Второй поход по Кольскому

Путешествия и общие мероприятия форумчан в 2013 году.

Модераторы: Володька Николаев, новичок, вовочка, argon84, Белый Дом, Вопрос, mmcl200

Аватара пользователя
Алексей Гарагашьян
Сообщений: 3704
Регистрация: 10 ноя 2008, 20:56
Репутация: 3
Имя: +7 (921) 315-51-41
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Алексей Гарагашьян » 21 окт 2013, 09:11

Сайт: http://garagashyan.ru/
Подробно о вездеходах: http://lunohoda.net/forum/viewforum.php?f=73
Вездеходный поход 2014: http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=10217

Аватара пользователя
bobas
Сообщений: 407
Регистрация: 22 мар 2010, 16:36
Репутация: 5
Имя: Владимир
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение bobas » 22 окт 2013, 11:03

нитка первой части похода

Изображение
дорогой называется направление, которым хочешь проехать

Аватара пользователя
bobas
Сообщений: 407
Регистрация: 22 мар 2010, 16:36
Репутация: 5
Имя: Владимир
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение bobas » 22 окт 2013, 11:04

Кольская мозаика
или второй поход по Кольскому полуострову на вездеходах (часть 2)

Изображение

Курс на Кейвы
"Время, проведённое в путешествии, в срок жизни не засчитывается" – так могла бы звучать перефразированная поговорка о рыбалке. И с этим я полностью согласен.
После короткой остановки в Островном, мы продолжили наше путешествие. Курс наш лежал в сторону возвышенности Кейвы через более-менее понятную местность –болота, реки.
Первую часть пути мы прошли большим составом. Компанию составил Сергей с дочкой Алиной на своём новом шестиколёсном вездеходе. Хотели всем составом дойти до Холодных озёр, но не получилось. Поэтому заночевали у одного из многочисленных озёр, встречавшихся на нашем пути. Костёр и разговоры с друзьями завершили этот день. Наутро, после демонстрации ходовых качеств вездехода на воде, мы расстались и продолжили путь.

Изображение

Изображение

Изображение

Рельеф постепенно выровнялся, под колёса легли долгожданные болота. Ещё небольшие, без окон и ручьев, но такие желанные. И больше никаких скал и каньонов :).

Изображение

Пройдя мимо Холодных озёр вышли на берег Иоканьги. Река на порогах бурлила и шумела, даже на расширении русла вода не была спокойной, перетекая через подводные камни. Однако это не смутило Алексея и он направил свой вездеход поперёк порогов. Мы, глядя на то, как колёса то левого то правого борта получали удары об скрытые препятствия, решили переправиться там, где вода казалась спокойней. Войдя в реку, сразу прожали газ и постарались пересечь её как можно быстрее. Создалась иллюзия, что мы плывём строго перпендикулярно, а нам наперерез подбираются огромные животные, поднимая волну над тёмными спинами. Зрелище не для слабонервных. Но, в который раз, всё окончилось благополучно. Выйдя на берег, подобрали на борт сухих веток для костра и расположились на ночёвку на продуваемом ветром холме в пятистах метрах от реки. Незаходящее солнце проводило своими лучами очередной вертолёт, скрывшийся за сопкой.

Изображение

Утром вертолёт появился снова. Большой МИ-8, около девяти часов утра совершил посадку на площадку у самой реки. Не глуша двигатель, с вращающимся винтами, совершил высадку пассажиров. Три человека спрыгнули на землю и отбежали в сторонку, а вертолёт тут же взлетел и направился вверх по реке доставлять очередную группу инорыбаков-любителей сёмужной рыбалки на следующий порог. Один из высадившихся тут же ушёл к реке, а двое продолжали стоять словно остолбеневши, так и простояли пока мы не уехали. Мы же продолжали сборы, на костре готовился завтрак. Минут через двадцать снова раздался шум винтов и огромная туша "ми-восьмого" пронеслась на нашим лагерем настолько низко, что едва не задела за антенны на вездеходах. Что это было, акция устрашения или желание посмотреть на варившиеся макароны в котелке? Но после такого хамского пролёта стало ясно, что появление в небе винтокрылых машин означает одно – здесь мы нежеланные гости и что в данном месте с природой установлены сугубо рыночные отношения.
Ну да ладно, у нас свои цели и свои дороги, то есть направления, ибо дорог здесь нет.
Снова болота, озёра, кочки и небольшие холмы.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Возле небольшой речки с названием Кувчвэй пришлось остановиться на небольшой ремонт. В нашем вездеходе открутились и потерялись два болта крепления левой опоры двигателя, отчего он приобрёл повышенную подвижность. В результате лопнула растяжка у самой опоры. С помощью сварки целостность детали была быстро восстановлена, а проверка надёжности крепежа опоры вошла в ежедневное ТО. Более такой неисправности не повторялось.

Изображение

Изображение

Двигались без дорог и колеи, просто по заранее выбранному направлению. Следующая стоянка была на слиянии рек Тундровая и Ачерйок. Вдоль берегов густо росли можжевеловые кусты, давшие обилие сухих веток для ароматного костра. Кроме того, здесь произошла странная рыбалка. В небольшом, замкнутом озерце недалеко от берега, вода буквально бурлила от множества рыб, выпрыгивающих из воды. Саша расчехлила удочку и вскоре вернулась с уловом. По всем признакам это был хариус, который как правило водится в быстрых речках с каменистым дном. Но что он делал в этом "пруду"? Решив, что в отличие от грибов, в наших краях ядовитые рыбы не водятся, этого хариуса вскоре сварили и съели в виде вкуснейшей ухи.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Следующая часть похода была земноводная – около пятнадцати километров прошли по мелкому каменистому дну реки Ачерйок. Когда путь преградили скопления крупных камней, похожих на спины бегемотов, повернули направо, в сторону Кейв. Близкое присутствие возвышенности обозначали причудливые камни, и выходы кварца на берегу реки с названием Кейвина.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Наконец, вдалеке появилась гора Манюк. Неспроста такое название, манила она к себе. Пройдя через невысокие берёзовые заросли по старой вездеходке, вскоре оказались у подножия горы. Собственно, эта гора в целом характеризует собой возвышенность, пересёкшую эту часть Кольского полуострова. Высота характерна для всех вершин – чуть более трёхсот метров над уровнем моря. Взгляду на север открывается равнина и бескрайние болота, на юг видны массивы берёзового леса и редкие хвойные деревья на фоне далёких холмов, и чем дальше, тем лес выше и гуще. А цепочка высот вытянулась в линию, разделяя растительность и ландшафт на две столь непохожие части.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Начав прохождение Кейв от юго-восточной оконечности, мы в последствии дошли практически до конца возвышенности. А пока что солнце приблизилось к горизонту, показывая нам, что пора бы и вставать на ночёвку. Чтобы быть поближе к воде, подошли к ручейку, едва обозначенному на карте. На деле это оказался весьма глубокий каньон со звенящей далеко внизу водой. Неожиданная красота, и такие маленькие открытия случались в походе многократно.

Изображение

Изображение

Изображение

Весь следующий день двигались по набитой колее от вершины к вершине. Некоторые из них обозначались выходами обветренных пород, а иные совсем не отличались от окружающей местности, такие же плоские. Разве что чуть повыше и старый триангуляционный знак установлен. Порой казалось, что едем не по горам, а по степи юга России. Редкие заболоченные низинки возвращали нас обратно на север.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Урочище Бабьи Кейвы и гора Цицныкура-Боллоурта обозначились выходами слоистых камней. Слои причудливо лежат, иногда закручиваясь и переплетаясь. Вообще такая структура характерна для этой части Кейв. Между гор, у места зарождения безымянного ручья расположилась кварцевая скала.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

У горы Шуурурта в изобилии следы геологической деятельности – останки самолёта, машин, тракторов и прочих вещей и механизмов. Ночевали у реки Семужья, которая согласно водоразделу, здесь начинала свой путь на север.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Следующий день прошли через горы Кырлуайв, Большой Рог. Здесь мы развернулись для того, чтобы уйти в южном направлении. В наших планах было посещение посёлка Краснощелье, а здесь как раз начинался логичный маршрут для движения к нему.

Изображение

Изображение

Изображение

Но не сразу оставили Кейвы, сделали обратный крючок к горам Ягельурта и Колокольная. Казалось бы, общая территория, одна возвышенность, а вершины отличаются друг от друга и порой весьма значительно. Подходы к Ягельурта встретили нас полями с торчащими плитами из серого камня. На самой горе его так много, что кто-то использовал его как строительный материал для хижины возле триангуляционного знака.

Изображение

Изображение

Изображение

Гора Колокольная состояла не только из слоистого камня, но имела также крупные скалы, причудливо изрезанные наискось. Трещины выглядели как причудливый орнамент, напоминая украшения в одеждах некоторых народностей.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Здесь мы спустились в долину, надеясь дойти до реки Поной по зимникам и тракторным дорогам, обозначенным в картах.

Продолжение следует.
дорогой называется направление, которым хочешь проехать

Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщений: 13581
Регистрация: 09 апр 2009, 08:11
Репутация: 5
Откуда: Карелия

Сообщение новичок » 22 окт 2013, 11:26

bobas
:roll: [:}) Здорово!
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________

Аватара пользователя
Vavillio
Сообщений: 508
Регистрация: 05 фев 2010, 00:50
Репутация: 2
Откуда: Усть-Луга / Лен. Область

Сообщение Vavillio » 22 окт 2013, 19:57

Супер.. [:})
кто едет быстрей меня--сумасшедший
кто едет медленнее --- тормоз.
Мой вездеход http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=8037

Аватара пользователя
bobas
Сообщений: 407
Регистрация: 22 мар 2010, 16:36
Репутация: 5
Имя: Владимир
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение bobas » 23 окт 2013, 10:14

уточнённый трек (в предыдущем "выпали Кейвы")

Изображение[/url]
дорогой называется направление, которым хочешь проехать

Sever
Сообщений: 421
Регистрация: 08 янв 2012, 19:21
Репутация: 0
Откуда: г. Архангельск

Сообщение Sever » 24 окт 2013, 21:59

Все здорово, но хотелось бы увидеть видео вездехода bobasа в движении. Про вездеход Сергея Быстрова: мне критиковать его работу - излишнее, сам еще ничего не построил. Но маневренность на месте не айс. Хотя в целом машина супер.

Аватара пользователя
Real
Сообщений: 308
Регистрация: 08 дек 2010, 01:46
Репутация: 0
Откуда: Мурманская обл

Сообщение Real » 25 окт 2013, 13:21

Sever писал(а): Но маневренность на месте не айс.

На самом деле маневренность достаточная. Просто стараюсь в тундре на месте не крутиться, так как на месте разворота будет содран мох и достаточно сильно. Не люблю я этого.

Аватара пользователя
новичок
Модератор
Сообщений: 13581
Регистрация: 09 апр 2009, 08:11
Репутация: 5
Откуда: Карелия

Сообщение новичок » 25 окт 2013, 21:36

Real писал(а): Просто стараюсь в тундре на месте не крутиться, так как на месте разворота будет содран мох и достаточно сильно.

Хорошие слова. приятно читать, что хоть кто то думает том что будет после него [:})
Как вставить фото - тут
Как вставить видео - тут
Инструкции по форуму - тут

_________________

Sever
Сообщений: 421
Регистрация: 08 янв 2012, 19:21
Репутация: 0
Откуда: г. Архангельск

Сообщение Sever » 25 окт 2013, 21:48

Real писал(а):На самом деле маневренность достаточная.


Если Вам хватает, то тогда против ничего не имею.

Real писал(а):Просто стараюсь в тундре на месте не крутиться, так как на месте разворота будет содран мох и достаточно сильно. Не люблю я этого.


Приятно слышать и знать, что есть люди которым не пофиг на окружающую природу и то что останется после него. [:})

Zil
Сообщений: 16
Регистрация: 14 июл 2013, 14:14
Репутация: 0
Откуда: Кострома

Сообщение Zil » 25 окт 2013, 22:03

Real писал(а):



а он на месте разворачивается?

Аватара пользователя
bobas
Сообщений: 407
Регистрация: 22 мар 2010, 16:36
Репутация: 5
Имя: Владимир
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение bobas » 26 окт 2013, 00:18

Sever писал(а):хотелось бы увидеть видео вездехода bobasа в движении

У Ольги много рабочей съёмки, там есть и наш вездеход. Я же снимал природу, но сейчас не до фильма, отчёт бы дописать.
дорогой называется направление, которым хочешь проехать

Sever
Сообщений: 421
Регистрация: 08 янв 2012, 19:21
Репутация: 0
Откуда: г. Архангельск

Сообщение Sever » 26 окт 2013, 21:16

Ждемс.

Аватара пользователя
Алексей Гарагашьян
Сообщений: 3704
Регистрация: 10 ноя 2008, 20:56
Репутация: 3
Имя: +7 (921) 315-51-41
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Алексей Гарагашьян » 28 окт 2013, 10:33

Сайт: http://garagashyan.ru/

Подробно о вездеходах: http://lunohoda.net/forum/viewforum.php?f=73

Вездеходный поход 2014: http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=10217

Аватара пользователя
bobas
Сообщений: 407
Регистрация: 22 мар 2010, 16:36
Репутация: 5
Имя: Владимир
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение bobas » 08 ноя 2013, 10:36

Кольская мозаика
или второй поход по Кольскому полуострову на вездеходах (часть 3)

Изображение

Чальмны-Варрэ (Ивановка), Краснощелье

Итак, уйдя с Кейв мы направились в Чальмны-Варрэ. Это старинное саамское название села, который обозначен на карте как "нежилое". Пока что мы ничего не знали о нём, кроме того, что там имеются наскальные рисунки "петроглифы", которые мы хотели посмотреть. По прямой до цели около пятидесяти километров, а по кривой, примерно также получилось.
Поначалу двигались по дорогам, которые в своё время были вполне пригодны даже для движения колёсного транспорта. Стало понятно, зачем возле Шуурурты находилась лесопилка. Сюда доставляли деловой лес, а уже на месте его распускали на пиломатериалы. Огромная куча опилок возле ржавой пилорамы подтверждала это. Можно себе представить, какая тут была движуха в своё время.

Изображение

Изображение
Изображение
Придерживаясь зимника, пересекли реку Куроптевскую, и упёрлись в очередную оленеводческую базу. Недалеко от неё заночевали. Впервые стояли в самом настоящем сосновом лесу. Какое же это удовольствие, спать на шишках :).

Изображение
Изображение
С утра снова в путь, придерживаясь карты и колеи. Перешли речку Лосингу. Зимник, однако не был отчётливым, и зачастую мы шли напрямки через болота, если позволяла местность. Помехой могли стать заросшие лесом холмы, которые не взять в лоб. Болота же были вполне проходимыми, сложные места мы просто объезжали. Неожиданная остановка произошла возле малозаметного болотного ручья, примерно в метр шириной. В прозрачной коричневатой воде мимо нас проплыла крупная рыба, продемонстрировав три светлые полоски на боку. Охота с видеокамерой наперевес не принесла результата, рыбина исчезла также неожиданно как и появилась.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Чтобы пройти очередную полосу леса, пришлось сделать несколько попыток встать на зимник, указанный на карте. Наконец нашли, но он сильно отличался от тех, что выдели раньше. Узкий, но кора на деревьях не ободрана техникой. Потом догадались, что это оленеходные зимники, сохранившиеся с тех пор, когда отдельные селения ещё не были расформированы. После централизации эти дороги стали не нужны, но северные леса зарастают медленно, вот и сохранились проходы в хорошем состоянии.

Изображение

Изображение

Пройдя через лес, снова попали на ровное и гладкое болото. В стороне стояла гора с отчётливо видимыми скалистыми склонами. Своё название Медвежья, вполне оправдывала внешним видом, как будто огромный медведь уснул, укрывшись одеялом.

Изображение

Вскоре дошли до Чальмны-Варрэ, что на реке Поной. Второе название – Ивановка, появилось в начале прошлого века, когда два Ивана обосновались на месте древнего саамского поселения. С этого момента у села началась новая история. Население росло. Позднее здесь был организован крупный преуспевающий совхоз и оленеводческое хозяйство. На скотном дворе было большое стадо коров, рядом находилось пастбище. На полях выращивали овощи, рекордные кочаны капусты даже возили в Мурманск на выставку. Всё это было создано трудом живущих здесь людей, пока в конце шестидесятых годов не объявили централизацию и ликвидацию села под предлогом предстоящего строительства гидроэлектростанции. Сейчас здесь проживает баба Люба, единственный житель, переехала сюда из Краснощелья лет пятнадцать назад. Она и поведала историю здешних мест. Также провела небольшую экскурсию по территории бывшего совхоза, показала старинное кладбище и камень с петроглифами.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Отсюда мы направились в Краснощелье по указанному зимнику. Обходя озеро Верхнекамское, побуксовали немного в ручье, очень уж скользкие у него берега. Да и само озеро преподнесло сюрприз – попытались набрать воды, но сначала ничего не вышло. Дно мелкое, колёса тут же поднимают муть со дна. Потом приноровились и заполнили канистру, свешиваясь с переднего бампера на малом ходу, пока набегающая вода ещё чистая.
Да, кстати. Переключение передач снова преподнесло сюрприз, последний на этот раз. Перестали чётко включаться первая и вторая передачи. На сухой кочке залез под вездеход и прощупал руками троса привода от кулисы. Стала понятна причина, которую устранил тут же раз и навсегда. До сих пор всё работает отлично.

Изображение

Изображение

Изображение

Очень интересное болото попалось по пути. Похоже, что когда то здесь были озёра, но со временем заилились и заросли. Но не совсем – поверх воды срослась трава, которая в отличие от мха сплелась корнями в плотную сетку. При движении, по поверхности болотного покрова идёт волна, вездеход местами толи едет, толи плывёт. Очень интересное ощущение. Так и шли, придерживаясь хвощей и болотной травы, пока вновь не подошли к реке Поной.

Изображение

Изображение

Река Поной в этих местах неширокая и извилистая. Несколько раз пересекали русло за короткое время. Этот раз последний, в пяти километрах от Краснощелья. Постояли на красивом песчаном берегу, передохнули, и снова в путь. До цели оставалось несктолько километров. Заплывшая вездеходка привела к дороге, которая пролегала мимо аэродрома. Вот мы и дошли до очередной намеченной цели.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Алексей и Вера, принимавшие в прошлый раз, нынче находились в отъезде. Поэтому встретили нас и устроили в гостевом доме родители Алексея – Василий Игнатьевич и Валентина Алексеевна. Затопили баньку, позвали в гости, на обед. Необыкновенное удовольствие общаться с людьми, так любящими свой край, слушать истории из жизни, узнавать подробности быта. И не нужно искать повода приехать сюда ещё раз, нужно просто поддаться зову сердца, и следовать ему.

Изображение

Изображение

И снова Кейвы
Один день пробыли мы в гостеприимном селе и опять зовёт дорога. Курс снова на Кейвы, продолжать путешествие по удивительной возвышенности.
Зимник, как и прежде, повёл болотами. Не такими суровыми как ранее встречались, но такими же непроходимыми для всякого обычного транспорта.

Изображение

Изображение

Остановились на мостике через безымянный ручей, чтобы набрать воды. В узком тёмном русле очень хорошо была видна крупная рыба. Оказался сиг.
Ночевали у речки Лосинги. Здесь, в верхнем течении, она была весьма узкая и мелкая.

Изображение

Изображение

Кейвы предстали во всей красе. Чтобы произвести неизгладимое впечатление, вперёд выступила гора Червурта. Снова сплетение слоистых пород, расколов и трещин. Встречались большие и маленькие пещеры, возле которых земля густо усеяна медвежьим помётом. Нашли несколько пустующих лёжек среди камней. На каменном уступе повыше, устроила своё гнездо хищная птица.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Далее эстафету приняли ущелье Каменистое, гора Длинный Хребет и другие высоты. Чтобы дополнить впечатление, на дороге объявились следы медвежонка. Где-то рядом шла его мама.

Изображение

Изображение

Изображение

Ещё с прошлого похода не давала покоя затея посетить ставролитовый карьер, очень уж хотелось найти пару "крестиков". Точных координат не было, только словесное описание, мол, где то там… Но, не попытаться невозможно. Поэтому свернули в сторону Семиостровья. Дорога проходила мимо берёзового леса и огромных можжевельников. Страшно подумать, сколько лет этим растениям. Однако отыскать наудачу карьер не удалось. В качестве компенсации Кейвы показали горку из выветренных камней, причудливо сложенных в пирамидку. Природа великий художник.
Ночевали у реки Восточный Ельйок.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Снова вернулись к дороге, идущей по вершинам Кейв.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Гора Серповидная и её окрестности изобиловали кварцевыми выходами. Кроме того, вид с горы очень красивый.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В довершение была гора Слюдяная. Ещё на подступах к ней всё вокруг заблестело – дорога, колёса, одежда. Гора полностью оправдала своё название – она целиком состоит из слюдяной породы. Рядом с ней, в земле выкопаны геологические шурфы, в которых также, горками, лежат кусочки слюды.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На этом посещение возвышенности Кейвы можно считать оконченным. По хорошо видимой колее мы отправились к зимнику, идущему в сторону Октябрьского.

Изображение

Долго плутать не пришлось – память подсказала что направление верное. Два года назад мы уже были здесь, я помню эту дорогу. Вот и знакомый лес с беломошником, гора, выложенная каменными уступами, словно древняя пирамида. И старый ветряк на станции связистов всё так же стоит на своём месте.

Изображение

Изображение

Изображение

Ночевали в более-менее приличном месте у небольшого озера. Из всей живности были только наглые утки – летали туда-сюда не обращая на нас никакого внимания. А посреди водоёма повис на проводах столб связи. Возле палатки стояла туго закрученная сосна. Не хотел бы я колоть дрова из таких чурок (как то пробовал уже))).

Изображение

Изображение

В общей сложности нужно было "пробежать" по этой дороге километров восемьдесят, и не скажу что эта часть похода была интересной. Грунтовка, с редкими болотистыми преградами, не вызывающими никаких сложностей для движения на вездеходе. Хотелось ехать быстрее, чем позволяли возможности наших машин. Единственное отклонение от направления сделали для посещения бывшего лагеря Стройки 509. "Развалины бараков 100-й километр" – так обозначается на карте это место. На довольно обширном пространстве, вдоль дороги лежат останки жилья строителей. За шестьдесят лет дерево уже сгнило, стропила упали на основание. Боковых обшивок нет, видимо её "утилизировали" после того, как лагерь был покинут.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вскоре дорога совсем испортилась - ой, извините, стала совсем проезжабельная. Даже встретился большой полноприводной китайский грузовик. На земле следы шишиги, уазика.
Фотография на фоне горы Каменик, что на хребте Панские тундры, последняя на этом этапе пути, вскоре мы повернули в сторону Ловозёрских тундр, следующей частички Кольской мозаики.

Изображение

Изображение

Продолжение следует.
дорогой называется направление, которым хочешь проехать


Вернуться в

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость