтому не снискала популярности.
Снаряженный вес этого арго на гусеницах под 1500кг, на колесах прилично меньше - 1000-1200 (в зависимости от модификации). Грузоподъемность точно не помню, вроде 400-500кг. Так же он способен тянуть прицеп массой около 1000кг. и развивать скорость под 45км/ч. Привод осей у Argo - традиционно ущербный :))) - цепями, причем 19,05. Не знаю какого точно года моя трансмиссия, но последние выпуски Centaur уже были с цепями 25,4, мой соответственно ранний вариант. В качестве силовой установки на Argo был применен дизель Daihatsu, 950 кубов, 38сил, почти 100Н/м момента.
Логика была следующая: уложиться в 2т. снаряженной массы, уменьшить диаметр приводной звезды и увеличить немного ПЧ цепной передачи. Скорость 30-35км/ч меня вполне устраивала, а трансмиссию перегружать не хотелось.
Оригинальный дизель никак не достать, хотя в Японии выпускались автомобили с таким мотором. В итоге выбор пал на Toyota 1KR-FE - легкий, мощный, достаточно надежны и доступный.
Привод звезды предполагался цепной, сдвоенной цепью 19,05. Возникла необходимость изготовления приводных валов и шлицевых муфт для звезд по заданным размерам. Вал предполагался сразу со ступицей и его нужно вставлять в подшипники/сальники снаружи. Первые попытки изготовить их самостоятельно не увенчались успехом, за основу была взята полуось Камаз. В принципе все получилось, но не нашлось фрезеровщиков, которые бы взялись за нарезку шлицев. Итогом стала покупка заготовок Ст45, пару дней работы над чертежом и поиск токаря/фрезеровщика. Два месяца и валы готовы, с посадками под подшипники и сальник, шлицевой и резьбой. Точные размеры не помню, подшипники по-моему 80х50х40 (по два на сторону), шлицевая что-то типа 46мм (длина 120мм), резьба на конце М44. Ну и до кучи фрезеровщик из остатков материала изготовил две "бобышки" с внутренними шлицами в размер, диаметром 120мм и длиной тоже 120мм, для дальнейшей обработки под звездочки. Сомнений весь конструктив не вызвал, все выглядело очень крепко и толсто. Фоток готового вала найти не смог, увы...
Далее изготовление кронштейнов под ДВС, у Арго двигатель крепится жестко на трансмиссию и соединяется с ней вариатором. К сожалению моя трансмиссия была повреждена некорректным демонтажем. Со слов продавца разбирали Argo при помощи экскаватора. Закономерный результат - поврежденный шкив вариатора и дыра в корпусе (размером со спичечный коробок), от зубца ковша того же экскаватора. Но она полностью работоспособна, скорости переключаются отлично, посторонних шумов, хруста, переката я не услышал.
Ведущий вариатор был куплен Арктика, ведомый - Тайга. Напомню, Toyota 1KR-FE - 68л.с., 98Нм момента, что вполне соответствует заводскому дизелю Argo, кроме оборотов конечно. Ну и немного фото....

8219

8220

8221

8222

8223

8225

8226

8227
didulya писал(а): 15 апр 2021, 13:50 А сама пневмостойка в защитном кожухе ?

Нет, стойка без кожуха. Но кожухи изготовить можно. Я давно "общаюсь" с пневмоподвесками, крайне надежная и крепкая штука, упирает не от проколов, а от песка и то не быстро. У меня в итоге две запасных есть, да тестировать нужно. Далее все расскажу :)
Fuad
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
Имя: Федор
Откуда: Хязельки
Возраст: 46

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Fuad »

Заранее прошу прощения кому это интересно читать. Если слов много, то я могу урезАть повествование и вставлять больше картинок, не все любят читать :)
То didulya:
вот так она (стойка) выглядит примерно

8231
Аватара пользователя
didulya
Сообщения: 3352
Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
Имя: Михаил
Откуда: Вологодская,Сокол

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение didulya »

Fuad, [:}) Теперь понятен конструктив.Я просто про пневмобаллоны подумал. :)
Ребята давайте жить дружно.🐌
Fuad
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 22:07
Имя: Федор
Откуда: Хязельки
Возраст: 46

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Fuad »

Продолжу...
Изначально была идея отказаться от механизма натяжения гусеницы, предполагалось для натяжения использовать пневмостойки опорных катков, да и и саму гусеницу хотел изготовить на основе П-образных траков от Дмитрия из Сургута. Траки заказал, огромное спасибо Дмитрию :beer: , вопросы к ним конечно есть, но в целом всё отлично!
Материалом для изготовления приводной звезды я выбрал PE500 - сверхмолекулярный полиэтилен. Вариант не топовый, но стоимость вменяемая. Предполагалось изготовить наборную звезду: два "блина" полиэтилена и в середине стальной каркас. В итоге зеленые блинчики получились толщиной по 40мм, стальной центр - 10мм.
Валы приводные так же были изготовлены и смонтированы. С наружной стороны установлен сальник, внутри лодки вал фиксируется гайкой, затем широкое стопорное кольцо толщиной 3мм в качестве упора для звезд и далее еще одна резьба для фиксации звезд. Передаточное число цепной передачи посчитано и звезды заказаны. На фото ниже примерно понятна конструкция вала привода звезды.
Трансмиссия закреплена, необходимые крепежи сделаны и настал черед изготовления основы кузова и покрытия лодки.

8232

8233

8234

8235

8236

8237

8238

8239
Аватара пользователя
didulya
Сообщения: 3352
Зарегистрирован: 26 янв 2014, 17:39
Имя: Михаил
Откуда: Вологодская,Сокол

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение didulya »

Fuad писал(а): 15 апр 2021, 18:40 была идея отказаться от механизма натяжения гусеницы,
Придумал ? Я хочу двигать всю ось. :oops: Можно бы ролик натяжной сверху сделать,но это не для П-образных траков.
Ребята давайте жить дружно.🐌
Аватара пользователя
Aлексей
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 21:33
Откуда: МУРМАНСК

Гусеничный вездеход "Варг"

Сообщение Aлексей »

Fuad,

Рычаг сколько весит ?

Изображение
Алексей http://kolamap.ru/

Вернуться в «Гусеничные вездеходы ЗП»